Представления о душе человека в древневосточных цивилизациях

Античные и древневосточные психологические воззрения Эпоха Возрождения рассеяла мрак средневековой ночи. Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ Поднебесной. Подчеркивая важность саморефлексии, Мэнцзы утверждал, что лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо. Лаоцзы и все представители школы даосов были убеждены, что главное жизни человека это недеяние, непротивление тому, что предначертано путем. В качестве социальной ориентации человека была сформулирована установка на его адаптацию к окружающей среде, на неукоснительное следование предначертанному ему свыше пути. В вопросе сущности человека античной философии доминировала космоцентрическая концепция. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека, определив человека как существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях. Платон главными качествами человека считал мужество и целомудрие ума, синтез разума и веры, Аристотель речь, ибо только она позволяет воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость. В целом же Эпикур качестве цели человека выдвинул свое кредо проживи незаметно. Переход от мифологического к научному познанию был сложным, многообразным, противоречивым процессом, растянувшимся на многие тысячелетия.

В эпоху классообразования и раннеклассовых обществ духовная культура переживает переход от мифологического мышления к новому историческому типу культуры. Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. Наука узнала об этой малоизвестной культуре древней Индии намного позже, чем других цивилизациях, 20х. Связан он был, скорее всего, с развитием трудовых навыков у подрастающего поколения, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, с передачей знаний традициях, обычаях и нормах поведения данном роде и племени. Первые представления психике этот период, как уже упоминалось выше, были связаны с анимизмом. Так, например, самой традиционной до наших дней остается дальневосточная цивилизация, центром которой являлся Древний Китай. После 7 лет мальчики школе грамматиста получали основы грамоты, а школе кифариста учились музыке, пению, декламации. Древнегреческая система образования утвердилась впоследствии Древнем Риме, но с некоторыми особенностями.

Математические науки уступают место юридическим, языки и литература изучаются тесной связи с римской историей, которой особое место уделяется примерам достойного поведения предков. В своей системе он пытался совместить и материалистические и идеалистические представления душе. Древневосточные государства преимущественно были деспотиями, что означает неограниченную власть. Помимо духовных и культовых функций, храм играл роль производителя и распределителя богатств страны. Административный аппарат, где все должности, включая жреческие, занимают богатые, знатные, родственники и приближенные правителя. В сознание населения внедрялась мысль незыблемости, абсолютности власти правителя и силы жрецов. Консолидировавшись, они образовали высший социальный слой, высшую варну. Пожизненное прикрепление человека к определенной варне социальному слою сопровождается запретом на общение с представителями других варн, совместную деятельность. Их устойчивость тормозила развитие рабовладения и частной земельной собственности. Человек воспринимал себя частью целого и не стремился уйти от внешнего мира свою внутреннюю духовную жизнь. В Древнем Египте законодательные постановления восходили к правовым принципам богини истины и справедливости Маат. Уникальность китайской культуры сохранении традиций, идущих от предков, течение тысячелетий. В Древнем Египте, ШумероВавилонии мировом океане появляется твердь, порождающая небо, землю, богов.

Представления о душе человека в древневосточных цивилизациях - student2.ru

Происхождение человека вписывалось традиционную мифологическую картину, варьируясь у разных народов и разных версиях, и осуществлялось при участии богов. В ШумероВавилонии богиня Нинмах вылепила людей из глины мирового подземного океана Абзу. Он отменил культы всех прежних богов, ослабив тем самым силу жречества. Это привело к изменению во всех сферах государственной и религиозной жизни и росту недовольства. Это отразилось культе умирающих и воскресающих богов, предков, представлениях посмертном существовании души, что особенно ярко проявилось Древнем Египте, где обряды погребения, убранство гробницы жертвоприношения, сохранение тела, почитание умерших стали иметь особое значение, и приобрели не только бытовые, но и общественнозначимые черты, поскольку египтяне верили посмертное существование человека, его души и посмертное воздаяние. В ШумероВавилонии не верили ни загробное блаженство, ни посмертное воздаяние, представляя преисподнюю как царство мрака, откуда нет возврата, и мечтали обрести бессмертие. Это запечатлено священных текстах Брахманах, а также Упанишадах сидеть у ног учителя, получая наставления. В центре религиозной практики брахманизма стоял обряд жертвоприношений с магическими ритуалами, монополизированный жрецами брахманами.

