Методологический аппарат выпускной квалификационной работы
Подготовка выпускной квалификационной работы рассматривается как один из видов познавательной деятельности – составляющая часть целостной научной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателей кафедры культурологии и литературы. Эта работа направлена как на формирование ещё не сформированных составляющих некоторых профессиональных компетенций, так и на оценку уровня сформированности других общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. Методологический аппарат ВКР бакалавра включает формулировки следующих основных положений:
- обоснование актуальности темы ВКР;
- определение объекта и предмета ВКР;
- формулировка цели и задач ВКР;
- определение основных методов исследования.
В процессе выполнения ВКР ставятся следующие задачи:
- расширение степени освоения навыков научно-исследовательской работы и умения использовать их в конкретной ситуации;
- интеграция знаний, полученных в процессе обучения;
- формирование научно-исследовательских знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное включение студентов в процесс социально-культурного проектирования;
- стимулирование студентов к доказательности своих утверждений, к развитию системного мышления, методологической рефлексии.
Тема ВКР соответствует, как правило, одной из частных задач научно-методического характера, которая требует проведения научного исследования, отражает сущность достаточно узкой проблемы и формулируется, в этом смысле, максимально конкретно. Отправной точкой процесса подготовки ВКР бакалавра по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) Социально-культурная деятельность является осознание проблемы, которая формулируется на основе выявленных противоречий, представляющих собой несоответствие между какими-либо компонентами в рамках единого объекта. Как правило, проблема, на решение которой направлено выполнение ВКР бакалавра, логически вытекает из соответствующего противоречия и может быть сформулирована в виде вопроса.
Актуальность темы исследования предполагает обоснование научной и (или) практической значимости избранной темы, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества, возрождения традиционных направлений и форм социально-культурной деятельности и выработки новых и т.д. Основными аспектами актуальности исследования чаще всего могут быть следующие:
1. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу её применения.
2. Потребность в разработке эффективных методов обучения, развития и воспитания.
3. Потребность в дополнении или переработке выработанных ранее рекомендаций с целью более полного их использования.
Объектом ВКР является та объективная сфера социально – культурной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос – «что рассматриваем»?
Объектами могут выступать индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность; явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры.
Предметом ВКР может служить отдельный аспект объекта, т.е. какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте. Например, содержание и особенности социально-культурной деятельности подростков. Предмет должен быть отражен уже в самой теме исследования. Предмет исследования отвечает на вопрос: «Как рассматривается объект?».
Предмет исследования всегда находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тематику исследования. Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.
Целью ВКР является сформулированный в сжатом виде предполагаемый конечный результат, отражающий как теоретический, так и практический уровни исследования. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Формулировку цели можно начинать со следующих словосочетаний: разработать…; обосновать …; выявить ….., описать …. И т.д. Цель работы конкретизируется в необходимости решения ряда задач, каждая из которых является определенным шагом в достижении цели.
Задачиисследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи исследования определяют ход и логику исследования они обычно совпадают с планом исследования и описывают, что именно автор хочет сделать в своей работе.
Например:
· охарактеризовать психологические особенности людей пожилого возраста и их влияние на социально-культурную деятельность.
Обычно формулируется не более пяти задач, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленной цели:
· теоретических (осуществить анализ и оценкусостояния проблемы, раскрыть сущность понятий…, выявить особенности…, раскрыть потенциал …, определить принципы и подходы … и т.п.);
· методических, связанных с разработкой методик оценки ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности в конкретном учреждении культуры или образовательном учреждении, изученияпотребностей посетителей культурно – досуговых учреждений и эффективности их деятельности, наблюдения за участниками массового мероприятия и т.д.;
· прикладных, ориентированных на оказание конструктивного влияния на социально-культурную практику, т.е. выработку технологии либо методики активизации различных категорий участников социально-культурной деятельности, рекомендаций по улучшению взаимодействия различныхсоциально-культурных учреждений и т.д.
Гипотезаисследования – это научно-обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Это то, что исследователь хочет проверить и доказать.
Например:
Обращение учреждений культуры к людям пожилого возраста, выработка моделей досуга, приемлемых для различных социальных групп людей пожилого возраста, широкое вовлечение их в социально – культурную деятельность, особенно во взаимоотношениях между разными поколениями и т.д.
