Типы индивидуально-помогающего воспитательного взаимодействия
Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.
Взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и объект-субъекту:
· личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);
· коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т. д.).
Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.
Отмечают прямое и косвенное взаимодействие.
Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду. Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.
Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:
· содержание деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой, эстетической и другой деятельности);
· наличие цели или ее отсутствие – во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;
· степень управляемости – управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое – целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полу управляемое – это также целенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое – это стихийное взаимодействие;
· тип взаимосвязи – «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект-субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» – активность с одной стороны.
В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация (см. таблицу 1).
Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик, педагог – педагог и т. д. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.
Сотрудничество участников воспитательного процесса – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Таблица 1
Типы взаимодействия
Тип взаимодействия | Отношение к интересам друг друга | Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности | Субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии |
Сотрудничество | Взаимноположительное | + | С-С |
Диалог | Взаимноположительное | – | С-С |
Опека | Взаимноположительное | – | С-О |
Подавление | Односторонне положительное | ~ | С-О |
Соглашение | Нейтральное | + | С-С |
Конфронтация | Отрицательное | – | С-С |
Индифферентность (полная или частичная) | Нейтральное | – | С-С |
Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе.