Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы являются сложной системой, включающей, во-первых, субъективные компоненты (трудящийся человек, технологические и научные знания, применяемые в процессе труда), и, во-вторых, компоненты вещественные (орудия и средства производства).Производительные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменения производительных сил начинаются изменения всего способа производства.
Каждой качественно новой ступени развития производительных сил соответствует определенный типпроизводственных отношений.Производственные отношения — это материальные экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни.Их надо отличать от технологических и технических отношений, без которых невозможен процесс производства. Это отношения между инженерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основанные на техническом сотрудничестве, на чисто технологическом разделении труда в процессе производства. В отличие от такого типа отношений производственные отношения являются социально-экономической формой производительных сил. Они характеризуют не технические навыки и опыт работников, а прежде всего собственность на средства производства. Именно поэтому они являются не техническими или технологическими отношениями, аэкономическимиотношениями. В общественном производстве люди вынуждены относиться друг к другу как собственники и несобственники.
Система производственных отношений включает в себя три основных элемента:
· типы и формы собственности на средства производства и произведенные продукты;
· характер взаимного обмена деятельностью в процессе производства;
· способы распределения произведенного продукта.
Ведущую роль в этой системе играет первый элемент — собственность на средства производства. Поэтому в истории общества выделяют следующие основные формы собственности: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодально-крепостническую, буржуазную, социалистическую. Развитие материального производства рассматривается как основа всего исторического процесса, аэкономическая подсистема выступает фундаментом, базисом всех остальных подсистем.
Социальная подсистема.
Терминсоциальность(от лат.socialis) означает общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также термины«социум»— общее, совместное и«социетальный»— относящийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общественных групп и слоев населения.Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный».
В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума — семейно-родственные, национально-этнические, территориально - поселенческие сообщества.Сюда же входят проблемы структурирования общества, или его деления на группы по различным социальным признакам — классовым, профессиональным, демографическим и т.п.
Существует не только социально-групповой, но и институциональный срез социума. Социальными институтами называют организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения.
В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие названиеисторические общности.Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородственных связях. Вместе с ними возникают первые формысемьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровнородственной, групповой, семьи к парной и, наконец, к моногамной семье - наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновидностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроуровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью несмотря на многочисленные попытки разрушить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного общества наиболее устойчивой исторической общностью следует признатьнации.
В первобытно-общинном строе доминировали родовые отношения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений былиплемена,из которых впоследствии образовалисьнародности инароды.Нации начали формироваться только в период становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII веке, когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок.
Нация - историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка и спецификой духовной культуры и психологического характера. Было бы неправильно рассматривать нацию как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего продукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, уходящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особенности русской нации стали складываться не в XVII веке, а на несколько веков раньше. В них отразились как особенности исторической судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков.
Социальные классы.Первобытно-общинный строй просуществовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7—8 тысяч лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникновению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную (общинную и родовую) собственность и привела к возникновению классов, или социальных групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятельности, и сформировался класс торговцев, первая в истории человечества социальная группа, которая хотя ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникативную функцию обмена произведенными продуктами.
Существование классов и классовой борьбы было известно уже античным философам и историкам.
Классики английской политической экономии раскрыли экономическую анатомию социальных классов, а французские историки времен реставрации (первая половина XIX века) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории. Они считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии приведшем к порабощению слабых сильными.
Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существование классов так же необходимо, как наличие органов, выполняющих целенаправленные функции в живом организме.
Принципиально иным был подход к решению этой проблемы у основоположников марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно возросший уровень развития производительности труда. Исходяиз этих предпосылок, Ленин дает следующее определение понятия классов:«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми. правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, или степени, которые отличались правами и платимыми пошлинами. Свои градации были и в других сословиях.
Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса.
Конкретизированное понятие социальной группы определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладаютнад центробежными.
Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дается втеории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких же признаков следует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п.
Деление общества на страты можно производить по одному из вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно которой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак как место социальных групп в системе общественного производства и их отношения к собственности на средства производства, что, с точки зрения марксизма, является главным классообразующим признаком.
Различные социологи называют разное число страт, или классов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие.
Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность,которая подразделяется на горизонтальную и вертикальную.Горизонтальная мобильность —это перемещение людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляетвертикальная мобильность —перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот.
Часть западных социологов полагает, что западное общество как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждый имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты»,при помощи которых можно подняться наверх.Обычно говорят о шести таких лифтах:
1. экономика, сфера бизнеса;
2. политика;
3. армия, военная служба;
4. церковь (и здесь есть шансы пробиться в высшую церковную иерархию);
5. наука (это наименее благодарное и весьма трудоемкое поприще);
6. брак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды).
Таким образом, общество уподобляется большому дому с множеством лифтов, поднимающих люде и главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты — это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако серьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильности повышения в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобильности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочего класса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы говорит, что лишь около 3 % происходит из среды рабочего класса. Опираясь на эти факты, ученый констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким иерархическим обществом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы.
Политическая подсистема.
Политикав самом широком смысле означаетсознательно проводимую линию поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам.Под социальным субъектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство.
Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: экономическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, национальная, международная политика и т.д. Политика может быть адресована не только другим социальным субъектам, но также и объектам. Например, экологическая политика — осознанно проводимая линия поведения государств и, в конечном счете, всего мирового содружества по отношению к окружающей природе.
Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает политика в собственном смысле этого слова. Этолиния поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государственной власти.Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государство. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством.