ВКР выпускника бакалавриата должна иметь практическое значение, т.е. содержать разработки, которые могут быть непосредственно использованы в практике профессиональной деятельности бакалавра в определённой образовательной системе.
3. Структура и содержание основных разделов ВКР
Структурными элементами ВКР являются:
1) Титульный лист – первая страница ВКР, номер на этой странице не ставится. Здесь указывается полное наименование учебного заведения и выпускающей кафедры, на которой выполнялась работа, название (тема) ВКР, шифр направления подготовки, профиль и квалификация (степень), для присуждения которой выполнена данная работа. На титульном листе также указываются фамилия, имя и отчество научного руководителя, его учёное звание, учёная степень и должность; отметка заведующего выпускающей кафедрой о допуске ВКР к защите на заседании ГЭК; оценка, полученная в результате защиты работы; фамилия и инициалы председателя государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР, его учёная степень, учёное звание и должность (образец оформления титульного листа в Приложении 1)
2) Содержание (оглавление), которое включает в себя введение, наименование всех разделов основной части, выводы по главам, заключение, библиографический список и приложения – с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы текстового документа (образец оформления Содержания см. в Приложении 2);
3) Введение должно содержать:
а) краткое обоснование актуальности выбранной темы (см. раздел «Методологический аппарат ВКР»);
б) определение объекта и предмета исследования (см. раздел «Методологический аппарат ВКР»);
в) характеристику состояния проблемы и степень ее изученности – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов;
г) постановку цели и задач исследования (см. раздел «Методологический аппарат ВКР»);
д) определение гипотезы исследования (см. раздел «Методологический аппарат ВКР»);
е) обоснование логики исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования. В ВКР как правило целесообразно использовать три группы методов:
· Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, моделирование, проектирование, обобщение и т.д.
· Методы эмпирического исследования,–контент-анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, тестирование и т.д.
· Методы статистической обработки данных;
ж) представление структуры работы, в которой перечисляются все структурные компоненты и в количественном виде представляется объём основного текста работы, количество наименований источников, литературы, иллюстраций или таблиц в «Приложении»;
Во введении нежелательно ссылаться на литературу и приводить цитаты.
4) Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.
Эта часть ВКР посвящена последовательному раскрытию поставленных задач, она состоит из глав, которые включают в себя параграфы.
Основная часть работы отражает логику исследования, а потому рекомендации по её структурированию могут носить только рекомендательный характер.
В главах отражается состояние изученности проблемы в системе гуманитарных наук, даётся оценка состояния её в практике, определяются подходы к её решению, предлагается обоснованный механизм достижения поставленной цели и т.д.
При изложении материала необходимо следить за:
- логикой изложения, его последовательностью;
- доказательностью выводов, положений;
- органичным сочетанием теории и практики;
- ясностью и доступностью изложения.
Главы и отдельные параграфы завершаются краткими выводами (обобщениями) – своеобразным итогом работы. Очень важно, чтобы он подводил к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.
Как правило, первая глава является теоретико-методологической, в ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, даётся их оценка. Эта глава даёт возможность выбрать определённую методологию и методику проведения качественного анализа объекта и предмета темы в конкретной социокультурной обстановке.
Вторая глава носит аналитический характер. В ней даётся характеристика объекта и предмета на материалах тех источников и литературы, на которых выполняется работа.
Третья глава должна быть проектной (практической), в которой предлагаются соответствующие планы, проекты организации социально-культурной деятельности в различных аудиториях, учреждениях и др;
5) Заключение содержит:
- итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришёл автор;
- указывается практическая и теоретическая значимость сделанных выводов;
- возможности внедрения и дальнейшие перспективы работы над темой;
- даются практические рекомендации по использованию результатов исследования.
Заключение должно быть кратким и обстоятельным, концентрировать в себе анализ работы и выводы, сделанные по главам.
6) Список литературы (библиографический список) – располагается после «Заключения» и включает в себя весь доступный по данной теме круг научных источников. Даже если тот или иной источник не был отражён в работе, но автор ВКР к нему обращался, то в списке литературы его целесообразно отразить.
7) .Приложения – здесь собираются материалы, использованные в процессе написания курсовой работы и иллюстрирующие мысль автора:
1. тексты и таблицы обработки анкет или опросов;
2. афиши;
3. планы работ;
4. сценарии.
Структура и содержание прикладного раздела ВКР
Целью выполнения практической части работы является обоснование и разработка социально-культурного проекта или культурно-досуговой программы вовлечения различных возрастных категорий граждан в процесс социально-культурного творчества. Процесс проектирования включает в себя определённые стадии и этапы, их содержательное наполнение, которые образуют жизненный цикл проекта. В данной части работы должна быть отражена концептуальная стадия создания проекта.
Владение технологией социокультурного проектирования позволит специалисту более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции.
При разработке прикладной (практической части) диплома (курсовой работы) необходимо отразить обязательные части любого проекта*:
1. Название проекта
2. Характеристика аудитории проекта (целевая группа и лица, получающие практическую пользу от проекта), т.е. характеристика проблем:
- целевой группы (социально-культурных, личностных);
- контактных групп (задействованных в проекте лиц и организаций).
Характеристика аудитории осуществляется на материале контент –анализа.
CD. Цели и задачи проекта. Целевые ориентации социально-педагогических проектов: разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем человека, создание оптимальных условий для развития личности, самореализации человека за счет оптимизации:
- социально-культурной среды (путем воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей окружения);
- форм и способов взаимодействия человека со средой, сфер его жизнедеятельности и образа жизни.
CD. Форма реализации проекта.
В том случае, если для реализации проекта требуется создание той или иной организационной структуры, необходимо:
- обосновать организационно-правовой статус (учреждения, объединения);
- разработать миссию организации;
- сформулировать принципы и приоритеты ее деятельности.
CD. Содержание деятельности
Направления (виды) деятельности | Содержание деятельности (мероприятия, содержание работ) | Исполнители и соисполнители |
1. 2. и т.д. |
6. Планируемые результаты и критерии оценки эффективности.
7. Партнеры и социальные силы поддержки проекта (обоснование возможных льгот и выгод тем организациям и структурам, которые будут в той или иной форме принимать участие в реализации проекта, оказывать ему социальную и финансовую поддержку).
8. Бюджет проекта.
Назначение расходования | Сумма затрат | Источники финансирования |
1. и т.д. |
9. Источники финансирования проекта (программа фандрейзинга)
Потенциальные доноры | Возможные мотивы финансирования | Предложения для финансирования | Вид и объем субсидий | Форма проведения фандрайзинговой кампании |
1. 2. |
10. Атрибутика проекта.
Атрибут – это предметный символ акции. Он является товарным и рекламным знаком проекта (брендом); коммерческим товаром (помогает окупить проект). Виды атрибутов: кукла, игрушка, головной убор, магнитик, значок, напитки и др.
Структура и содержание презентации ВКР
Презентация ВКР может быть представлена на слайдах (программа Power Point) и на листах иллюстративного материала (формат А4). Основными смыслообразующими элементами презентации являются:
- фамилия, имя, отчество докладчика, тема курсовой (дипломной) работы;
- цель курсовой (дипломной) работы, обоснование и актуальность темы;
- краткая характеристика содержания работы;
- объект и предмет исследования;
- методы исследования (теоретические и экспериментальные);
- краткое содержание теоретической части, практической части;
- выводы, рекомендации и предложения, их обоснование и оценка результатов;
- краткое заключение по докладу.
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РАБОТЫ
Темы ВКР разрабатываются выпускающей кафедрой, утверждаются советом факультета и оформляются приказом по учебному заведению в порядке, установленном специальным положением. По письменному заявлению выпускающая кафедра может предоставить обучающемуся возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной им самим, в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности. Тема выпускной квалификационной работы может быть изменена или уточнена по просьбе научного руководителя, с последующим её утверждением на заседании выпускающей кафедры. В этом случае по представлению заведующего кафедрой издаётся дополнение к приказу о закреплении тем выпускных квалификационных работ.
После утверждения темы ВКР вся дальнейшая работа по её выполнению контролируется научным руководителем.
Каждая ВКР проходит этап предварительной защиты, которая проводится не позднее, чем за месяц до даты официальной защиты ВКР на заседании ГЭК.
Первым и важнейшим этапом подготовки ВКР является изучение литературы и опыта культурно-досуговой деятельности.
Литература подбирается в соответствие с выбранной темой с помощью предметного каталога, имеющегося в библиотеке, тематических библиографических пособий, рекомендаций руководителя, а также с использованием ресурсов электронных библиотечных систем и сети INTERNET.
В процессе разработки темы ВКР рекомендуется делать выписки с указанием библиографических данных на работы, которые предполагается включить в список использованной литературы.
Работу над первоисточниками рекомендуется проводить в следующем порядке:
- общее ознакомление с работой в целом;
- изучение введения или предисловия;
- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу с целью выявления материала, представляющего интерес;
- выписка представляющих интерес материалов, включая необходимые иллюстрации;
- критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмента будущей выпускной квалификационной работы.
При работе с литературой необходимо концентрировать внимание на основных элементах знаний. Для этого целесообразно пользоваться обобщенными планами по изучению каждого элемента, выделяя то главное, что необходимо знать.
В результате изучения подобранной литературы и выделенного материала, который предполагается включить в содержание работы, целесообразно составить развернутый план работы, который согласовывается с научным руководителем. Особое значение следует уделить выбору методов исследования и соответствующего инструментария (см. раздел «Структура и содержание основных разделов ВКР»).
Наряду с изучением литературы по теме, ВКР должна включать в себя материалы, полученные входе анализа иобобщения конкретного практического опыта.
По окончании этапа фиксации данных, полученных посредством изучения научной литературы и опыта социально-культурной работы, необходимо приступить к фиксации результатов собственного проектирования (см. раздел «Структура и содержание основных разделов ВКР», п. «Структура и содержание прикладного раздела»).
5. Правила оформления текста ВКР
Общим обязательным требованием к ВКР является её грамотное оформление, в том числе оформление научно-справочного аппарата, сносок, списка использованных источников и литературы, соответствие оформления современным требованиям. Для удобства восприятия, требования к оформлению текста ВКР приведены в виде таблицы:
Таблица 1. Требования к оформлению текста ВКР
№ п/п | Объект | Параметры унификации (требования) |
Формат листа бумаги | А-4 (210х297 мм) Работа печатается на одной стороне листа на принтере | |
Величина шрифта | 14 кегль | |
Шрифт | Times New Roman | |
Междустрочный интервал | Полуторный (1,5) | |
Количество строк на странице | 28-30 строк | |
Абзац | CD см Текст выравнивается по ширине | |
Поля (см) | Левое – 3; правое – 1,5; верхнее-2; нижнее – 2. | |
Общий объем работы | 60-80 страниц. | |
Объем введения | Не менее 2-3 страниц (15% от общего объема) | |
Объем основной части | Не менее 40 страниц | |
Объем заключения | Не менее 2 страниц (10% от общего объема) | |
Нумерация страниц | Сквозная, в верхней части по центру, либо в верхнем правом углу. На титульном листе номер страницы не проставляется | |
Последовательность приведения структурных частей работы | Титульный лист. Содержание (оглавление). Введение. Каждая новая глава. Параграфы главы. Заключение. Список литературы. Приложения. | |
Оформление структурных частей работы | Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся посередине строки прописными (заглавными) буквами. Точка в конце наименования не ставиться. Параграфы не переносятся на новую страницу. | |
Структура основной части | 2-3главы, соразмерные по объёму | |
Список литературы | не менее 50 наименований. | |
Оформление содержания | Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений с указанием страниц начала каждой части. В содержание не включается титульный лист. | |
Структурные элементы работы | Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. В заголовках слова переносить нельзя. Расстояние между строкой текста и нижеследующим заголовком нужно отделять 4 межстрочными интервалами | |
Таблицы | Подлежат нумерации и называнию. Шапка (название) таблицы – 12 кегль полужирный; Внутри таблицы – 12 кегль; Слово «таблица» пишется курсивом в верхнем углу 12 кеглем. | |
Иллюстративный материал (чертёжи, схемы, фотографии, диаграммы, графики) | Подлежат нумерации и называнию. Название рисунка – 12 кегль, в кавычках. Ссылка в тексте ВКР даётся сокращённо (рис. 3) |
Требования к оформлению цитируемого текста
Цитата (от лат. Zito – «призываю в свидетели») – это часть текста, заимствованная из какого-либо источника без изменений и использованная в другом тексте, с указанием на источник, из которого она взята.
Цитаты используются при изложении материала в письменной научной работе при необходимости обосновать собственные мысли ссылкой на чье-то авторитетное высказывание по этому вопросу или документально подтвердить выдвинутое положение.
