Урок вежливости в «Школе игрушек»
Средняя группа
Цель:
· Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
· Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным
поступкам сверстников.
· Развивать связную, интонационно выразительную речь.
Материал.
Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанные в коробке (за ширмой); шапочки петушка и птички (для инсценировки).
Ход занятия
Воспитатель(подводит детей к закрытым дверям зала). Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.
(Проводит детей в зал; подходя к каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени приветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста!», «Располагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!»).
Утро в Школе начинается с необычной зарядки: ученики вспоминают вежливые слова. (Предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив себя в роли этого персонажа, отвечать на вопросы). Зайчик, что нужно сказать, если обращаешься к кому – нибудь с просьбой? Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?.. (Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает детям присесть на стульчики).
Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек дается нелегко.
(Приносит из-за ширмы коробку и достает из нее игрушечного медведя, говорит за него).
Медведь.
Я все могу – могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу.., но не хочу!
Воспитатель. Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? (Ответы детей). Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!»
Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:
Мишка злым сегодня был.
Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
(Мишка «отворачивается», «закрывает» морду книгой).
Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.
Мишка. Ребята! Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!
Воспитатель. Давайте, поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребенок и каждый медвежонок, что – бы быть вежливым. (Рассуждения детей). Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если он обидел ненароком, просит прощения.
Медведь.Я понял, что очень плохо – быть хвастливым, грубым.., а еще каким?
Воспитатель. Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а ты, мишка, подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на ее месте.
Принесла сегодня Маша
Длинношеего жирафа.
Целый день с жирафом этим
Поиграть хотели дети:
Он бы был подъемным краном,
Угостился бы бананом.
Чтоб жирафчик мог поспать,
Приготовили кровать.
Но взяла в охапку Маша
Длинношеего жирафа,
Утащила в уголок,
Чтоб никто отнять не мог.
Медведь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я бы на ее месте предложил детям поиграть всем вместе, даже поделился бы своими игрушками. А как бы вы поступили ребята? (Ответы детей).
Воспитатель. Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей. (Читает стихотворение Э. Мошковского «Жадных нет»). Жадные!
Поднимите руки,
Жадные,
Жадины и жадюги.
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну, хоть бы мало!
Две – три штуки!..
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики…
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных? Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрим тщательно.
Жадных нет?!
Замечательно!
Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек. Дети желают им быть вежливым, добрым, скромным.
Воспитатель предлагает отдохнуть и посмотреть инсценировку (роли исполняют заранее подготовленные дети).
Приложение №5
Вежливое путешествие
(Старшая группа)
Цель:
· Продолжить формировать положительные моральные качества.
· Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
· Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Оформление групповой комнаты.
Комната поделена на игровые зоны: "Автовокзал", "Магазин игрушек", "Парикмахерская", "Больница", "Лес".
Материал.Атрибуты для роли водителя, продавца, парикмахера, врача; Петрушка – кукла из кукольного театра или игрушка.
Ход занятия
Воспитатель.Ребята вы любите путешествовать? На каком транспорте? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Как называется место, откуда автобусы отправляются в путь? Правильно, это место называется автовокзал. Давайте построим автобус. (Дети под руководством воспитателя "строят" автобус из стульев и элементов большого конструктора. Затем выбирают "водителя", который садится в "кабину автобуса").
Водитель должен внимательно следить за дорогой, движением других машин и сигналами светофора, громко объявлять остановки, продавать талоны.
(Воспитатель достает петрушку и говорит за него).
Петрушка.Эй, ребята! Мне стало скучно, и я решил съездить к своему другу гномику Лелику. Когда я вошел в автобус, то пролез в серединку, расталкивая пассажиров. Увидел свободное место и сел. Какая – то бабушка стояла рядом и всю дорогу вздыхала. Через две остановки я выбрался к выходу и выскочил из автобуса. Вдруг я увидел Лелика на другой стороне дороги и закричал: "Эй ты, Лелька – Пипелька!.."
Воспитатель. Подожди, Петрушка! Мне кажется, что ребятам в твоем рассказе что – то не нравится. (Дети называют ошибочные действия Петрушки). Давайте вспомним правили поведения при посадке в автобус и в его салоне. (Ответы детей).