Представления о душе человека в древневосточных цивилизациях - student2.ru

Они заняли ведущие позиции религиозных действах, знании священных текстов, образовании. Данный постулат стал одним из главных принципов всех религиозных течений Древней Индии. В его недрах родилась вероисповедальная связь людей независимо от этнических, языковых, политических связей. Он сформировался среде кшатриев как альтернативная доктрина мудрости брахманов жрецов. Социальная роль философии буддизма определяется идеей равенства людей страдании, праве на спасение на основе личного самосовершенствования, углубления себя, размывании варнокастовых границ. В Древнем Китае издревле на первый план выходят не абстракции, не мистика, как Индии, а художественномифологорелигиозный комплекс и знания, интеллект, развивающиеся практике жизнеобеспечения. Необходимость укрепления власти вана привело к обожествлению Неба поначалу местожительства Шанди, выступившем как абстрактная безличная сила, космический и нравственный закон, контролирующее и регулирующее начало. Вся деятельность жрецовчиновников ориентирована на ритуальные функции, на выполнение административных обязанностей, на сохранение устойчивости социальной структуры, санкционированной Небом.

Мир изначально целен, совершенен, гармоничен и не нуждается переделке, человек должен самоустраниться, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Одним из основных положений конфуцианства является учение сяо сыновней почтительности с требованием строго повиновения старшим, от отца до государя. Со временем эта система стала государственной доктриной на долгие годы. Она прошла долгий путь от пиктографии рисуночного письма до алфавитного. Консолидировавшись, они образовали высший социальный слой, высшую варну. Каждый вечер, пройдя дневной путь по небу, ладья египетского бога солнца Ра подплывает к западным горам, у подножия которых находился вход подземный мир, и начинает путешествие по подземному Нилу, освещая преисподнюю своим светом. Такие гадания исходили из убеждения во взаимосвязи мира природы, мира людей и мира богов. Человек чувствует себя потерянным перед лицом бесконечного космоса без границ и центра, поэтому он стремится к тому, чтобы своём сознании сделать пространство ограниченным. В египетском Ах тат не, ставшем столицей при фараоне Эхнат не, храмы богу Атону, дворец правителя и дома знатных египтян тоже находились центре города. Для любого древневосточного социума своя страна есть средоточие сакральности и середина мира. В этих самоназваниях также ярко прослеживается этноцентрическая концепция восприятия мира человеком с мифологическим типом мышления.

Представления о душе человека в древневосточных цивилизациях - student2.ru

В то же время мифологическое пространство манило к себе своей непознанностью, таинственностью. Маргин лам 29, то есть жрецам и шаманам, колдунам и металлургам, людям с психическими или физическими отклонениями от нормы, также удавалось преодолевать невидимые границы между профанным и мифологическим пространствами, войти контакт с небожителями или посетить преисподнюю, с тем чтобы стать обладателями тайного знания, научиться предсказывать будущее. Вещь считалась продолжением человека, она выражала сущность и качества хозяина вещи. Наличие названных интеллектуальных способностей у вещи может быть доказательством её нерасторжимой связи с человеком. Поэтому обмен дарами закреплял любой договор, подтверждал дружбу, свидетельствовал мирных намерениях общении. Известный из Ветхого Завета сын царя Саула Ионафан заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. При этом изделиях отпечатывается личность мастера, поэтому плохой человек не может создать хорошую вещь. Затем тело густо покрывали бальзамами и благовониями, плотно пеленали льняными бинтами и укладывали саркофаг, сделанный из золота, чтобы обеспечить мумии вечную жизнь. Следовательно, иранцы верили возможность существования души и вне физической оболочки человека, поэтому заботы плоти их могли волновать только при жизни, но не после её пресечения. Отвергая возможность радостного, безмятежного существования царстве богини смерти Эр шкигаль, жители Месопотамии верили лишь то, что бессмертие возможно только памяти людей, поэтому важно после себя оставить след виде творений или подвигов на поле брани. Посредническая функция царей всегда носила двусторонний характер, поскольку она была направлена от людей к богам и от богов к людям. Второе направление, находит своё выражение, например, древнеегипетской формуле Заботься людях, пастве бога. И когда она процветает и покоится, они царь и царица.

