Спорт высших достижений в XXI в.: социологический прогноз развития

Несмотря на ценностное содержание, спорт как форма культу­ры не является гарантом сохранения своей гуманистической ценности. Как показывает историческая практика, он достаточно легко и быстро изменяет свою направленность в зависимости от изменяю­щихся социально-экономических условий развития социума. След­ствием ценностной переориентации спорта в период последних российских реформ стала его деидеологизация, коммерциализа­ция, профессионализация. Обозначилась опасность утраты его са­мобытности, национальных спортивных традиций. Спорт стано­вится средством формирования социального неравенства, неодно­родности общества.

Спорт на сегодняшний день уже не является моноявлением, ка­ким его представляет еще большинство людей. Полифункциональ-



ность спорта проявляется в его разновидностях, каждая из которых развивается в соответствии с запросами социальной практики.

Если тезисно рассматривать тенденции развития спорта, то его основными чертами можно назвать следующие:

• демократизация и интернационализация, расширение геогра­фии спорта;

• появление новых видов спорта;

• бурное развитие массового и профессионального спорта;

• бурный рост спортивно-технических достижений;

• появление нового направления в спортивном движении — спорте высших достижений;

• интенсивное развитие женского спорта;

• интенсивное развитие детско-юношеского спорта;

• неуклонное расширение календаря спортивных соревнований на национальном и международном уровне;

• зарождение и интенсивное развитие спортивной науки;

• интенсивное развитие специализированной системы СМИ, обслуживающей спорт;

• создание мощной специализированной системы спортивных сооружений;

• создание новых международных спортивных организаций,
интенсивное развитие международного и олимпийского движения.

Можно согласиться с мнением А.Б.Суника [5], что так же как

XX в. определил облик спорта уходящего тысячелетия, так и облик

XXI в. определит облик спорта грядущего тысячелетия. Видимо,
ведущие тенденции развития спорта XX в. еще длительное время
останутся ими и в XXI в. Однако думается, что должно возрасти
социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на
образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека.

Заметно медленнее, но будет продолжаться рост рекордов в видах спорта, будет совершенствоваться техническое и тактическое мас­терство спортсменов. Неизбежно появление новых видов спорта.

Все большее значение будут иметь научное обеспечение спорта, развитие различных направлений спортивной науки, особенно медико-биологического.

XXI в., по мнению многих ученых, может стать веком дальней­шего развития женского спорта, все новые и новые виды спорта будут осваиваться девушками и женщинами.

В XXI в., по прогнозам социологов, существенное влияние на спортивные рекорды будут оказывать спортсмены из Африки. Со­циально-экономическое развитие стран Африки может существенно повлиять на развитие мирового спортивного движения.

Спорт навсегда останется феноменом, в котором человек нахо­дит возможность самореализации, самовыражения, ощущает глу­бинную потребность его души. Поэтому пока живо человеческое общество будет существовать и развиваться спорт.

Вопросы и задания

1. Обоснуйте причины, способствующие утрате ценностей любитель­ского спорта и жизнеспособности профессионального спорта.

2. Найдите пути преодоления основных противоречий, определяющих кризисную ситуацию в спорте высших достижений.

3. Дайте собственный прогноз развития спорта в XXI в.

Литература

1. Лубышева Л. И. Развитие ценностного потенциала физической куль­туры и спорта на рубеже XXI в. // Олимпийское движение и социальные процессы. — Краснодар, 1996.

2. Родиченко В. С. Олимпийское движение в канун III тысячелетия: Гармо­низация интересов // Олимпийское движение и социальные процессы. — Краснодар, 1996.

3. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX в.: (Становление и тенденции раз­вития) // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7.

4. Столяров В. И. Спорт и современная культура // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7.

5. Суник А. Б. Спорт XXI века: (Взгляд историка) // Олимпийское дви­жение и социальные процессы. — Краснодар, 1996.

СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ

Понятие и отличительные черты спортивной карьеры

Периоды развития. Термин «карьера» для российской спортив­ной науки является относительно новым. В отечественной культуре в эпоху советского времени он был отнесен к социальному фено­мену буржуазного общества. Отсюда возник негативный смысл понятия «карьера»: делать карьеру — значит непременно быть ка­рьеристом, т. е. человеком тщеславным, неразборчивым в средствах достижения своих целей. Но можно достигать успеха в избранной деятельности и по-другому — путем напряженного труда и посто­янного самосовершенствования, удовлетворяя при этом свое чес­толюбие, стремление к самоутверждению и самореализации.

Н. Б. Стамбулова [2] выделяет три существенных признака лю­бой карьеры: а) многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; б) высокие достижения; в) самосовер­шенствование субъекта в данной деятельности.

Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как мно­голетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовер­шенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.





Периодизация спортивной карьеры.Этапы любой карьеры соци­олог Б.Г.Ананьев охарактеризовывал следующими этапами:

I. Подготовка.

И. Старт.

III. Кульминация.

Г/. Финиш.

Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, сэтапами многолетней спортивной подготовки, которые вклю­чают:

I. Предварительную спортивную подготовку.

II. Начало спортивной специализации.

III. Углубленную тренировку в избранном виде спорта.

IV. Спортивное совершенствование. Сюда входят:

а) зона первых больших успехов;

б) зона оптимальных возможностей;

в) зона поддержания спортивных результатов [3].

Можно классифицировать этапы спортивной карьеры в зависи­мости от уровней спорта, которые осваивает спортсмен:

1. Массовый спорт.

II. Спорт высших достижений.

III. Профессиональный спорт.

В основу классификации могут входить возрастные катего­рии:

1.Дети.

2. Юноши.

3. Взрослые.

Данные периодизации в чем-то совпадают, в чем-то дополня­ют друг друга. Они позволяют выделять своеобразные «критичес­кие точки» СК — переходные фазы от одного этапа к другому.

Любой кризис имеет два существенных признака, которые в Оксфордском словаре характеризуются так:

поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь;

время, характеризующееся большой опасностью или трудно­стью.

Анализ представленных периодизаций СК позволил выделить семь кризисов-переходов СК:

1. Кризис начала спортивной специализации.

2. Кризис перехода к углубленной спортивной специализа­ции.

3. Кризис перехода из массового спорта в СВД.

4. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт.

5. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт.

6. Кризис перехода от кульминации к финишу СК.

7. Кризис завершения СК и перехода к другой карьере.

Для чего нужно знать противоречия, которые приводят к кри­зису СК?

Главное — для того, чтобы у спортсменов и тренеров была воз­можность спрогнозировать нежелательные, кризисные ситуации, заранее к ним приготовиться. Ведь именно неспособность спорт­смена преодолеть кризис и разрешить противоречия, породившие его, обычно ведет к преждевременному уходу из спорта, заверше­нию СК.

Наши рекомендации