Проблемная ситуация.
Саша и его родители зашли в автобус. Все места были заняты. Только на переднем сидении одно место оказалось свободным. Как вы думаете, кому следует сесть на свободное место? (Ответы детей).
Водитель.Остановка "Магазин игрушек". Следующая остановка "Парикмахерская".
(Дети и воспитатель выбирают "продавца", который приглашает всех в "магазин игрушек" и встает за "прилавок").
Воспитатель.Вспомним правила поведения магазине. (Ответы детей). Надо спокойно ждать своей очереди, не толкаться, здороваться с продавцом, вежливо попросить показать понравившуюся вещь, поблагодарить продавца.
Игра "Покупаю игрушку".
Чтобы купить игрушку, надо вспомнить пословицу или поговорку о добрых отношениях между людьми.
Пословицы и поговорки
Человек без друзей, что дерево без корней.
Ссора до добра не доводит.
Поделитесь, да не подеритесь.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Делу время – потехе час.
Легко сломать, да трудно сделать.
Не будет скуки, если заняты руки.
К большому терпению идет умение.
Мала пчела, да и та работает.
(Дети "покупают" игрушки и направляются к "автобусу". Воспитатель продолжает путешествие по другим игровым зонам, используя приведенные выше методические приемы).
Воспитатель.Давайте отдохнем и послушаем сказку "Вежливый кролик".
Мексиканская сказка "Вежливый кролик"
Жил – был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Оно возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и оно была голодна и очень сердита.
Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
"Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С Пещерой, конечно!". И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая Пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти!
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите, - ласково ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик понял, с кем имеет дело, - он узнал голос Змеи.
- Простите, что побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха. До свиданья! – и бросился бежать со всех ног.
Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики.
Приложение № 6
Тема: «Дружная семейка»
Программное содержание. Закрепить знания детей о семье. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Словарная работа. Мамулечка, ласковая, добрая, красивая, любимая; папочка, папулечка, любит, хвалит, помогает, заботится; названия пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
Материал.Силуэт кисти руки с расставленными пальцами (из плотного картона); шапочка на каждый палец с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; гуашь, силуэт перчатки – на каждого ребенка.
Предварительная работа.Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своих близких.
Ход занятий
Воспитатель. Давайте поиграем. Я буду изображать пальцами разных животных, а вы отгадайте, кого я показываю, и изобразите это животное своими пальцами (Показывает зайца, птицу, собаку и т.д.) Хорошо мыпоиграли,размяли нашипальцы. Теперь послушайте загадку,
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки.
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать.
Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся? (Ответы детей). Да,это перчатки, Хотите научиться еще одной игре с пальцами? Сожмите левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец. (Движения сопровождаются текстом).
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Как вы думаете, о чем эта игра? (Предложения детей). Эта игра о семье.
Показывает силуэт кисти руки.
Давайте найдем самый маленький палец - мизинец. Кто в нашей семье самый маленький? Как вас ласково называют дома? (Ответы детей). Поищем на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем ее на мизинец. (Дети выполняют).
Садитесь поудобнее на коврик и послушайте стихотворение.
Мыс мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо.
Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама? Как
вы ей помогаете? (Ответы детей). Найдите шапочку - «маму» и наденьте на
безымянный палец. Послушайте еще одно стихотворение
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
(Е. Серова)
Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? (Ответы двух – трех детей). Найдите шапочку – "папу" и наденьте ее на средний палец.
Вставайте в круг, поиграем. Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.
Ладушки, ладушки, гдебыли?
У бабушки,
(Хлопают в ладоши.)
А у бабушки ладони
Все в морщинки собраны.
(Показывают ладони)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони одна о другую).
Ведь работали ладони долгими годами.
(Постукивают кулачком о ладонь.)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами.
(Подносят ладони к лицу).
По кудрям меня гладят добрые ладони.
(Имитируют поглаживание).
И с моей печалью сладят теплые ладони.
(Подносят ладони к лицу, дуют на них).
Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки.
(Хлопают в ладоши).
Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку; «Моя бабушка самая…» (0тветы двух-трех детей).
Найдите на подносе шапочку с изображением бабушки и наденьте ее на указательный палецсилуэта руки.
