Игрушка в жизни ребенка. Виды игрушек, требования к использованию игрушек.

Игрушка- специально изготовленный предмет детской игры. Она является одним из средств обеспечения игровой деятельности.

Игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно оформленными и отвечать возрастным интересам детей.

Основные требования предъявляются к безопасности и гигиеничности игрушки: Она должна иметь воспитательное, обучающее, развивающее значение для детей всех возрастов.

Игрушка - активное средство воспитания. Влияние игрушек на детей и отношение к ним зависят от воспитательной позиции взрослых, воспитательных установок общества.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В античные времена в Греции, Риме игрушки считались важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных). Было развито ремесленное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах.

На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических раскопок в Радонеже, Москве, Коломне.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили.

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили подрастающее поколение к жизни, развивали физически и духовно. Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, Подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге, в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.

С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды.

Конец XIX - начало ХХ в. - время развития технических игрушек.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки (на микропроцессорах) с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами.

Педагогические требования к игрушке:

  • Должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени;
  • Учет тематики и содержания игрушки (что она отображает), т.к. от этого зависит характер игры и действия ребенка;
  • Должна быть динамичной и побуждать ребенка к разнообразным действиям;
  • Учет оформления игрушки (конструкция, форма, цвет, материал);
  • Учет гигиенических требований (должна быть безопасна для жизни и здоровья ребенка);
  • В ДОУ должна быть соответствующим образом размещена.

В современной педагогике игрушки принято делить по видам детских игр. Такое деление приблизительно, поскольку практически все игрушки обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр.), что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.

Среди игрушек для подвижных и спортивных игр можно отметить: каталки, серсо, бильбоке, кольцебросы, воздушные змеи, самокаты и т. д.

В качестве игрушек такого типа могут выступать уменьшенные копии спортивных снарядов: мячи, скакалки, детские велосипеды, гимнастический инвентарь и т. п.

Игрушки для сюжетно-ролевых игр (драматизации, режиссерских, музыкальных и т. п.) и игр-забав представляют наиболее многочисленную группу - это куклы, фигурки людей и животных, предметы для игр с ними (кукольная мебель, посуда) и др.

Игрушки для дидактических и познавательных игр сконструированы с учетом определенной обучающей программы, которая усваивается ребенком в процессе игры.

Некоторые игрушки разработаны на основе принципа автодидактизма (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрешки и пр.).

К дидактическим игрушкам относятся головоломки (например, игрушки венгерского инженера Э. Рубика), а также настольные и настольно-печатные игры с правилами.

Такие игрушки смыкаются с игрой, и подчас трудно провести четкую границу между игрой и игрушкой.

Наборы и комплекты игрушек разной сложности создаются для систематического обучения и развития детей.

Игрушки для строительно-конструкторских и технических игр объединяют игрушки - технические приспособления, наборы строительных деталей, конструкторы, некоторые виды игровых орудий труда, игровые аудиовизуальные средства и технические предметы для детского творчества с использованием механических, магнитных, электрических, электронных и др. устройств.

Такие игрушки должны быть ориентированы на возрастные особенности детей.

Театральными игрушками принято называть: куклы-театральные персонажи, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, басням и другим произведениям; декорационное панно на определенные темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и др. устройства, состоящие из экрана-основы и крепящихся к нему фигурок; театральные костюмы и их элементы, парики и маски театральных персонажей.

Театральные игрушки используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации.

К музыкальным относятся игрушки, имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, - детские ксилофоны, металлофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны, музыкальные шкатулки.

Наборы колокольчиков, бубенчиков, музыкальные дидактические игры, сюжетно-образные игры с музыкальными устройствами, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей на карточках и кассетах с магнитной лентой также причисляются к музыкальным игрушкам.

Музыкальные игрушки находят применение на занятиях по эстетическому воспитанию, на музыкальных праздниках, в сюжетно-ролевых и познавательных играх, используются детьми для самостоятельного музицирования.

Среди игрушек-забав – «дергунчики», мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. Широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект.

К игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы. Наряду с механическими в современных игрушках-забавах применяются электротехнические и электронные устройства.

22. Семья как предмет изучения семейной педагогики: ее сущность и функции.

Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семейные отношения – система отношений между социумом, супругами, родителями и детьми: супружеские, детско-родительские, сибсовые (между братьями и сестрами), родительские (взаимоотношения между супругами как родителями), экстрасемейные (отношения с социумом).

Долгое время существовало мнение, что общественное воспитание играло главную роль в развитии личности, а семейное воспитание – как неизбежная ступень, которая не является решающей в развитии ребенка.

В настоящее время существует много доказательств того, что именно семья играет главенствующую роль в развитии личности. Многие науки в последние годы усилили свое внимание семье. На государственном уровне мы можем чаще слышать о необходимости укрепления семьи, создания условий для развития семьи.

Исторически сложились две ветви воспитания: в семье, в обществе. Много общего, но есть и различия: например в соотношении эмоционального (в семье) и рационального (в общественном воспитании). Есть разница в целях: в обществе цель носит объективный характер и подчинена заказам общества, а в семье – субъективный характер.

Принципы и содержание воспитания в семье зависит от ряда причин: общего образовательного уровня родителей, их национальных традиций, ценностных ориентаций, взаимоотношений в семье. А в обществе принцип и содержание имеют научную основу, которая закреплена в программах. Методы отличаются по своему набору: в семье – больше естественности, индивидуальности, интересов ребенка.

