Сотрудничество взрослых и детей

5.

Благоприятной средой, в которой вырастает самоуправление как движение к собственному развитию ребенка, является сотруд­ничество педагогов и учащихся. По мнению известного психолога Л.С.Выготского, именно такая среда дает возможность опреде­лить зону ближайшего развития ребенка: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он спо­собен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» (Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 264).

Увидеть перспективы развития, определить его программу (или зону) ребенку помогает педагог, он становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, рас­крытии его возможностей, в становлении самосознания, в осуще­ствлении личностно значимого и общественно приемлемого само­утверждения, самоопределения, самореализации. Социальная ус­тановка на другого у педагога становится базовой ценностной ори­ентацией на стратегию его сотрудничества с личностью и детским коллективом в педагогическом процессе. Субъект-субъектные от­ношения в воспитании приобретают специфические черты. На практике это требует отбора определенных методов, приемов, форм работы. Ни одна из известных на сегодня классификаций методов воспитания (Т.А.Ильиной, Г.И.Щукиной, Т. Е. Конниковой, Л.Ю.Гордина, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, Ю.К.Бабанского, Н.Е. Щурковой и др.) не выделяет в особую группу методы со­трудничества взрослых и детей. Однако педагог, оказываясь перед проблемой выбора принципиальной линии своего поведения, ис­ходит из потребности в знании определенной совокупности воз­можных решений конкретной воспитательной задачи. Следователь­но, осознание необходимости сотрудничества, своих индивиду­альных возможностей подскажет и набор методов, способных при­вести к формированию субъектной позиции ребенка, например: поддержка и одобрение, создание ситуации успеха и выстраива­ние перспектив. Выбор методов обусловлен как закономерными, так и случайными факторами; критерием отбора является ориен­тация на результат — совершенствование человека, или, точнее, учитывая субъектов сотрудничества, взаимосовершенствование. Взаимная информация и согласование, выработка совместного плана действий, координация усилий, взаимное дополнение и




обогащение, компенсация, взаимная опора и взаимопомощь — эти формы сотрудничества реально обеспечивают успешное раз­витие личности, ее духовный рост. Таким образом, в контексте личностно-ориентированного воспитания сотрудничество — это совокупность деятельностных, поведенческих, интеллектуальных, ценностных взаимосвязей, обусловленная саморазвитием их лич­ностей.

Содержание сотрудничества взрослого и ребенка составляет их со-бытие, со-участвование, со-знание, со-творчество. Со-бытие — это и значительное явление в жизни человека, и совместность (со-бытие) происходящего для людей. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познаватель­ная, креативная, коммуникативная) становится развивающей: взрослый предстает посредником между культуроосвоительной работой ребенка и собственной культуросозидательной работой. Эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть со-участво­вание взрослого и ребенка. В сотрудничестве осознается потреб­ность работать не только с другим, но и для другого. Понимание каждым участником взаимности и выгоды «суммируемости» в действиях ведет к представлению о расширенных возможностях его участия в общем деле. На этой основе в коллективе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дру­жеские чувства и другие сплачивающие отношения. Совместная деятельность предполагает и со-знание. Ребенок и взрослый равно­правны, самоценны как участники диалога культур. В последние годы становятся общепризнанными идеи М.М.Бахтина, который утверждал, что истина не рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Созна-.ние — это выявление двух равноправных систем знаний, благода­ря которому происходит взаимообогащение. Формирование цен­ностных ориентации, жизненных целей — творческие акты, т.е. они совершаются в со-творчестве ребенка и взрослого.

Обратим внимание, что цель сотрудничества воспитателя и воспитанника — вовсе не формальное установление равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной дея­тельности. Достижениями сотрудничества, по мнению Г. А. Цукер-ман, следует считать:

• децентрализацию личности как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности;

• инициативность (добывание недостающей информации с по­мощью вопросов, готовность предложить партнеру план общего действия);

• разумное разрешение конфликтов, т.е. не агрессивное, а ра-

76
циональное, основанное на самокритике и дружелюбии в оценке партнера.

Совместная деятельность взрослых и детей, основанная на сотрудничестве, возможна не только во внешкольных условиях, но и на уроке. Учителя, применяющие работу в парах, групповые кооперативные формы обучения, отмечают, что они активизируют и ускоряют обмен информацией, стимулируют познавательные процессы, повышают усвоение воспринятого материала. Кроме того, это расширяет круг возможностей и ученика, и учителя так как раскрывает их творческие потенциалы.

Наши рекомендации