Методологический анализ биосоциальной проблемы развития физической культуры
К сожалению, социально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны еще слабо. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первоначального развития физического воспитания Н.И.Пономарев [10].
По мнению В. К. Бальсевича, методологической основой познания сущности феномена физической активности является эволюционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития. Гносеологические задачи эволюционного подхода заключаются в формировании научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработке на этой основе стратегии социального стимулирования, управления и коррекции его индивидуального и коллективного физкультурного воспитания [3].
Еще раз хочется подчеркнуть, что особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другие социальные факторы, действуя на человека, зависят от его сознания и воли. Одним из них выступает физическая культура. Целесообразно воздействуя на процесс физического совершенствования человека, она позволяет обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств испособностей. Одной из форм ее воздействия является физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные осо-
бенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [9]. Иными словами, физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека.
Но было бы слишком недальновидно считать физическую культуру участвующей только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкультурного воспитания — воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон — физической культуры.
Поэтому нельзя смешивать понятия «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание». Первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе — активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть — это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого — сознательно и целенаправленно познавать и реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека.
В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культурологическо-го подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» акцент традиционно ставится на двигательном, биологическом моменте, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
Итак, соотношение понятий биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры.
Вопросыи задания
1. Что является определяющим в формировании человека: природное, биологическое, наследственное или социальное?
2. Обоснуйте положение личности как связующего звена между социальной средой и организмом человека.
3. Объясните суть единства биологического и социального в формировании физической культуры личности.
Литература
1. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М., 1977.
2. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры: (К проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7.
3. Бальсевич В. К, Запорожанов В. А. Физическая активность человека. — Киев, 1987.
4. Говалло В. И. Почему мы не похожи друг на друга: Очерки о биологической индивидуальности // Наука и прогресс. — М., 1984.
5. Каган М. С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека // Вопросы философии. — 1987. — № 16.
6. Казначеев В. П., Спирин Е.А. Феномен человека: Комплекс социо-природных свойств // Вопросы философии. — 1988. — № 7.
7. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
8. Корсаевская Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. — Л., 1970.
9. Кузин В. В., Никитюк Б. А. Интегративная педагогическая антропология. - М, 1996.
10. Пономарев И. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. — М., 1970.
11. Парсонс Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.А.Кувакина. — М., 1985.
12. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979.
13. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. — М., 1966.
14. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта / М.М.Бака, В. С.Бойко, С.С.Гурвич, И.В.Муратов. — Киев, 1983.
15. Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. — М., 1979.
16. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека // Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1977.
17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.