При оформлении цитат необходимо следовать следующим требованиям:
- каждую цитату следует заключать в кавычки;
- цитаты выписываются непосредственно из первоисточников;
- первое слово цитаты, помещенное вначале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно дано со строчной буквы;
- цитата обязательно заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком она дана в первоисточнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания;
- пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысла всего фрагмента и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска:
Например:
«… общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть».
Правила оформления библиографических ссылок
Библиографические ссылки – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска.
Не забывайте, что любое изданное произведение охраняется авторским правом! Поэтому если в работе используется чье-то высказывание, необходимо сослаться на того автора и то произведение, откуда они взяты.
Библиографические ссылки необходимо употреблять:
- при цитировании;
- при приведении нормативного материала;
- при заимствовании в своей работе результатов социологических опросов, формул, таблиц, иллюстраций из других источников;
- при приведении в работе цифрового материала;
- при необходимости отсылки к другому изданию, в котором этот вопрос изложен более подробно;
- при анализе в тексте работ других авторов.
Обратите внимание:
- указание на источник цитирования оформляется по правилам библиографического описания, но при этом допускаются некоторые упрощения.
- нельзя допускать, чтобы номера ссылок не соответствовали порядковым номерам источников, представленных в «Библиографии» научной работы.
Примеры оформления библиографических ссылок
внутритекстовые ссылки
- рекомендуются в том случае, когда их использование неразрывно связано с основным текстом работы;
- располагаются непосредственно в тексте работы;
- оформляются в квадратных скобках.
Основные принципы оформления внутритекстовых ссылок
Если ссылки даются на источник, имеющийся в «Библиографии», то в тексте работы в квадратных скобках проставляется только его порядковый номер, под которым он числится в списке.
Например:
М. Николаев [6] и К. Бирюков [12] также освещали эту проблему…
Если ссылка приводится на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках указывают номера этих работ:
- через запятую, в том случае, если цитируемые работы в «Списке литературы» не расположены друг за другом.
Например:
В своих работах [13, 28] А.Е. Чирикова неоднократно заявляла об этом…
Ряд авторов [16, 23, 26] считают…
- через дефис в том случае, если цитируемые работы в «Списке литературы» следуют друг за другом.
Например:
Ряд авторов [16 – 18] считают…
В работах П.С. Спивака [12, 16, 21-26] обсуждается проблема …
- если ссылка идет на определенные страницы произведения, где содержится заимствованный материал, то их также следует указать.
Например:
В своей книге Ю.А. Кирилов [6, C. 68] писал ….
- если необходимо сослаться на том, номер и определенные страницы, они проставляются после порядкового номера публикации, на которую ссылается автор работы.
Например:
Как следует из таблицы 4, взятой из работы В.А. Богатырева [21, С.6-9]…
или
По данным опроса Т.И.Ивановой [12, т.2, С.164].
Требования к оформлению библиографического списка
(списка литературы)
Библиографический список – это список всех информационных ресурсов, на основе изучения которых была подготовлена работа или которые были использованы в ней.
Список литературы является обязательным компонентом научной работы и помещается в конце работы.
Она содержит библиографические описания документов и составляется в соответствии с правилами библиографического описания по ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Располагать библиографическое описание источников можно:
- в алфавитном порядке, т.е. когда записи располагают по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке;
- по видам изданий, т.е. когда источники разделяются на определенные группы и записи располагают в следующей последовательности:
Сначала указывается нормативный материал – официальные государственные издания (документы и материалы РФ), которые приводятся в хронологическом порядке при соблюдении следующего принципа:
- Конституция РФ;
- Указы Президента РФ;
- Законодательные материалы Совета Федерации и Государственной Думы;
- Постановления и распоряжения Правительства РФ;
- Нормативно-инструктивные материалы, справочные материалы.
Затем приводятся все остальные источники (документы, монографии, материалы конференций, книги, статьи и т.д.).
Примеры библиографического описания
Законодательные материалы
Конституция
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, [2001]. – 32 с.
Законы
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. Закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94с.
Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 28 нояб. 1996 № 144 ФЗ // Рос. Газ. – 1996. – 5 дек.
Кодексы
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.]: офиц. Текст: по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М.: Маркетинг, 2001. – 159 с.