Психологическая характеристика индивидуально-помогающего педагогического взаимодействия в сфере досуга

Индивидуальная помощь ребенку, подростку, юноше в сфере досуга становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы, связанные с осознанием и развитием своих творческих способностей, установок, ценностей. Специфика индивидуальной педагогической помощи личности в сфере свободного времени обусловлена особенностями досуговой деятельности, которые заключаются в том, что данная деятельность является свободной от принуждения, творческой, основанной на собственном выборе, предполагающей получение удовлетворения не столько от ее результатов, сколько от самого процесса ее осуществления. В досуговой деятельности главное – это взаимосвязь и взаимообусловленность единства сознания и деятельности. «Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности, являются условием их адекватного выполнения» (С. Л. Рубинштейн). В психологии различаются восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности. Досуговая деятельность основана на переживании личностью положительных эмоций, которые формируют соответствующее отношение к происходящему вообще, и к досугу в частности.

В современной психологии выделяется три ведущих положительные эмоции (радость, интерес, удивление), социализация которых создает богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребенка (Л. М. Митина, М. Е. Литвак).

В радости проявляются уверенность и личная значимость, которые делают ребенка способным справляться с трудностями и наслаждаться жизнью, оказывают стимулирующее влияние на познавательные процессы. Повторяющаяся радость способствует психологической устойчивости и достижению трудных целей. С аффектом радости связан юмор в его лучшем виде, но понимание юмора является функцией не только аффекта, но и интеллекта, и приобретается в течение всей жизни, будучи связан с творчеством, интуицией, остроумием.

Интерес – наиболее часто переживаемая положительная эмоция, которая мотивирует творческие стремления, развитие навыков и умений. Интерес – это чувство «захваченности», увлеченности, любопытства. У ребенка, испытывающего эмоции интереса, появляется желание исследовать, расширить собственный опыт путем включения новой информации. При интенсивном интересе воспитанник чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Удивление – это не эмоция в полном смысле этого слова, поскольку всегда мимолетное состояние. Оно появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему, из-за какого-нибудь внезапного события.

Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы. Они больше связаны с реактивностью, нежели с активностью. Реактивность представляет собой непосредственную реакцию на ситуацию или стимул. Активность же есть целенаправленное поведение, опосредованное желаниями, потребностями, устремлениями человека. Возможно, говоря о самоощущениях человека в сфере свободного времени, более оправдано употребление другой психологической категории – «эмоциональные состояния», которую Е. В. Андриенко называет «объединяющей», так как эмоциональные состояния связаны не только с реакцией человека на ситуацию, но и с устойчивыми переживаниями личности, влияющими на ее мысли, поступки и общий характер поведения и отношений с людьми. Наибольшей эффективности процесс общения и досуговой деятельности достигают тогда, когда ребенок переживает все три эмоциональных состояния (радость, интерес и удивление) одновременно, комплексно и здесь все зависит от творчества и фантазии педагога.

Овладение способами взаимодействия со сверстниками, другими людьми, развитие или коррекция необходимых установок, самоутверждение в коллективе, самореализация деятельности, предотвращение, минимизация и разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов также могут стать объектом индивидуальной помощи воспитанникам в сфере детско-юношеского досуга. Психологические трудности, возникающие у ребенка в процессе общения, получили название психологического барьера. Мы разделяем точку зрения А. А. Бодалева, который утверждает, что, «занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает, то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, лектор и т.д.). В связи со всем этим не остается постоянным значение сигнализирующих ими чувственных качеств для воспринимающего. На первый план в восприятии выступают те качества, в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение. Так происходит потому, что на это качество, распространяется вторичное возбуждение от актуализации состояний и свойств ими сигнализируемых».



Наши рекомендации