У нас остался один палец - большой. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей). Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой девушка может дать ответ,
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
(Р. Гамзатов.)
Кто хочет рассказать о своем дедушке? (Ответы детей).
Давайте не большой палец силуэта наденем шапочку с изображениемдедушки. Получилась большая дружная семья. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. Как вы думаете, какой дом у наших пальцев? (Предположения детей). Правильно,они живут в перчатке. У вас есть силуэты перчаток. На домике каждого члена "семьи" соответствующим пальцем краской разного цвета оставьте след. (Дети выполняют).
Какиепальцы принимали участие в составлении узора? (Ответы детей). Конечно,вся "семья" - и большой, и указательный, и средний, и безымянный, и мизинец. Все работали дружно, и поэтому домик получились нарядным и уютным.
Приложение №7
Занятия с психологом.
Тема: «Обида»
На полу рядом со столами, где сидят дети, разложены разноцветные листы плотной бумаги.
Воспитатель(демонстрирует лист с сюжетной картинкой «Обида»).
Сегодня мы встречаемся с гномами. Я вижу, что Тим и Дин обиделись друг на друга. А как кажется вам? (Ответы детей.) Как только мы посмотрели на гномов, нам стало понятно, что они обижены друг на друга. Подумайте, что могло произойти у них, и сочините об этом маленькую историю
(Дети рассказывают.)
Чем можно обидеть кого-нибудь? (Поступками, словами.)
Как выглядит обиженный человек? (У него опущены плечи, руки и голова. Он может молчать, громко сопеть или говорить очень тихо.)
Покажите, как мы выглядим, когда обижены. (Дети изображают обиду.) Как можно назвать человека, который обижает кого-нибудь? (Обидчик.)
Как вы думаете, какого цвета обида? (Черного, синего...)
Посмотрите на разноцветные островки настроения, которые лежат на полу. Какого цвета будет островок. на который поставим обидчика., то есть того, кто обижает? А на островок какого цвета поставим обиженного человека? Почему? (Выслушивает ответы детей и достает из конверта картинки с изображением сказочных персонажей.)
Япредлагаю каждому из вас выбрать сказочного персонажа. Расскажите, как его зовут, из какай он сказки и что он делал чаще: обижал других или обижался сам. Встаньте на островок того цвета, который больше всего подходит к характеру выбранного вами персонажа.
Дети выбирают картинки, рассказывают о персонажах и становятся на «островки». Затем объясняют выбор цвета.
Воспитатель.Сейчас каждый из вас нарисует обиду, но сначала расскажите свои истории: как вы обидели кого-нибудь или кто-то обидел вас. (Дети рассказывают.) Выберите подходящие для рисунка цвета и изобразите обиду.
По окончании работы, рассматривая вместе с детьми рисунки, педагог обращает внимание на выбранные цвета, узнает отношение детей к своей обиде, обсуждает, что бы каждый ребенок хотел с ней сделать.
Воспитатель.Обиды могут накапливаться, становиться тяжелыми, они мешают жить. Нарисованную обиду можно смять или разорвать, а потом выбросить в мусорную корзину. Давайте попробуем!
( Обычно дети с удовольствием это делают и следят, чтобы весь мусор из корзины потом был выброшен.) Как вы теперь себя чувствуете? Обратите внимание на ощущение легкости после того, как вы освободились от своей обиды.
Что нужно сделать, если вы обидели кого-нибудь? (Попросить прощения.) Правильно, но это сделать нелегко. Давайте сейчас попросим прощения друг у друга,. Скажите, что легче было сделать: освободиться от обиды иди попросить прощения? (Ответы детей.)
Тема: «Вина»
Материал:набор цветных карандашей, чистый лист белой бумаги на каждого ребенка; короб, а в нем шишки, камешки, перышки, пуговицы, ракушки, листья, пробки от бутылок, кусочки проволоки, бумаги, меха, ткани, ленты и т. п.
Ход занятия.
Воспитатель.Каждое лето наши знакомые - гномы Тим и Дин - собирали лепестки роз, из которых потом изготавливали розовое масло. Оно было очень ароматным. Нескольких капелек хватало, чтобы все белье имело приятный запах. Розовое масло можно было добавлять в крем для торта или мороженое. Тим и Дим хорошо потрудились - у них получился целый горшок масла. Гномы очень обрадовались, когда увидели, сколько масла получилось, и решили поделиться с бабушкой Тима.