В каждой семье существует своя система воспитания. Она не является научной, как в детском саду. В тоже время она строится на бытовых представлениях о ребенке. Система постоянно связана с опытом, с ошибками. В некоторых семьях родители анализируют, оценивают свое воспитательное воздействие. Существуют семьи, где родители четко знают, чего хотят, учитывают перспективы развития ребенка. Но существуют семьи, где преобладает попустительское отношение к развитию детей, в таких семьях дети предоставлены сами себе.

И все же именно семья имеет решающее значение в развитии ребенка, т.к. взаимоотношения носят не формальный характер, теснота контактов усугубляется отношения родства, любви, привязанности, доверенности друг к другу, эти отношения отличаются эмоциональной открытостью.

Семейная педагогика – наука о воспитании детей в семье.

Семейная педагогика связана со многими науками. Семья является объектом исследования таких наук, как: философия, демография, социология, этика, эстетика, психология, этнография, медицина, генетика, история.

Задачи семейной педагогики:

  • Разработка теоретических проблем семейного воспитания.
  • Изучение опыта семейного воспитания.
  • Внедрение научных достижений в практику семейного воспитания.
  • Исследование путей повышения педагогической культуры родителей.
  • Образование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.

Семейное законодательство – законодательные и иные нормативные акты, регулирующие установление порядка и условий вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным; личные неимущественные отношения, возникающие между членами семьи, либо другими родственниками и иными лицами; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Под функциями семьи понимают направленность деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающих социальную роль и сущность семьи.

Основные функции семьи:

  • Репродуктивная (продолжение рода);
  • Хозяйственно-экономическая;
  • Воспитательная;
  • Социализация;
  • Психотерапевтическая;
  • Рекреативная (восстановительная);
  • Регулятивная;
  • Коммуникативная;
  • Фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи);
  • Создание условий для профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в XXI веке наблюдается кризис семьи, заключающийся в том, что семья все хуже выполняет свою главную функцию – воспитательную, т.к. большое негативное влияние на нее оказывают такие факторы как: ухудшение экономической ситуации; расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, нравы и человеческие отношения, традиции; половая распущенность; высокий процент разводов; алкоголизм и наркомания родителей и т.п.

Цели и задачи семейного воспитания. Содержание и формы взаимодействия детского сада и семьи.

Семейное воспитание – часть общественного воспитания, уникальность которого заключается в том, что:

  • Семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем;
  • Семейное воспитание весьма результативно, т.к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности.

Кроме того, семейное воспитание – это ход последовательной и систематической деятельности рода и других членов семьи по передаче детям общественно-исторического опыта, формированию ценностных отношений и подготовке их к жизни и труду.

Семейное воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей и выработку норм нравственности. Непосредственное педагогическое воздействие на ребенка включает в себя определенную систему средств и методов, используя которые родители решают образовательно-воспитательные задачи, готовя подрастающее поколение к жизни, в том числе и семейной.

Именно семья формирует личность ребенка, начиная с первых дней жизни. Особенности взаимоотношений между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, играющую важную роль в решении каждой семьей ее воспитательных задач.

Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на формирование навыков общения детей с другими людьми.

Основные принципы семейного воспитания:

  • Целенаправленность;
  • Культуросообразность;
  • Гуманизм;
  • Связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
  • Единство и согласованность общественного и семейного воспитания;
  • Учет возможностей и особенностей личности ребенка;
  • Единство требований и воспитательных позиций;
  • Включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Основные средства семейного воспитания:

  • Фольклор;
  • Родительский авторитет;
  • Труд;
  • Учение;
  • Природа;
  • Домашний быт;
  • Семейные традиции;
  • Общественное мнение;
  • Духовный и моральный климат в семье;
  • Средства массовой информации;
  • Режим дня ребенка;
  • Игрушки, которыми играет ребенок;
  • Отношение к спорту.

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителейкак равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, т.к. именно она является основным социальным заказчиком.

Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них (а не для воспитателей ДОУ) время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в ДОУ.

Для этого детский сад должен стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники – это равноправные партнеры в воспитании детей.

Основные принципы взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических потребностей ребенка в детском саду и семье;
  • Сохранение единой линии в целях и задачах воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
  • Учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания общественного;
  • Уважение личности ребенка родителями и педагогами.

Основные правила, на которых строится взаимодействие ДОУ и семьи;

  • В основе работы ДОУ и семьи должны лежать действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;
  • Доверие педагогов ДОУ к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
  • Педагогический такт сотрудников ДОУ и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;
  • Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Основные формы взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Индивидуальные формы (беседы; консультации; посещение семьи воспитанников; общение с родителями по телефону; переписка с родителями; телефон доверия);
  • Коллективные формы (родительские собрания (групповые и общие); открытые занятия для родителей; дни открытых дверей; родительские конференции; диспуты родителей; круглые столы; декада семьи; семейные праздники выходного дня; вечера вопросов и ответов; организация работы попечительского совета; коммуникативные тренинги).

Традиционные формы сотрудничества ДОУ и семьи:

  • Родительские собрания (групповые и общие – для родителей всего детского сада);
  • Посещение семьи ребенка;
  • День открытых дверей;
  • Беседы (индивидуальные и групповые);
  • Консультации (индивидуальные и групповые. Формы проведения консультаций – обсуждение выступления педагога ДОУ или статьи, практические занятия, тренинги и т.п.);
  • Родительские конференции (цель – обмен опытом семейного воспитания);
  • Семинары-практикумы (приобретение родителями практических навыков воспитания детей);
  • Оформление наглядной информации для родителей.

Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей:

Наши рекомендации