Организация постепенного привыкания ребенка к условиям детского сада
Введение детей в группу детского сада с учетом прогноза степени адаптации
Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить с 7,30 - 8 до 12-13 часов.
Родителям, у чьих детей прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним.
После прогулки ребенка зовут вместе со всеми покушать. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять.
Родители и педагоги должны соблюдать общие правила ведения ребенка находящегося уже в группе детского сада:
– укороченное время пребывания в дошкольном учреждении (оно увеличивается постепенно, в зависимости от поведения ребенка, на 1–2 часа в день);
– сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т. д.), причем, чем младше ребенок, тем это более необходимо;
– организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. Д.);
– исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта (рекомендовать вечером дома теплые гидропроцедуры).
В адаптационный период ребенку особо необходимы любовь и чуткость взрослого, его поддержка. Воспитатель заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т.е. на действенное проявление любви.
Особое значение имеет материнская функция воспитателя, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу, в готовности прийти на помощь, терпеливо и доброжелательно приучать детей к совместному образу жизни и посильной для них самостоятельности. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие успешной работы воспитательницы с малышами. В «педагогической копилке» воспитателя всегда должен быть запас различных игровых приемов, занимательных игр, шуток, образных импровизаций, прибауток, стишков.
Вспомогательные мероприятия, направленные на регуляцию процесса адаптации:
- использование телесной терапии (взять ребенка на руки, обнять, погладить);
- сон с мягкой игрушкой. «Сонные» игрушки - помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон;
- рассказывание сказок, прибауток, пение колыбельных – успокоение, выравнивание эмоционального фона, создание ситуации защищенности и эмоциональной комфортности;
- использование игровых методов во взаимодействии с ребенком;
- создание позитивной установки у ребенка на все предстоящие режимные процессы, предварительное проговаривание их.
Проведение специальных адаптационных игр:
«Под зонтом», «Зайка», «Божья коровка», «Огуречик», «Солнышко и дождик», «Веселый мячик», «Ловись, рыбка», «Солнечные зайчики», «Мыльные пузыри», «Мы топаем ногами» и др.
Организация подвижных и эмоционально-насыщенных игр:
- игры с песком и водой.
- пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Ладушки», «Пальчики спать хотят»;
- игры-забавы: «Книжка-игрушка», «Покатаемся на лошадке»; «Иди ко мне», «Поезд»;
- народные игрушки-забавы и т.д.
Организация предметно-развивающей среды
Важным условием поддержания положительного эмоционально-чувственного состояния у детей в период адаптации является их занятость, т.к. бездеятельность утомляет ребенка и даже может явиться причиной плача, агрессии и других отрицательных эмоций.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности ребенка. Для обеспечения занятости детей в группе необходимо создать соответствующую их возрасту предметно-развивающую среду, которая включает в себя:
- сюжетно-ролевые игры;
- уголок уединения, книжный уголок;
- уголок сенсорного развития и развития мелкой моторики;
- «живой уголок» – растения;
- физкультурный уголок;
- уголок изобразительного творчества.