Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада

Авторы: Любина Г., Микулик Л.

Инструкция: «Уважаемый коллега (педагог, родитель), ответьте на предложенные вопросы как можно более откровенно».

Вопросы Да Нет
Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?    
Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?    
Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?    
Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?    
Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?    
Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?    
Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?    
Вопросы Да Нет
Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?    
Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых работающих в детском саду?    
Ощущает ли себя достойным человеком?    
Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?    
Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?    
Уверен ли ребенок в том, что послушание — его главное достоинство в детском саду?    
Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?    
Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?    
           

Обработка данных

Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердитель­но, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие.

Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на воп­росы с 1 по 11 отрицательно, то это свидетельство отсутствия эмоцио­нального благополучия, наличие травмирующей эмоциональной обста­новки.

1.23. Социометрический опросник (для детей)

Данный опросник используется в работе с детьми старше 5 лет для исследования эмоциональных социальных предпоч­тений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ре­бенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы), о реализации потребности в общении. При использо­вании опросника в детском коллективе выявляются популяр­ные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 воп­росов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II — отношения в семье, в III — отношения с воспитателями, учителями, в IV — отражается значимость образа воспитателя, учи­теля, в V — исследуется референтная группа ребенка.

Опросник можно предлагать детям в устной или письмен­ной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

Вопросы

I

1. С кем ты обычно играешь?

2. С кем тебе нравится играть больше всего?

3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нуж­но перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

4. Если бы тебя перевели в другую группу, то кого ты взял бы с собой?

5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

II

1. С кем ты любишь играть дома?

2. С кем ты не любишь играть дома? .

3. С кем ты любишь заниматься дома?

4. С кем ты не любишь заниматься дома?

5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

7. С кем ты любишь гулять?

8. С кем ты любишь вместе обедать?

9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III

1. C кем из воспитателей тебе интересно на занятиях?

2. C кем из воспитателей тебе не интересно на занятиях?

3. C кем из воспитателей тебе интересно на прогулке?

4. C кем из воспитателей тебе не интересно на прогулке?

5. На кого из воспитателей ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели?

6. На кого из воспитателей ты хотел бы быть похожим?

7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?

8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?

9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о сво­их неприятностях?

10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пой­ти на экскурсию?

IV

1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?

2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитате­лем (учителем) или с ребятами?

3. На занятии, если ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?

4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь воспитателя (учителя)?

5. Если тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты вы­полняешь с радостью или тебе это безразлично?

6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расска­жешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?

7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?

8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сде­лал кто-нибудь другой?»

9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

VI

1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

7. C кем ты не хотел бы заниматься любимым делом?

8. С кем ты поделился бы конфетой?

9. На кого ты хотел бы быть похожим?

10. На кого ты не хотел бы быть похожим?

1.25. «Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)

Цель. Изучение особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я.

Подготовка исследования.Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, из которых средняя имеет вид площадки, и объясняют задание.

Проведение исследования.

Предлагается задание: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для наглядности можно предложить поместить на нужную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка).

После того как ребёнок сделает пометку, он должен ответить на вопросы: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Покажи, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)?».

Используется стандартный набор характеристик: хороший / плохой, добрый / злой, умный / глупый, сильный / слабый, смелый / трусливый, старательный / небрежный. Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует ли свой выбор. Если он не даёт никаких объяснений, нужно его расспросить: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Характеристика особенностей выполнения задания

(свойственна детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой)

Способ выполнения задания Тип самооценки
не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; в качестве аргумента приводит мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала». после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свой выбор, называет некоторые недостатки и промахи, но мотивирует их внешними, не зависящими от него факторами; считает, что оценка взрослых в отдельных случаях может быть ниже его собственной: «Конечно, я хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку; подкрепляет свой выбор реальными примерами и достижениями; считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».   Завышенная самооценка   Завышенная самооценка   Адекватная самооценка     Заниженная самооценка

Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наугад. Завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Наши рекомендации