Построим пирамидку для куклы

Д/задача:закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур.

Игр/правила: отбирать нужный строительный материал по сигналу воспитателя.

Игровое действие:поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Д/ материал:геометрические фигуры, куклы, различные по величине и одетые в разноцветные платья.

Ход игры

Воспитатель рассаживает кукол, разных по величине и цвету платьев. Делит детей на четыре группы. Дети должны подобрать соответствующий строительный материал по величине и цвету и самостоятельно сделать постройку пирамидки.

Параллельно с организацией группового предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами заместителями. Для этого он развёртывает сюжетную игру на глазах у детей, одушевляя кукол или другие игрушечные персонажи.

Угостим гостей чаем

Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.

Игровое действие:накрывать игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, пригласить гостей за стол.

Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник.

Ход игры

Дети вместе с воспитателем накрывают на стол. Воспитатель говорит и действует за хозяина приёма, обезьянку, т.е. говорит от её имени. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы правильно и называли их, соблюдая дружеские партнёрские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.

Поможем убрать со стола

Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.

Игровое действие:убирать со стола после гостей: убрать скатерть, чайные приборы, помыть посуду.

Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник, чашка для мытья посуды, губка, полотенце для посуды.

Ход игры

Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.

- Что мы будем делать в начале?

Ответы детей... Убирать со стола

- Куда? (в шкаф для посуды)

- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?

Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.

Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. Обезьянка благодарит детей за помощь.

По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом: варит кашу, накрывает на стол, кормит куклу, моет посуду, убирает со стола. гуляет с куклой, укладывает куклу спать при этом поёт колыбельную песенку. Все эти сюжеты должны включать в себя действия, уже известные детям, наблюдаемые ими в реальной жизни.

На этом этапе работы воспитателю следует на ряду с сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы заместители.

Для того, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности могли развернуть игровые действия, воспитателю следует сохранить предметно-игровую среду, или специально её организовать.

II. На втором этапе (от 3 лет) педагог формирует у детей умение принимать роль,

развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществлять, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь - диалог.

Для перехода к ролевой игре необходимо, чтобы ребёнок умел выделять специфические для определённого взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Воспитатель должен отчётливо представлять. какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Это должны быть роли взрослых. знакомые ребёнку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль доктора (доктор измеряет температуру, делает уколы, даёт лекарство; внешним атрибутом является халат), роль шофёра (водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; атрибут - руль).

Воспитатель подготавливает несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно обязательно обыгрывает их, на глазах у детей, принимая на себя главные роли. Игра воспитателя привлекает внимание детей. Их можно вовлечь в неё, постепенно сначала на примере с куклой, воспитатель - доктор лечит куклу, потом помощника воспитателя и только потом в игру вступают дети, воспитатель передаёт роль доктора детям и сам выступает в роли пациента и т.д.

Во время игры педагог не однократно называет свою игровую роль, связывая её со специфическими ролевыми действиями.

Развитие игры может идти по следующей схеме:

1. воспитатель - игрушка

2. воспитатель - ребёнок

3. ребёнок - ребёнок.

Чтобы обратить внимание детей на ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно на время игры взрослого с детьми свести до минимума число сюжетных игрушек; ролевые действия лучше осуществлять с предметами-заместителями или с воображаемыми предметами. Таким образом, центр игры смещается с предметных действий на разговор персонажей.

III. Моделирование развития сюжетной игры по концепции

Наши рекомендации