Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 2-4 лет
№1. «День рождения (Муха Цокотуха или любой другой персонаж, кукла, игрушка, непосредственно ребёнок)».
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к ......., столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у ........ сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к................ и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с конфетами и вареньем, просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
№2. «Поможем убрать со стола...........................»
Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.
Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.
Игровое действие:убирать со стола после гостей: убрать скатерть, чайные приборы, помыть посуду.
Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник, чашка для мытья посуды, губка, полотенце для посуды.
Ход игры
Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.
- Что мы будем делать в начале?
Ответы детей... Убирать со стола
- Куда? (в шкаф для посуды)
- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?
Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.
Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. .................... благодарит детей за помощь.
№ 3. Строим дом.
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры:
воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
№ 4. "Пора кушать".
Задачи: Накрыть стол, расставить приборы.
o Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
o Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.
o Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.
o Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).
o Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз)
o Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.
Оборудование: кастрюлька, сковорода, шарики, бусины, палочки и пр. и ложечки, палочки, блюдца, тарелочки, поварешка. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет, муляжи продуктов, куклы, колечки и т.д.
Ход игры
Не следует забывать о том, что игровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко).
В рамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детских стихотворений, например: "Оладушки" А.Кравченко:
Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки! –
Да испечь-то испеку,
Только где же взять муку?
- Вот мука! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Я б оладьев напекла,
Только нету молока.
- Вот молоко!
Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Я бы испекла уже,
Вот беда-то, нет дрожжей.
-Вот дрожжи! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Да испечь-то испеку,
Только надо сахарку.
- Вот сахар! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Печь оладьи есть сноровка,
Только где же сковородка?
- Вот сковородка! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
Ну, теперь-то напеку,
Внучке милой напеку
И любимому внучку.
Целу гору напеку!
Масленых, румяных,
С медом, Со сметаной
Сначала читаете ребенку стихотворение, по разному интонируя речь бабушки и внука и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку "с молоком", кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложив ему роль внучка, подсказывая соответст-вующие слова и помогая в случае необходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточно разнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместо плиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик и пр.), а со старшими детьми - обмениваться ролями. |
№ 5. "Баюшки-баю"
Задачи:Запеленать куклу.
o Погладить, обнять ее.
o Побаюкать на руках.
o Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.
o Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок
Оборудование:кукла,пелёнки, кроватка, постельные принадлежности: подушка, матрац, одеяло, простынка, наволочка, пододеяльник.
Ход игры
Вот тебе под спинку мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
№ 6. "Надо, надо умываться"
Задачи:Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).
• Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.
• Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.
• Умыть куклу из тазика.
• Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)
• Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки)
Оборудование:кукла, ванночка, муляж мыла и губка, шарик, пластмассовой баночки, расческа, полотенце.
Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:
Водичка, водичка, Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок, Кто у нас хорошая:
Кто у нас пригожая? Катенька хорошая!
Катенька пригожая!
Заключение
Игра выступает как деятельность, имеющая отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. В игре также возникает новая психологическая форма мотивов.
Игра является яркой деятельностью, в которой происходят процесс, связанные с преодоление «познавательного эгоцентризма». Игра выступает как реальная практика смены позиций при взятии на себя роли, но и как практика отношений к партнеру по игре с точки зрения той роли, которую выполняет партнер, не только как реальная практика действий с предметами координации точек зрения на значение этих предметов без непосредственного манипулирования ими. Игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап умственных действий с опорой на речь.
Функциональное развитие игровых действий влияет на антогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля очень слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь родилась, именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Игра имеет значение и для формирования дружеского детского коллектива, для формирования положительного отношения к труду и для исправления некоторых исправлений в поведении отдельных детей и еще для много другого. Все эти воспитательные эффекты основание на то влияние, которое игра оказывает на становление его личности.