Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр

детей дошкольного возраста
Кандидат педагогических наук
Харчевникова Алёна Николаевна

Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвёт и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека

Что такое детская игра?

q Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.

q Игра – деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

q Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия.

Основные характеристики дошкольника

q интерес;

q активность;

q коммуникабельность;

q эмоциональное виденье мира;

q открытость;

q фантазерство;

q любознательность;

q доброжелательность;

q трудолюбие;

q заботливость;

q внутренняя позиция (устойчивая система отношений к себе, к людям, к окружающему миру), волевые качества личности (инициативность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, независимость и т.д.);

q саморегуляция поведения;

q сформированность тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста;

q чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность;

q личностная позиция ребенка.

Дошкольник – многогранная личность, требующая участия в определённой деятельности (сюжетно-ролевой игре) для раскрытия своих природных ресурсов.

Полоролевая дифференциация в игровой деятельности

Полоролевая дифференциация в игровой деятельности определяется нами как отражение детьми четырех-пяти лет представлений о себе в рамках пола, женского (мужского) своеобразия, полоролевой позиции в разных контекстах бытия, сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром

Педагогическое сопровождение

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста на основе полоролевой дифференциации заключается в поэтапной и пошаговой стратегии развития игровой деятельности, предполагающей: диагностику особенностей игровой деятельности детей четырех-пяти лет, включая изучение игровых интересов и предпочтений мальчиков и девочек; проектирование педагогом вариативных и инвариантных игровых сюжетов для совместной игровой деятельности с детьми; организацию игровой среды; разработку специфических игровых приемов и ситуаций импровизационного характера, нацеленных на развитие игровых умений у детей обоего пола; разработку приемов гибкого игрового взаимодействия педагога c мальчиками и девочками по отдельности, а также совместно с детьми обоего пола.

Игровая позиция воспитателя на 1 этапе педагогического сопровождения

1. Воспитатель изучает и фиксирует игровые интересы и предпочтения детей в ходе сюжетно-ролевой игры.

2. Воспитатель предлагает детям игровые сюжеты, учитывающие их полоролевые предпочтения и интересы, выявленные в ходе диагностики игровой деятельности дошкольников. Включает в игровые сюжеты любимые роли детей, комбинирует разные роли в одном игровом сюжете, используя копилку игровых сюжетов. Оснащает предметно - игровую среду с учетом детской игровой субкультуры мальчиков и девочек.

Диагностика

1. Беседа (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)

Цель беседы: выявить игровые интересы мальчиков и девочек пятого года.

Примерные вопросы беседы:

q В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?

q В какие игры ты играешь дома?

q Кем ты любишь быть в играх?

q С какими игрушками ты любишь играть? (Ребенку предлагаются реальные игрушки). Пожалуйста, покажи.

q Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?

q Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?

q С кем ты больше любишь играть: с мальчиками или девочками? Почему?

Критерии беседы: частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек; частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек; привлекающие мальчиков и девочек игрушки; предпочитаемые партнеры по игре.

2. Наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)

Цель серии первых наблюдений: изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни.

Показатели наблюдения:

q Самостоятельно организует игру.

q Активно распределяет роли (без конфликтов с другими детьми).

q Выступает инициатором новых ролей и новых идей в развитии сюжета.

q Словесно обозначает выполняемую роль и роли других играющих.

q Отражает в игре разнообразное содержание.

q Совместно строит и творчески развивает сюжет игры.

q Является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

q Отражает ряд сюжетных логических эпизодов в игре.

q Осуществляет процесс сюжетосложения.

q Моделирует ролевой диалог с партнерами – сверстниками, вступает в ролевое взаимодействие на длительное время.

q Изменяет ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.

q Передает характерные особенности персонажа игры.

q Использует разнообразные игрушки, предметы-заместители для развития сюжета игры. Логически завершает игру.

Критерии наблюдения: тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек; выбор партнеров по игре (только мальчики; только девочки; и мальчики и девочки; игрушки (предпочтение мальчиков и девочек); ребенок играет один); роли, выбираемые мальчиками и девочками и характер распределения ролей у тех и других; особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек; характер использования игрушек мальчиками и девочками;характер ролевых действий у мальчиков и девочек.

Исходя из результатов наблюдения выделяются уровни развития игровых умений: низкий, средний и высокий.

Цель второго наблюдения:изучить особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.

Показатели наблюдения

1.Длительность ролевого взаимодействия.