Только Тим собрался идти за маленьким горшочком, чтобы налить туда масла, как Дин увидел возле крыльца мяч и предложил сыграть в футбол. Они так давно не играли, что тут же бросились за мячом. Играли они, играли, и вдруг мяч отскочил от земли и ударил по горшочку с розовым маслом. Горшочек разбился. Сильно запахло розовым маслом, а в горшочке не осталось ни одной капли. «Ох! - воскликнул Тим, схватился за голову и присел. «Наше масло!» - прошептал Дин. От ужаса глаза его стали круглыми, колени подогнулись. «Что же мы теперь отнесем бабушке? - подумал Тим. - Она, наверное, сильно очень огорчится, если мы ей все расскажем!» Оба гнома до самого вечера придумывали, как загладить свою вину и чем порадовать бабушку.
Что бы вы посоветовали гномам? (Ответы детей.)
Вина и стыд - очень похожие эмоции. Испытывая вину, человек чаще всего низко склоняет голову или прячет глаза. Покажите, как мы это делаем. (Дети изображают.)
Воспитатель(Выставляет коробку с мелкими предметами). В этой волшебной коробочке собрались разные эмоции. Здесь есть радость и страх, гнев и вина, обида, удивление, стыд. Злая волшебница заколдовала их, превратила в разные предметы. Только потрогав эти предметы, мы сможем разгадать, какими они были эмоциями. Давайте попробуем.
Педагог может первым выбрать предмет, потрогать его, рассказать, какие воспоминания и эмоции с ним связаны. Например, перышко может быть связано с удивлением, колючая раковина - со страхом, кусочек меха - с виной. Интересно узнать объяснение ребенка, необходимо принять любой его вариант. Все выбранные детьми предметы складываются затем в конверт с изображением руки и бабочки.
Воспитатель.Вспомните, когда вы чувствовали себя виноватыми. Что вы сделали плохого? Как вы переживали свою вину? Хотели бы вы, чтобы рядом с вами в этот момент были мама, друг? Пожалуйста, нарисуйте и расскажите об этом.
Дети с помощью цветных карандашей изображают «свою вину» и объясняют, почему именно так выглядит это эмоциональное состояние.
Приложение №8
Конспекты занятий для старших и подготовительных групп
Тема: «Имя»
Цель: рассказать об именах, их значении; совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками; воспитывать уважение к имени другого человека.
Как ко мне обратиться?
Как обо мне рассказать?
Как меня окликнуть,
Или просто позвать?
А сделать это несложно –
Нужно лишь ИМЯ знать!
У каждого человека есть имя? Зачем оно дается? ( Людям дают имена, чтобы различать их.) Давайте представим, что нет имен, как мы будем обращаться друг к другу? (Мальчик, девочка, тетя, дядя,…) Вы иногда кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!» Это приятно тому человеку к которому вы обращаетесь? Нет! Обидно, оскорбительно и очень невежливо. А вы отзываетесь когда вас так зовут – «эй», «ты»? Не надо отзываться, если вас кто-то зовет таким образом.
(Стук в дверь, воспитатель выходит и заносит куклу Петрушку)
Петрушка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я веселая игрушка, а зовут меня – Петрушка! Давайте знакомиться! Как вас зовут?
( обычно все дети хором выкрикивают свои имена)
Петрушка: Ой, какой шум ничего не понятно.
Воспитатель: Подожди, Петрушка! Разве так знакомятся. Во-первых, если вы хотите познакомиться, то не мешало бы улыбнуться, чтобы расположить к себе собеседника. Можно сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание. Правильно сделал Петрушка, он поздоровался, сказал, как его зовут и спросил как зовут вас. Но вас очень много, вот он и не расслышал. Петрушка подойди к первому ребенку, можно подать руку и скажи: «Я хочу с тобой познакомиться! Меня зовут, Петрушка! А тебя?». (Ребенок называет свое имя) «Очень приятно было с тобой познакомиться!»