Представления о душе человека в древневосточных цивилизациях - student2.ru

В Египте царственность связывалась с началом времён, поэтому она неизменна, непрерывна, вечна и обладает наивысшей сакральностью. В Месопотамии и Китае цари предстают людьми, имеющими земных родителей, но избранными богами для того, чтобы править. К тому же, если божества вечны и выступают роли демиургов, то правители получают власть весьма отдалённое от сотворения мира время, следовательно, цари не могут претендовать на равенство с богами. О падении авторитета царской власти могут свидетельствовать литературные произведения, например, Сказка фараонепьянчужке. Этот сказочный мир порождение особого типа мировосприятия, специфического мышления, которое принято называть мифологическим. О слитности человека с природой, неотделимости от нее могут свидетельствовать следующие факты. Древневосточному человеку пространство представляется как совокупность отдельных объектов, предметов. Вещь считалась продолжением человека, выражала сущность и качества ее хозяина. Соотношение хороший человек хорошая вещь и хорошая вещь хороший человек проявляется не только по линии владелец вещь, но также по линии создатель создание. Мифологическое мышление не рассматривает вещь отрыве от ее изготовления, ремесленник процессе творения уподобляется создаваемому им предмету, и предмет как бы уподобляется ремесленнику. Мифологическое мышление признает идентичность акта создания и акта номинации наименования, поэтому имя Поэтому имя фараона категорически запрещалось произносить, а уничтожение имени умершего на стенах его гробницы рассматривалось, как стремление уничтожить вечную жизнь потустороннем мире.

В Индии регулятором инд ивидуального и социального поведения человека и даже многих поколений стали этические правила, закрепленные и освященные религией. Соперником буддизма стал индуизм, более ориентированный на условия кастовой Индии, традиционные принципы сельскохозяйственной общины, ее нормы, этические ценности, верования, обряды, мифы. Жречества Китае не было, ак как абстрактное божество Небо них не нуждалось, а обязанности первосвященника ритуалах выполняли правитель, образованные чиновники. Конфуцианство направлено на приземление древних веров аний и обрядов, придания им прагматического, социальнонравственного, а не религиозного звучания. Грандиозные трех или семиступенчатые храмыбашни зиккураты строились изза недостатка камня из кирпичасырца. Памятником архитектуры был сам Вавилон с его двойными стенами, сторожевыми башнями.

Непомерно большие уши и широко раскрытые глаза символизировали божественную мудрость и магическое прозрение. Идеализация и обобщение сочетаются с умением подчеркнуть индивидуальные черты. Все граждане приобрели право быть избранными на высшие должности народное собрание верховный орган, получило самые широкие полномочия право принятия законов, решение вопросов войны и мира, заключение и расторжение договоров с другими полисами на собраниях все вопросы тщательно обсуждались, гласно каждый имел право высказать свою точку зрения дело Перикла и Фидия. Для миросозерцания и мироощущения древневосточного человека характерной чертой была психология рабства. В отличие от восточной деспотии Древней Греции господствовал идеологический плюрализм. В Древней Греции и Риме возникли и первые учения атеистов Ксенофана, Эпикура, Лукреция Кара. Если попытаться определить доминанту сознания грека полноправного гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. Все вместе не только демократизировало духовную жизнь полиса, но и рождало традицию уважительного отношения к поэтам и ученым, задавало определенные ориентиры и высот. В противоположность восточным деспотиям древнегреческий эстетический идеал возвышал человека. Он утверждал, что голова должна составлять 1 7 часть общего роста, лоб, нос и подбородок должны делить голову на 3 абсолютно равные части.