2.Ролевые действия разнообразны и отражают богатство действий, совершаемые ребенком в условиях роли.

3.Ролевые действия направлены к разным персонажам игры.

4.Ролевые действия согласованы с партнерами по игре.

5.В игровом сюжете ролевые действия развертываются в последовательности.

6. Ребенок передает характерные особенности персонажа: своего пола, противоположного пола.

7. Объединение в игре на основе интереса детей друг к другу.

8. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию.

9. Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре.

10 .Беспроблемное взаимодействие с детьми в игре.

11. Пытается справедливо решить споры и конфликты в игре.

Критерии наблюдения: длительность ролевого взаимодействия; специфика ролевых действий с учетом пола ребенка; специфика объединения в игре с учетом пола ребенка; позитивность взаимодействия в игре.

Подробное описание методов беседы и наблюдений представлены в учебно-методическом пособии В.А. Деркунской, А.Н. Харчевниковой «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет».

3. Интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В.Е. Кагана).

Цель: выявить гендерные установки детей.

4. Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л.Белопольской.

Цель: изучить уровень сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.

5. Методика «Два домика»(разработана Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой).

Цель: выявить симпатии и антипатии мальчиков и девочек к сверстникам.

6. Социометрия(разработана Е.О. Смирновой, В.М.Холмогоровой).

Цель: оценка особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками.

7. Метод наблюдения за реальным взаимодействием мальчиков и девочек в детском саду(разработан Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой).

Цель: изучить особенности повседневного взаимодействия мальчиков и девочек вне сюжетно-ролевой игры.

Копилка игровых сюжетов

Игровая позиция воспитателя

1. Воспитатель как партнер по игре предлагает детям основные роли, а сам берет второстепенную и по ходу игры вводит новые сюжетные события, требующие логичной и необходимой смены его роли, включения новых ролевых связей.

2. В игровых ситуациях для девочек педагог через смену женских ролей, которые он исполняет и вводит дополнительно в игру, активизирует у них ролевой диалог, раскрывает роль во множестве возможных ролевых связок, развивает умение изменять ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой.

3. В игровых ситуациях для мальчиков воспитатель через смену мужских ролей, которые он исполняет и вводит дополнительно в игру, развивает у детей способы мужского поведения, умения договариваться, вести ролевой диалог, решать конфликты. Для раскрытия разных типов отношений между людьми педагог использует как мужские, так и женские роли.

Игровая ситуация для девочек«Белоснежка и ее друзья»

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в «Белоснежку и ее друзей»:«Давай ты будешь Белоснежкой, а я белочкой - твоим другом ». Начав игру, воспитатель предлагает такую же роль, как у него самого (роль друга Белоснежки) еще нескольким девочкам: «Давайте вы тоже будете друзьями Белоснежки! Я вот лесная белочка Алиса. А вы кто? » Дети сами выбирают, каких друзей они будут изображать (кошку, мышку, обезьянку, Русалку, фею, принцессу и др.).

Воспитатель:

- Как много друзей у Белоснежки! Может быть, мы отправимся в путешествие по Лесной стране? Посмотрим, кто там живет, чем славится Лесная страна.

- На чем мы туда отправимся? Белоснежка, как ты думаешь?

- Наша Белоснежка владеет волшебством! Давай ты с помощью своей волшебной палочки сделаешь из тыквы летающую карету (карета в игре воображаемая).

- Какие волшебные слова нужно говорить, чтобы из тыквы получилась карета?

- Белоснежка, мы же в Лесную страну должны отправиться красивыми, нарядными. Давай ты нас оденешь, причешешь.

- Садимся в летающую карету! Закрываем глаза и повторяем за Белоснежкой волшебные слова, которые отправят нас в Лесную страну.

- Ура! Мы в Лесной стране. Белоснежка, а почему здесь так темно? Здесь нет цветов, зеленой травки. Люди, животные, деревья превращены в каменные статуи!

- Неужели Лесная страна заколдована?

- Кто же этот злодей?

Воспитатель предлагает детям ввести новое сюжетное событие, чтобы оправдать появление нового персонажа– «Белочка Алиса потерялась в Лесной стране. Я теперь злая фея, которая встретила Белоснежку и ее друзей у реки»:

- Кто вы такие? Откуда вы?

- Зачем вы прилетели в Лесную страну?

- Я фея Глум, которая заколдовала Лесную страну от всего живого. Теперь в моей стране живут только каменные статуи. Они меня слышат и понимают.