Ребята, важно запомнить, что надо подать руку друг другу и пожать её. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой подает руку девочка. Давайте попробуем еще раз.
Петрушка: Кто хочет познакомиться со мной?
( Петрушка подходит и по очереди знакомится с желающими)
Петрушка: как у вас тут интересно! Я хочу предложить вам игру на внимание. Я прочту стихотворение, оно называется «Сколько имен у подружки, у Оли?» может кто-то из вас догадается. Сколько?
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Олей зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто-же, скажи-ка мне, посчитает,
Сколько имен у подруги моей?
Петрушка: Правильно, имя у Оли одно. Все остальное – это варианты имени.
Почему папа, мама, родственники называют её Олечка, Олюшка?
( Это ласкательная форма)
Воспитатель: Вспомните, как называют вас ваши родители, бабушки, дедушки. А если вас называют невежливо, грубо – Танька, Дашка, Ирка, Ванька! Вам нравиться? Нет. Поэтому и вы не называйте так других. Ведь если вы так к кому-нибудь обратитесь, все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
Петрушка: А я ещё слышал, что имена есть полные и неполные. Это как толстые и тонкие?
Воспитатель: Нет, что ты, Петрушка! Вот смотри, мы сейчас поиграем в словесную игру. Я буду называть полное имя, а дети подберут к нему неполные формы. Их даже бывает несколько.
* Людмила – Люда, Людочка, Людмилочка, Людмилка, Милочка, Мила, Люся.
* Иван – Ваня, Ванюша, Ванятка, Ванечка.
* Анастасия – Настя, Настенька, Настёна.
* Екатерина – катя, Катюша, Катенька.
* Анатолий – Толя, Толенька.
* Евгений – Женя, Женечка.
* Сергей – Сережа, Сереженька, Сережечка.
* Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.
Петрушка: А давайте теперь играть наоборот, я называю неполную форму, а вы полную.
· Ира, Ирочка – Ира.
· Коля, Коленька, Колюньчик – Николай.
· Тема, Тёмочка – Артем.
· Алешенька, Алеша – Алексей.
· Вика, Ника – Вероника.
· Варя, Варюша – Варвара.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наступил момент физкульминутки. Я хочу пригласит вас в хоровод и вспомнить песню, которую поют всем детям в день рождения.
Как на …. именины испекли мы каравай
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины,
Каравай, каравай, всё за ….. повторяй.
( Водящий показывает движения, все повторяют)
Дети присаживаются вокруг воспитателя на подушки.
Воспитатель: я приглашаю вас в гостиную, посидим, поговорим. Давайте вспомним красивые русские имена. А помогут нам пословицы, скороговорки и чистоговорки. Я вам буду зачитывать пословицу или скороговорку, а вы мне называйте полную форму имени.
· По Сеньке шапка, по Тимофею кафтан. ( Семен, Тимофей)
· Про горького Егорку поют и песню горькую. (Егор)
· Туги орешки Терешке. (Терентий).
· Дает Катеринке картинки Каринка, картинки в корзинку кладет Катеринка. (Катеринка – Екатерина, Каринка – Карина)
· Пекла для Варюшки подружка ватрушки. Подружке подушку сшила Варюшка. (Варвара)
· В поле Поля поле пашет. Ей пилот пилоткой машет: « Ай да Поля! Ай да поле! Жди пилота в гости, Поля!»(Полина)
Детям предлагается игра «Наши имена»
Дети садятся в круг, воспитатель катит мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет своё имя, а детям предлагается подобрать уменьшительно-ласкательные формы.
Заканчивается занятие стихотворением которое можно заранее дать выучить ребенку.
В нашей группе два Ивана,
Две Татяьны, два Степана,
Два Андрея, две Полины,
Лев и Саша,
Две Ирины, две Наташи.
Воспитатель: А как же называют людей с одинаковыми именами? (Тёзки) Предлагаю вам поиграть в игру «Тёзки». На счет – раз, два, три, вы должны разбиться на группы с одинаковыми именами. Итак, кто быстрее – Тани, Вани, Максимы, или Димы?
Воспитатель: Сколько сегодня интересного мы узнали об именах. Надеюсь вам понравилось занятие. Вы научились правильно знакомиться, вежливо обращаться друг к другу, узнали как одно и то же имя может по разному звучать.