Однако строгое следование симметрии отрицательно сказалось на передаче черт человеческого лица. Немецкий философ века Фридрих Ницше писал, что греческой культуре происходила борьба двух противоположных начал аполлоновского, по имени бога Аполлона покровителя искусств, и дионисийского, по имени греческого бога вина и виноделия Диониса. Театр занимал исключительно важное место культурной жизни древних греков. Поэтому народы Западной Европы резко отличались друг от друга по культурному уровню. Природные факторы зоне расселения восточных славян с века носили континентальный характер. Условие географической среды определяли характер и тип хозяйственной деятельности того или иного народа В Западной Европе плотность населения количество населения на один квадратный километр, интенсивность обмена и торговли, ограниченность природных ресурсов способствовали интенсификации хозяйства, стремлению к нововведениям. Главными критериями хозяйствования были количественные, а не качественные показатели.

В Западной Европе годовое колебание температуры составляло 1020 градусов. На политическом уровне Европе это проявилось буржуазных революциях, результате которых государство оказывалось под контролем гражданского общества. Отсюда культивировалась идея спасения человека от своего несовершенства Всего этого на Руси. Значительную роль возникновении и развитии западноевропейской и российской культуры сыграли различия богословии и богослужении католичестве и православии. В 1054 году произошёл окончательный раскол между папой римским и константинопольским патриархом, между Западной католической церковью и Восточной православной церковью. Так средневековых западноевропейских городах стали возникать ростки будущей буржуазной демократии. В отличие от католической церкви православная церковь развивалась сохранившей единую государственность Восточной Римской империи Византии. Отсюда католик убеждён святости любого вида практической общественной деятельности на благо ближних. Отсюда католика интересует лишь внешняя деятельность том числе торговая, промышленная. Во всей этой идеи лежит чтото таинственное, потустороннее, проявление Христа Бога, а не человека.

Поэтому у католиков главный праздник Рождество, тоже вполне земное событие, а у православных Пасха, с которым связано таинственное и необыкновенное явление, не укладывающееся обычную логику Воскресение Христа из мёртвых. Таким же праздником у православных является праздник Пятидесятницы второй день Троицы. Главное православии — покаяние, а не замаливание грехов добрыми делами или деньгами, как католичестве. Покаяние требует целостного преобразования человека, его полного очищения от всяческой скверны, что сопровождается потрясением всего духовного мира человека, его полного обновления. Религии как бы выбирают ту или иную систему искусств, которая оптимальном варианте способна воспроизводить систему религиозных идей и культовую практику данной религии. Уже раннем христианстве возникло противоречие между духовномистической идеей Бога и земной чувственнонаглядной природой искусства. Августин Аврелий 354430 своей книге Исповедь писал, что искусство приводит человека к греховным чувствам и желаниям, подчёркивая, что именно зрение, обращенное к изобразительным и пластическим образам, порождает наиболее глубокие земные, реальные чувства и желания. Первая тенденция наиболее характерна для западного христианства, особенности для католицизма. Длина собора Парижской Богоматери составляла 127 метров, Шартрского собора 130 метров, Амьенского собора 145 метров, высота главного нефа неф высокий продольный зал средневековом христианском соборе, ограждённый с 2х сторон рядами колонн или столбов собора Парижской Богоматери составляла 34 метра, у главного нефа Шартрского собора 35 метров, у Амьенского 43 метра.