- Вы не сможете оживить Лесную страну. Ты, Белоснежка, должна очень постараться, чтобы расколдовать все и снять мою черную магию.

- Как же ты это собираешься сделать? Неужели будешь искать мой клубок зла? Ты его не найдешь.

- Далее дети сами расколдовывают Лесную страну, находят белочку Алису (игрушку). Воспитатель в роли феи Глум просит Белоснежку помочь ей стать доброй феей. Затем на роль феи привлекается кто-нибудь из детей. Воспитатель начинает исполнять роль врача:

- Здравствуй, Белоснежка. Я врач Лесной страны – Рыжая Лиса. Спасибо тебе за то, что спасла нашу Лесную страну от черной магии. Теперь мне нужно осмотреть вас всех, как врач: есть ли ранки, ушибы, головные боли, кашель, простуда, аллергия.

- Врач осматривает Белоснежку и ее друзей, выписывает рецепты. Далее дети сами могут меняться ролями и продолжать игру.

Игровая позиция воспитателя

1. Воспитатель предлагает различные структуры сюжетов (в зависимости от пола дошкольников), стимулирующих гибкое ролевое поведение, смену ролей, многоперсонажный ролевой диалог.

2. У девочек, в первую очередь, воспитатель обогащает представления о ролевых действиях (мамы, врача, парикмахера, продавца, покупателя и т.д.), развивает умения вести многоперсонажный ролевой диалог, комбинировать различные действия внутри одной роли.

3. У мальчиков воспитатель формирует, прежде всего, положительный опыт разрешения конфликтов (умение договориться, уступить, мирно прийти к соглашению без «кулаков» и т.д.), умения длительно вести многоперсонажный диалог, использовать разные типы игровых отношений. У детей обоего пола педагог развивает умения комбинировать сюжеты.

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками в игре «Аллея сказок»

Игровая позиция воспитателя

1. Воспитатель использует разные сюжетные импровизации для мальчиков и девочек, учитывая их игровые интересы, предпочтения, уровень развития игровых умений. Для мальчиков - сюжетные импровизации героического характера, приключенческого содержания, отражающие сюжеты современного телевидения, творческие изобретения. Для девочек - сюжетные импровизации, включающие в себя мультипликационные перевоплощения, взаимоотношения разных героев (сказочных и реалистичных), хозяйственно-бытовые и дизайнерские преобразования.

2. У девочек….

Воспитатель обогащает представления о предпочитаемых ими ролях, ролевых действиях, способствует активному «вживанию» в роль, ее раскрытию через множество нестандартных ролевых связей.

Воспитатель обогащает ролевое взаимодействие через многоперсонажный ролевой диалог с включением героев из мультфильмов и книг. Развивает умения комбинировать различные роли, ролевые действия в одном игровом сюжете путем перевоплощения в любимых героев мультфильмов и книг. Включает в игровое содержание современные проблемы бытия, события повседневной жизни и сказочного мира. Способствует творческому, не линейному отражению содержания игры. Обогащает опыт ролевого взаимодействия детей через показ разных вариантов развития взаимоотношений между людьми и сказочными героями. Раскрывает детям разные игровые комбинации для обогащения ролевого взаимодействия, углубления ролевых связей, развития сюжета игры.

У мальчиков…

Воспитательчерез игровое содержание вызывает желание и интерес детей к согласованному распределению ролей для совместного построения сюжета игры. Раскрывает как типичные, так и нетипичные типы отношений между героями. Показывает варианты ролевого диалога в разных типах отношениях: профессиональных, соподчинения, дружеских (в том числе, в отношениях взаимопомощи).

Воспитатель развивает умение длительно вести многоперсонажный диалог путем включения игровых ролей и сюжетов, заимствованных из телевидения.

Воспитатель предлагает содержание игры, включающее в себя приключенческие захватывающие события, ситуации успеха, победы, проблемы технического, профессионального характера. Развивает опыт длительного ролевого взаимодействия детей путем включения в игру проблемных ситуаций, задач, «опасных» событий, требующих сплоченности героев, совместного участия в решении возникших трудностей.

Воспитатель раскрывает детям разные игровые комбинации для углубления типов отношений, развития целостного игрового сюжета.

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с

Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками в игре «Путешествие в страну Кривляния»

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр

детей дошкольного возраста
Кандидат педагогических наук
Харчевникова Алёна Николаевна

Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвёт и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека

Что такое детская игра?

q Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.

q Игра – деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

q Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия.

Наши рекомендации