Зам.заведующего МДОУ ЦРР
д/сад № 60 г. Находки
Гайнутдинова Н.В.
Тема: История имён.
Цель: Познакомить детей с историей имен; воспитывать уважение к именам своих товарищей; учить правильно обращаться к другим людям.
И у бабушки есть, и у дедушки есть,
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть,
И у лошадки есть, и у собачки есть,
Чтобы его узнать, надо вслух назвать.
(Имя)
- Имя – это тема нашего занятия. Послушайте внимательно стихотворение.
Мы – большущая семья, самый младший – это я.
Сразу нас не перечесть: папа есть и мама есть,
Юра, Шура, Ваня, Саша и Наташа тоже наша.
В каждой семье когда появляется новорожденный ему дают имя. Какие имена в этой семье? (Юра, Шура, Ваня, Саша, Наташа)
Как вы думаете, по имени можно узнать девочка это или мальчик, определить молодой человек или пожилой?
(Предполагаемые ответы детей:
- можно узнать мальчик это или девочка: Таня – девочка, Коля – мальчик и т.д.
- взрослых называют тетя Таня, дядя Коля)
- А если я вам назову имя Саша, Женя, Паша, вы сможете мне объяснить мальчик это или девочка?
- Нужно подобрать к этим именам полную форму имени. Если мы скажем Александр, то это мальчик, а Александра, то девочка. Евгений – мальчик, Евгения – девочка, Павел – мальчик, Павлина, Полина – девочка.
Наречение новорожденного младенца – очень важный и значительный этап в жизни человека. Имя ребенку всегда давали родители. В основе лежит представление о том, что выбор имени определяет всю будущую жизнь человека. Вот почему, подбирая имя, окружающие ребенка люди, с одной стороны, стремились уберечь его от будущих несчастий, а с другой – наделить необходимыми качествами. Оно может характеризовать внешний вид маленького ребенка или выразить какие-то родительские чувства.
- Вам нравиться ваше имя? Как вы думаете, оно что-нибудь говорит о вас как о человеке? Какое бы вы выбрали имя для себя? У каждого человека есть своя история имени.
Обычай нарекать новорожденного как можно скорее, почти тотчас же после появления на свет, распространен у многих народов. Причем ребенка называли не заранее выбранным именем, а по названию любого попавшего на глаза предмета, животного или птицы. Получая такое имя, ребенок сразу же «скрывался» среди окружающих предметов и становился невидимым для злых духов.
Но с течением времени это представление ушло в прошлое, а с принятием христианства и вовсе перестало соблюдаться. Церковь требовала, чтобы ребенку было присвоено имя одного из многочисленных христианских святых или персонажей, упоминавшихся в Библии. Каждое имя имело своего святого, чья память ежегодно отмечается церковью в один и тот же день. В быту этот день называется «именины». Например: рожденных 3 или 25 января называли Петр, 1, 21, 23 февраля – Федор, 23 марта – Виктор, Леонид, Галина. Наши предки давали имена, что-то означающие. Имя Добрыня озачает делающий добро; Любомир – любящий мир; Владимир – владеющий миром.
У меня в руках календарь, где записаны все имена, предлагаю поиграть вот в какую игру: Вы называете свое имя, а я вас скажу что оно означает.
- Аделина – благородная; Александр – защитник людей; Алиса – правдивая; Альбина – белая, чистая; Андрей – храбрый, мужественный; Антон – бесценный; Артем – невредимый, здоровый; Богдан – данный богом; Василиса – царица; Тимур – железный …..( прилагается дополнительный материал для чтения).
- А кто сам хочет рассказать о своем имени?
- У каждого человека своя история имени. Могут быть имена как названия цветов. Например: Лилия, Маргарита, Роза. Почему родители дают детям такие имена? Наверное мамы и папы хотят, чтобы их дети были красивыми и нежными как цветы. Каждому человеку приятно слышать свое имя, а когда его называют ласково, он сразу расцветает как цветок. Могли даже дать имя мальчику Лев. Как вы думаете, почему?