Такие соборы, как Парижский, Амьенский и Шартрский насчитывает каждый до двух тысяч скульптур. До готики искусство знало Христа доброго пастыря, Христа во славе, Христа грозного судью. Христос не во славе он просто сидит, подперев голову рукой и опершись на колено, с выражением скорби и глубокого раздумья. Не случайно итальянских средневековых городах разбогатевшая верхушка общества именовалась пополо грассо жирный народ. Нищенствующие проповедники, возглавлявшие народные движения, обличали церковников, прожигающих жизнь роскоши и пользующихся всеми мирскими благами, тогда как Христос был бедняком и говорил, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти царство небесное. Романский ваятель чаще всего изображал Христа сиянии славы и власти и торжествующим даже над смертью.

В византийскоправославном варианте канон превратился канон символ, для которого была характерна не только внешняя форма, но и выражение внутреннего, глубинного смысла религиозного догмата. Православное культовое искусство призвано было передавать не только телесную внешность Христа, Богоматери, святых, но его главной задачей являлось постижение и выражение их божественной потусторонней сущности. Икона вещает об ином мире языком особых форм, исполненных величавого покоя и Поэтому православная церковь как Византии, так и России подчинила всю деятельность художника своему контролю, установкам канона. Что касается положения и роли художникаживописца, то они были чётко определены решениях Вселенского собора, где говорилось, что иконы создаются не изобретением живописца, а силу закона вселенской церкви, что сочинять есть дело не живописца, а святых отцов. Вопервых, образы сверхъестественных существ на иконах Иисуса Христа, Богоматери, пророков должны подчеркивать их неземной, сверхъестественный характер, должны быть направлены на спиритуализацию человека. Такую же исключительную роль, какую античной статуе играет торс, на византийской иконе играет голова. Поэтому древних иконах отсутствует единая линейная перспектива, предполагающая наблюдение изображаемых явлений из одной точки. Особенности такого изображения пространства на иконах обозначаются термином обратная перспектива, термином не вполне точным, но прочно вошедшим искусствоведческий оборот.

Поэтому на одной иллюстрации к византийской рукописи изображён библейский персонаж Иона, лежащий на берегу моря, а самом море кит заглатывает Иону. В изобразительном искусстве православия наряду с тенденцией к символичности и условности изображения действовала и другая тенденция к полнокровному воспроизведению реальных человеческих образов и характеров. Лазарев писал, как русские художники перерабатывали византийское наследие русские живописцы стремились к более земному, к более свободному искусству. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то есть развитие отсутствует. Характеристика восточного типа цивилизации не случайно начинается с выявления особенностей менталитета. Лишенные собственности работники государственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежала государству.

Самодостаточность общины приводила к тому, что внешние связи были сведены до миниума. Условием существования такой власти является господство государственной и общественнойна землю, а также зависимое положение человека по отношению к системе власти?.

Древневосточные цивилизации внесли огромный вклад в познание человеческой души, ее болезней и методов исцеления. Описывая развитие психиатрии в Древней Месопотамии, Древнем Египте, Персии, Индии, авторы справедливо обращают внимание на ее магические аспекты, на то, что она была органической частью религиозной практики. Останавливаясь на освещении конкретных текстов и медицинских достижений психиатрии, они, однако, обходят молчанием трансфизическое понимание природы духовности в этих цивилизациях, позволявшее включать индивидуальную психику и психическую энергию человечества в мета-психическую стихию космоса, что и определяло во многом непостижимые для современного сознания методы воздействия на внутренний мир и ментальность человека.

Ветхий Завет принес новое понимание здоровья и болезни, источником и дарителем которых выступал Бог — творец мира и податель жизни. Безумие рассматривалось как великая божественная кара за неверие или грех, и только Бог мог дать полное исцеление. Практическое врачевание было как бы человеческой реализацией воли создателя.

Древнегреческий этап в “истории психиатрии” представлен в книге как “наивно рационалистический”, когда греческие мыслители “сталкивались с той же самой дилеммой, что и современные биологи, пытаясь применить для понимания природы живых организмов механистические объяснения”.

Великие греческие философы Платон и Аристотель разработали оригинальные, во многом противоположные концепции человеческого сознания и учения о душе, повлиявшие на всю дальнейшую философию и культуру. Греческие врачи дали серьезную классификацию душевных заболеваний и предложили системные варианты их лечения. Но рационалистические представления греков были внешне гармоничной надстройкой над хаосом мифологических и магических представлений о бесконечных, многоформенных и многосмысленных психических взаимодействиях, пронизывающих великий космос — вселенную, и малый космос — человека. Эти представления во многом определяли характер медицины и в эллинистический период, придав ей особую гибкость, разнообразие и глубину, предвосхитив ряд современных подходов в психологии и психиатрии, в частности особую роль сновидений в психическом мире человека, значение бессознательной сферы для мотиваций поступков людей и человеческих сообществ и многое другое.

Выделить основные психологические механизмы и приемы, с помощью которых древние врачеватели добивались желаемого эффекта – воздействия на больного и его излечения. В каких областях психологической (и не только) практики данные механизмы и приемы используются до сих пор. Проанализировав изложенные выше тезисы, к какому выводу можно прийти.

Сократ:

Майевтика -искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно заданных наводящих вопросов. –используется до сих пор в психологии (консультирование).

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Гиппократ, основывался на смешении жидкостей организма, представил четыре типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.-сегодня функциональные механизмы, положенные в основу гиппократовской классификации, не могут быть приняты, но определения типов остались и действительно отражают темпераментные особенности человека.

15) Первая энциклопедия психологического знания Эпос о Гильгамеше

Обратимся к более поздней, чем шумерская (III тыс. до н.э.), вавилоно-ассирийской литературе (на аккадском языке, ок. XXVIII–XXIII вв. до н.э.), в которой значительное место занимают шумерские эпические песни, дошедшие до нас в записях XIX–XVIII вв. до н.э. и обнаруженные в конце XVIII в. в храмовой библиотеке г.Ниппура. Пока что они изучены далеко не полностью и среди них – цикл песен о героях Урука – одного из древнейших городов: Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше; последний вызвал наибольший интерес23.

23 Гильгамеш (XXII–XVIII вв. до н.э.) – один из богов-спасителей, разновидность солнечного божества, послуживший прототипом Самсона («самсон» – сказочный). См: Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). М.; Л., 1961; Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965; Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965; Белявский Β.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971; Сейс А.Г. Ассиро-вавилонская литература. Спб., 1879; Гильгамеш: Вавилонский эпос / Пер. Н.Гумилева. П., 1919.

В эпосе причудливо сочетаются практический опыт и сказочные подвиги Гильгамеша, фантастика которых, однако, направлена на то, чтобы в конечном итоге способствовать созданию условий для вполне реальной нормальной жизни людей. Сказочные мотивы сливаются, составляют единое целое с рассказами о зарождении социальной и культурной жизни, нравственности и изначально существующем противоборстве двух ее ипостасей – добра и зла. С пафосом утверждается бессмертие человеческих дел, которое символизируют стены Урука, воздвигнутые «семью мудрецами» и самим Гильгамешем. Пафос вполне оправданный. Сохранившиеся до настоящего времени (хотя и более поздние, но идентичные знаменитым сооружениям) массивные кирпичные стены Урука и Вавилона, украшенные изображениями животных и орнаментом, поражают своей долговечностью и величием, а гениальные архитектурные изобретения древних – арки и башни – как бы осуществляют связь с современным градостроительством.