Политические отношения в своей совокупности образуютполитическую подсистему общества.В нее входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства).
Государствоесть механизм политического управления всем обществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Системное устройство общества предполагает приоритет целого над частью. В противном случае обществу и государству, его представляющему, угрожает нестабильность и развал. Тотальность, целостность как жизненно необходимое качество государства не надо путать с тоталитаризмом как особым видом политического режима.
В классовом обществе политическая организация носит классовый характер. Поэтому государство в таком обществе неизбежно является организацией политического господства того класса, который владеет основными средствами производства. Это господство может выступать как откровенная или закамуфлированная диктатура. Трудно, например, спорить против того, что рабовладельческое государство при любой форме правления и любом политическом режиме было чрезвычайно жесткой диктатурой класса рабовладельцев в отношении всего несвободного населения. Раб был не просто негражданином, а людским скотом.
Огромным историческим прогрессом явилась демократия, родившаяся в результате буржуазных революций. Она провозгласила юридическое равноправие всех граждан, политический плюрализм, свободу слова и многое другое. Эта демократия сохраняет известные условия для легальной политической деятельности оппозиции. Однако ценность такой демократии в историческом масштабе относительна. Существуют вполне определенные и довольно жесткие пределы ее функционирования. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт истекающего столетия. Как только развитие политических событий начинает всерьез угрожать господству буржуазии, последняя без колебаний идет на смену одной формы классового господства к другой, от демократии мгновенно переходит к террористической диктатуре.
Современное государство наделено внутренними и внешними функциями. Внутренние функциисводятся к сохранению общественного порядка и существующей системы социальных отношений, в первую очередь отношений экономических. К числу внутренних функций принадлежит функция экономическая: общее регулирование имущественных отношений, а также в определенных пределах — общественного производства. Те или иные формы экономического планирования и прогнозирования народного хозяйства имеются во всех развитых странах современного мира, а также в межгосударственных экономических союзах. Современные государства осуществляют социальную функцию, включающую помощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологические мероприятия и т.п.
Внешняя функциягосударства сводится к обороне страны и к защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами, а также в проведении геополитики, которая сводится к расширению «жизненного пространства», улучшению стратегических позиций и географического положения, обеспечению доступа к источникам сырья и энергии.
В систему политических отношений общества входит также право —совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы.Право не может существовать без особого аппарата, призванного принуждать людей к соблюдению установленных государством юридических норм.
Духовная подсистема.
Человек — единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Человек не просто воспринимает окружающий мир при помощи органов чувств, он способен мыслить логически, постигая все сущее по меркам истины, справедливости и красоты. Без мыслящего человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религий. Однако было бы неправильно сводить духовную жизнь общества общественное сознание к механической сумме сознания отдельных индивидов.
Отношение между индивидуальным и общественным сознанием является сложнейшей проблемой, не имеющей однозначного решения. С точки зрения объективных идеалистов, например Платона или Гегеля, первичным и объективным является сверхчеловеческое божественное сознание, которое порождает природу, общество и самого человека с его индивидуальным сознанием. И это последнее — лишь слабый отблеск абсолютных в своей полноте и истинности божественных идей. В сущности то же самое проповедует религия.
Иной позиции придерживаются материалисты. Они убеждены, что любые формы познания порождаются человеческим мозгом и в них отражается объективная реальность. Маркс и Энгельс утверждали, что общественное сознание является порождением и отражением общественного бытия иди совокупности материальных общественных отношений. Общественное бытие первично, оно определяет общественное сознание. Но это не пассивное, зеркальное отражение. Общественное сознание активно воздействует на породившее его общественное бытие, обладает относительной самостоятельностью и собственной спецификой, которую невозможно непосредственно вывести из каких-то свойств общественного бытия.
В общественном сознании обобщается все типичное, существенное из того, что находится в сознании индивидов. Индивидуальное и общественное сознание не могут существовать друг без друга, но они и не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании кроме общезначимого много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содержанием, насыщено таким объемом информации, что оно просто не может «поместиться» в сознании отдельного, пусть самого гениального и обладающего феноменальной памятью человека. Индивидуальный тезарус — набор известных человеку понятий (понятийный аппарат) и соответствующий словарный запас (лексикон) намного уступает общественному тезарусу и лексикону, зафиксированным в энциклопедиях и толковых словарях.
«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко обходилась тридцатью». «Людоедка Эллочка», изображенная Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев», — это, конечно, сатирическое преувеличение, но оно метко и характеризует интеллектуальную и лексическую нищету, типичную для определенного рода личностей.
Общественное сознание не существует без своего материального носителя, в качестве которого могут выступать знаковые системы, вещественные компоненты произведений искусства, техника и т. п.
В известном смысле общественное сознание существует независимо от индивидуального сознания, вернее, от сознания каждого отдельно взятого человека. В то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей, а в конечном счете, большинством человечества.
Уровни общественного сознания.Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, общественное сознание может делиться на виды по различным основаниям.
-Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отражения объективного мира, включая общественное бытие, то общественное сознание делится на так называемоеобыденное и теоретическое.
Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего — житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл не помогает там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание — глубинный системный анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку и не науку вообще, а специализированное научное знание.
Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят:
1. политическое,
2. правовое,
3. моральное,
4. эстетическое,
5. религиозное,
6. философское.
Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от другапо предмету и способам отражения действительности,а также по присущим имсоциальным функциям.
Политическая и правовая формы сознания, отражая политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма. Нравственное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствии этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.
Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: социально-психологический и идеологический. Следует также учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.