(Воспитатель предлагает детям встать в круг, бросает мяч, ребенок ловит и называет свое имя как его дома называют родители или как бы он хотели, чтобы его называли)
- Ну вот и разобрались в наших именах. И запомнили всё. Теперь надеюсь вы будете называть друг друга только так, как каждому из вас нравиться.
Зам.заведующего МДОУ ЦРР
д/сад № 60 г. Находки
Гайнутдинова Н.В.
Тема: Отчество.
Цель: Дать представление о происхождении отчества. Развивать интерес и любознательность. Воспитывать интерес к прошлому.
- Как меня зовут? (Наталья Васильевна). А вас?(Таня, Варя, Саша…) Растет человек, а с ним растет и его имя, и человека называют уже по имени отчеству. Скажите, как образуется отчество? ( От имени отца). Моего папу звали Василий и мое отчество Васильевна, а у моего брата Васильевич. А как к вам будут обращаться когда вы станете взрослыми? В основном отчества у людей образуются от имени отца. Это связано с традицией, бытовавшей в далекой старине, когда отец был единственным кормильцем и главой семьи. Однако бывали случаи образования отчества и от имени матери: Павел Настасьевич, Иван Ефросиньевич. Нередко такие отчества по матери переходили в фамилии.
- Отчества в России возникли ещё в глубокой древности. Уже в 945 году в списках русских послов историки обнаружили не только имена, но и отчества. Первыми стали называть по имени отца – женщин (Ярославна). Нередко замуних женщин называли по имени мужа (Красава Завижная – жена Завида). Несколько позже появляется обычай названия мужчин по имени отца (Глеб сын Владимира, Василий сын Петра и т.д.). Отчество в современной форме – Володимерович – начинает распространяться не ранее XII века.
- Называть по имени-отчеству принято не во всех странах. Например, англичане, французы, немцы и многие другие народы спокойно обходятся без отчеств. А есть народы, у которых к имени сына прибавляется не только имя отца, но и имя деда и прадеда. Древностью рода гордились; чем древнее был род, тем значительнее человек выглядел в глазах окружающих, да и сам уважал себя больше. (например, киевского князя Владимира называли: князь Владимир сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур великого Владимира).
- В России отчества приняты с давних пор и записываются в документы сразу же при регистрации новорожденных. Считается, что обращение по имени отчеству показывает уважительное отношение к человеку. А вы в первую очередь должны уважать людей старше вас. Своих родственников – мам, пап, бабушек, дедушек вам не обязательно называть по имени отчеству, а вот посторонних людей, которые старше вас, нужно называть по имени и отчеству. Желая узнать отчество, человека могут спросить, как это было принято в старину: «Как Вас звать - величать?». Слово «величать» относится именно к отчеству и означает в русском языке «возносить», «превозносить», «чествовать».
- Давайте поиграем в игру. Я предлагаю вам разбиться на группы с одинаковыми отчествами. Вы помните, откуда взялось «отчество» и догадались как его можно узнать? ( Нужно спросить у товарищей, у кого папу зовут как моего. Например: « У кого папа Сергей? Все Сергеевичи подойдите пожалуйста ко мне») Кого больше?
- Дети, давайте вспомним, кого же называют по имени и отчеству? (Взрослых, пожилых, уважаемых людей)
- Послушайте маленькие стишки и ответьте мне:
У соседа дяди Вовы
Выучился сын на агронома.
Колей в детстве называли,
Как теперь его звать стали?
(Николай Владимирович)
Стала взрослою Танюшка.
Не играет уж в игрушки.
Как назвать её теперь
Если папочка Андрей?
(Татьяна Андреевна)
Ира, в детстве как мечтала,
Повзрослела и учительницей стала.
Папа Саша не возражал,
Наоборот ею гордиться стал.
В школе её уважают,
Как же её величают?
( Ирина Александровна)
- В настоящее время все отчества образуются только от имени отца. Но как раньше, так и теперь человека начинают называть по отчеству только тогда, когда он повзрослеет. Маленьких детей и подростков называют только по имени. Я надеюсь, что когда вы вырастите, станете достойными и уважаемыми людьми, и к вам будут обращаться по имени и отчеству.
Зам.заведующего МДОУ ЦРР
д/сад № 60 г. Находки
Гайнутдинова Н.В.