В эпосе о Гильгамеше, царе Урука, ярко отразились интерес к человеческой личности и изобилующее реалистическими подробностями описание его подчас трагической судьбы, а наряду с этим – жизнь богов и их деяния, причем взятые не сами по себе, а в их отношении к человеку. Отметим, что боги предстают отнюдь не всесильными (одна из древнейших богинь – богиня плодородия Инанна (Иштар) сваталась к Гильгамешу и была отвергнута им); в песнях имеются и богоборческие мотивы. Характерно, что наиболее фантастические свершения связаны не с богами, а с человеком (сражение

Гильгамеша с чудовищами – хранителями горы кедров и др.).

Реалистическую основу эпоса поддерживают рассуждения о смысле жизни, о предназначении людей, о свободе (диалог «господина» и «раба» и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что шумеры не считали себя первыми людьми; напротив, из эпоса явствует, что много раньше был «золотой век», когда царили мир и согласие, жили без страха, горя и ненависти; доброта окружала весь мир, все люди говорили на одном языке и славили одного бога (Анн). И если рассказ о «золотом веке» носит довольно абстрактный характер, то история о потопе и чудесном спасении от него героя излагается как событие, случившееся на памяти человечества. Живым опытом наполнен и один из сюжетов, связанный с образом ставшего другом Гильгамеша «дикого» человека Энкиду (мы бы сказали, «естественного» человека, древнейшего предшественника образов в духе романтизма и Ж.-Ж.Руссо). Близкий к природе Энкиду, живущий в степи среди зверей, защищает их от истребления охотниками; на этой почве и возникает у него конфликт с Гильгамешем, представителем разрушающей природу городской цивилизации, и Гильгамеш вынужден уступить. Находясь в городе, Энкиду отстаивает достоинство человеческой личности, выступает против несправедливости, в частности против «варварского» права первой брачной ночи. Проблемы нравственности и религии поставлены как насущные реалии, что согласно современным историческим данным вполне соответствовало времени, ибо уже в XVIII в. до н.э. существовала обширная дидактическая литература, а в художественных произведениях встречались поэтические афористические поучения (наиболее известные законы Хаммурапи и стихотворное введение к ним относятся к XIX–XVI вв. до н.э.).

Особо отметим, что именно познавательный искус направляет поиски-размышления героев в область фантазии.

Гильгамеш, утративший друга, хочет узнать тайну смерти и вечности, беседует с вызволенной им из подземного царства богини Эрешкигаль душой Энкиду, рассказавшей о многих печальных, но весьма реалистических подробностях «жизни» после смерти (тело становится прахом, его источают черви, – говорит «душа», – так что остается только сидеть и плакать). Высказанные при этом сентенции можно рассматривать как скепсис по отношению к вымыслам о загробной жизни.

Однако в эпосе содержатся и другого рода фантазии, отразившие то, что мы называем романтическим полетом мысли, мечтой. По-видимому, и она присуща нашей психике издревле, и без нее нельзя представить себе человеческое искание истины. Об этом свидетельствует «Эпос об Этане» (цикл г.Киша, Эреду, Вавилона, XXII–XVIII вв. до н.э.), отразивший мечту человека о полете и желании увидеть землю с высоты (эпос содержит весьма поэтический рассказ о полете героя на орле на небеса и открывшейся оттуда панораме земли и моря), а также сложившийся несколько позднее, в XVI–XII вв. до н.э., большой космогонический эпос, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу богов и создание людей из глины и крови бога.

В еще более поздней, но также древнейшей, ассирийской литературе, в частности найденной в библиотеке царя Ашшурбанипала (668 – ок. 633 г. до н.э.) в Ниневии, были обнаружены списки царей и династий, начиная с «допотопного» времени, и если эти материалы рассматривать как первые попытки создания истории, т.е. в какой-то степени достоверного знания, то окажется, что одновременно с ним существовала и первая фантастическая «футурология» в виде разного рода предсказаний, гаданий и т.п., составивших целые сборники.

