Прикладные проблемы теории и методики физической культуры.

Прикладных проблем по количеству больше, чем фундаментальных. В спорте существуют следующие проблемы: функции спорта в обществе; современные тенденции и противоречия в развитии спорта; проблема адаптации спортсменов к повышающейся физической и психической нагрузке; проблемы спортивного отбора; проблемы совершенствования техники в виде спорта; проблемы совершенствования физической подготовки спортсмена, а также психологической, теоретической, технической, тактической подготовки; проблемы построения и организации учебно-тренировочного процесса; проблемы планирования тренировок и соревнований; проблемы построения микро, мезо, макроциклов в подготовке спортсменов; проблемы психологической совместимости спортсменов; проблемы контроля и мониторинга состояния спортсмена; проблема эффективного достижения спортивной формы; проблемы построения многолетней тренировки; проблемы спортивного долголетия; проблемы спортивного травматизма и др. все указанные и прочие проблемы необходимо умножить на виды спорта. При этом в спорте тоже существует общая теория спорта, основные положения которой используются в конкретных видах спорта с учетом их специфики.

В физкультурном образовании существует тоже масса актуальных проблем: проблема целеполагания занятий физической культурой; проблема специфики занятий физической культурой с разным контингентом обучающихся в разных образовательных учреждениях; проблема подбора адекватных и эффективных средств, методов, форм занятий физической культурой с обучающимися; проблема совершенствования обучения занимающихся в образовательных учреждениях по предмету «физическая культура»; проблема учета фиксируемых показателей на занятиях физической культурой; проблема оздоровления обучающихся средствами физической культуры; проблема воспитания обучающихся средствами физической культуры; проблема оценивания достижений обучающихся в сфере физической культуры; проблема всестороннего физического развития обучающихся; проблема построения методики занятий для подготовки обучающихся к сдаче норм и требований комплекса ГТО и многие другие.

В физической рекреации актуальными проблемами являются: обоснование понятийного аппарата физической рекреации; выявление связей физической рекреации с другими видами физической культуры; определение принципов, средств, методов и форм занятий физической рекреацией; особенности методики и технологии проведения занятий с лицами разного возраста; учет особенностей занимающихся мужского и женского пола в содержании занятий физической рекреацией; экспериментальное и теоретическое обоснование уровня и характера дозировки физической нагрузки на занимающихся физической рекреацией; повышение эффективности занятий физической рекреацией в закрытых помещениях, на открытом воздухе, в бассейне и других условиях и т.д.

Актуальными проблемами физической реабилитации являются: разработка понятийного аппарата и его соотношение с понятийным аппаратом медицины; определение сущности и функций физической реабилитации; обоснование принципов, средств, методов физической реабилитации, форм организации занятий по физической реабилитации; проблемы построения методики физической реабилитации для лиц пожилого возраста; проблемы физической реабилитации для лиц после трудового утомления; проблемы методики построения физической реабилитации после различных заболеваний; проблемы методики построения физической реабилитации после получения различных травм и ранений; проблемы построения методики физической реабилитации после нервно-психических потрясений и др.

При работе с инвалидами в рамках адаптивной физической культуры (АФК) сформировались следующие проблемы: разработка и совершенствование понятийного аппарата АФК; разработка проблемы сущности адаптации, ее видов и механизма для инвалидов средствами физической культуры; определение взаимосвязей АФК с другими видами физической культуры; определение принципов, средств, методов и форм занятий физической культурой с инвалидами; особенности методики и технологии проведения занятий физической культурой с инвалидами различных нозологических групп; особенности занятий физической культурой с инвалидами мужского и женского пола; проблемы методики спортивной подготовки инвалидов в различных видах спорта; методика восстановления инвалидов спортсменов после соревнований; методика психологической подготовки инвалидов-спортсменов к тренировкам и соревнованиям и др.

В лечебной физической культуре существуют следующие проблемы: разработка понятийного аппарата ЛФК; определение связи лечебной физической культуры с другими видами физической культуры; определение функций ЛФК; определение соотношения сферы действия ЛФК в области физической культуры и медицины; обоснование основных положений, принципов, средств, методов и форм занятий лечебной физической культурой; определение особенностей занятий ЛФК с мужчинами и женщинами; определение особенностей применения средств ЛФК с детьми разного возраста и пола; особенности применения средств ЛФК при различных патологиях и заболеваниях и др.

В экстремальной физической культуре необходимо изучать следующие проблемы: обоснование ЭФК как специфического вида физической культуры; разработка понятийного аппарата экстремальной физической культуры; выявление предпосылок и причин возникновения экстремальной физической культуры; изучение физиологического и психологического механизма поведения человека в экстремальной ситуации; выявление жизненного потенциала и резервов человеческого организма в экстремальной ситуации; определение функций экстремальной физической культуры; обоснование теоретических положений, принципов, средств, методов и форм организации занятий экстремальной физической культурой; обоснование гендерного подхода в экстремальной физической культуре; обоснование индивидуально-дифференцированного подхода в содержании занятий экстремальной физической культурой и др.

Перечисленные проблемы показывают, что между ними есть определенное сходство в рамках видов физической культуры, но, в то же время выделяется своя специфика.

Наши рекомендации