Извечная связь человека с природой давала ему надежду на возможность проникнуть в ее загадочную многозначительность. Давая волю фантазии, воображая картины будущего, человек как бы утверждал свою способность

подняться над самим собой, выйти за пределы своего Я. Проникнутые этим пафосом древние сюжеты и образы стали вечными, получили долгую жизнь в культуре и искусстве, начиная с библии и кончая нашим временем, остались ярчайшим примером проявления творческого духа человека24. О впечатляющей силе этих представлений свидетельствует тот факт, что хотя с появлением нового общественно-практического и духовного опыта человечества возникли и фиксирующие этот опыт новые и новые философские концепции, однако еще не скоро им удалось освободиться от религиозно-мифологических элементов, многие из которых, и среди них самые загадочные и устойчивые – бог и душа, продолжают свое существование и в наши дни и по-прежнему вызывают ожесточенные философские и религиозные споры.

«Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII—XVII веков до н. э. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. Она была записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включала около 3 тысяч стихов и была датирована VII веком до н. э. Также в XX веке были найдены фрагменты других версий эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках.

Поэма описывает подвиги двух героев — Гильгамеша, царя города Урука, и его друга Энкиду.

«Эпос о Гильгамеше» переведен на многие языки, в том числе и русский.

Цитаты[править]

О всё видавшем до края мира,

О познавшем моря, перешедшем все горы,

О врагов покорившем вместе с другом,

О постигшем премудрость, о всё проницавшем:

Сокровенное видел он, тайное ведал,

Принес нам весть о днях до потопа,

В дальний путь ходил, но устал и смирился,

Рассказ о трудах на камне высек,

Стеною обнес Урук[1] огражденный,

Светлый амбар Эа́нны[2] священной.

Осмотри стену, чьи зубцы, как из меди,

Погляди на вал, что не знает подобья,

Прикоснись к порогам, что там издревле,

И вступи в Эанну, жилище И́штар[3], —

Даже будущий царь не построит такого, —

Поднимись и пройди по стенам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай:

Его кирпичи не обожжены ли,

И заложены стены не семью ль мудрецами? — Пролог.

— Таблица I

На две трети он бог, на одну — человек он... — О Гильгамеше.

— Таблица I

...Удел людей — подчиненье высшим!

— Таблица II

Кто, мой друг, вознесся на небо?

Только боги с Солнцем пребудут вечно,

А человек — сочтены его годы,

Что б он ни делал, — все ветер!

Ты и сейчас боишься смерти,

Где ж она, сила твоей отваги?

Я пойду перед тобою, а ты кричи мне: «Иди, не бойся!»

Если паду я — оставлю имя:

«Гильгаме́ш[4] принял бой со свирепым Хумба́бой[5]!»

Но родился в моем доме ребенок, —

К тебе подбежал: «Скажи мне, все ты знаешь:

<...>

Что совершил мой отец и друг твой?» — Гильгамеш к Энкиду.

— Таблица II

Подниму я руку, нарублю я кедра,

Вечное имя себе создам я! — Гильгамеш к Энкиду (рефрен).

— Таблица II

Друг мой, птичку поймай, — не уйдут и цыплята! — Энкиду к Гильгамешу.

— Таблица V

Кто же красив среди героев,

Кто же горд среди мужей?

Гильгамеш красив среди героев,

Энкиду горд среди мужей! — Победная речь Гильгамеша.

— Таблица VI

Слово, что сказано, не изменят боги,

Слово, что сказано, не вернут, не отменят,

Жребий, что брошен, не вернут, не отменят,

Судьба людская проходит, ничто не останется в мире! — Шамаш[6] к Гильгамешу.

— Таблица VII

Можно ль мертвому видеть сияние солнца? — Гильгамеш к Шамашу.

— Таблица VIII

Я — Гильгамеш, убивший стража леса,

Погубил я Хумбабу, что жил в лесу кедровом,

Быка сразил, что спустился с неба,

Львов перебил на перевалах горных.

Наши рекомендации