Познавательно-исследовательская деятельность

Цель:Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Задачи:

· Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов

(цвет, форма, величина),

· Продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.

· Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

· Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы;

· сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

· Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес.

· Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).

· Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности проводятся (опыт- экспериментальной деятельность) проводятся 2 раза в месяц .

Планирование познавательно - исследовательской деятельности

Месяц Тема Цель
сентябрь Бумага и картон. Формировать представления о свойствах бумаги.
октябрь Окрашивание воды Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются.
Теневой театр. Формировать представления об образовании тени от предмета, установить сходства тени и объекта.
ноябрь Почему песок хорошо сыплется. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.
Почему все звучит? Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
декабрь Как согреть руки. Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла)
Мы фокусники. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
январь Загадочные пузырьки. Обнаружить воздух в других предметах.
Поиск воздуха. Обнаружить воздух с помощью других предметов.
февраль Дерево. Формировать представления о свойствах дерева.
Взаимодействие воды и снега. Формировать представления об агрегатных состояниях воды (жидком и твердом) Выявить свойства воды.
март Почему все звучит. Подвести к пониманию принципа возникновения звука: колебания предмета.
Умный нос. Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями носа.
апрель Металл - его качества и свойства. Узнать предметы из металла, определить его качественные характеристики.
Пластмасса, ее качество и свойство. Узнать вещи из пластмассы, определить его качество.
Май У кого какие детки? Выделить общее строение семян (наличие ядрышка)
Как развивается растение. Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Летний период
  Ветер – это движение воздуха Формировать понятие, что ветер – это движение воздуха; развивать умение определять направление ветра
  Невидимый воздух, как его увидеть и поймать Развивать умение экспериментировать: «ловить» воздух, находить его в предметах


ФЭМП

Программа Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки», Математика для детей 4 -5 лет.

Цель: Формировать умение соотносить цифры и количество предметов (до5). Продолжить знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), геометрическми телами (шар, куб, цилиндр). Развивать умение устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине.

месяц Тема Задачи
Сентябрь
  1-я неделя     2–я неделя   3 – я неделя     4 –я неделя   Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг.   Сравнение чисел 3 -4, счет по образцу. Времена года (осень). Слева, справа.     Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат.   Счет по образцу, сравнение чисел 4 – 5. Части суток. Слева, в середине, справа.   Развивать умение сравнивать количество предметов (один - много), две группы предметов, устанавливать равенство между ними; сравнивать предметы по величине, различать и называть геометрическую фигуру – круг.   Формировать умение считать предметы ( в пределах 4), определять положение предмета по отношению к себе, ориентироваться на листе бумаги. Совершенствовать представления о временах года. Формировать умение устанавливать соответствие между числом и количеством предметов, сравнивать предметы по величине, различать и называть квадрат   Упражнять в счете, в сравнении 2-х групп предметов, в установлении равенства между ними. Совершенствовать представления о частях суток, о положении предметов по отношению к себе.
Октябрь
  1-я неделя     2-я неделя   3-я неделя   4-я неделя       Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат.     Закреплять знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький. Треугольник.   Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше.   Закрепление знаний о цифре 2. Короткий, длинный. Овал.   Формировать представление о цифре 1 как знаке числа 1. Развивать умение находить ее среди других цифр, определять пространственное расположение предметов по отношению к себе, последовательно располагать геометрические фигуры.   Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине. Формировать представление о треугольнике.     Формировать представление о цифре 2, умение различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «далеко», «близко».     Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине, протяженности. Формировать представление о геометрической фигуре – овал.
Ноябрь
1-я неделя     2-я неделя     3-я неделя     4-я неделя Знакомство с цифрой 3. Времена года (осень).     Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий.     Сравнение чисел 3-4. Прямоугольник.   Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение смежных чисел, установление равенства. Круг, овал. Формировать представление о цифре 3 как знаке числа3. Развивать умение соотносить цифры 1, 2. 3 с количеством предметов, последовательно называть времена года   Совершенствовать понятия о числе и цифре 3. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по высоте.   Упражнять в сравнении 2-х групп предметов. Развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов, умение сравнивать предметы по ширине.   Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, отсчитывать предметы, определять положение предметов по отношению к себе.    
Декабрь
1-я неделя   2-я неделя   3-я неделя     4-я неделя Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький.     Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3.4. Влево, вправо.   Закрепление: цифры 1, 2, 3, 4. Влево, вправо.     Закрепление: цифры 1,2,3,4. Счет по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко.   Формировать представление о цифре 4 как знаке числа 4. Развивать умение соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький».   Закреплять знания о числе и цифре 4. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, различать геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник.   Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, определять и обозначать словами положение предметов относительно себя.   Развивать умение считать по образцу, понимать отношения между числами. Совершенствовать пространственные представления и представления о геометрических фигурах.
Январь
1-я неделя Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, представление о пространственных отношениях, о геометрических фигурах и временах года.    
2-я неделя Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Формировать представление о цифре 5. Развивать умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе.
3-я неделя Закрепление: цифра 5, сравнение чисел 4-5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. Развивать умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов, устанавливать равенство групп предметов, видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов. Формировать понятия «быстро», «медленно».
4-я неделя Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, левый нижний угол, середина. Формировать порядковый счет в пределах 5, умение видеть геометрические фигуры в предметах; различать количественный и порядковый счет. Упражнять в ответах на вопросы: «сколько», «какой по счету», в ориентировании на листе бумаги.
Февраль
1-я неделя Закрепление: порядковый счет, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Упражнять в порядковом счете, в ответах на вопросы «сколько», «какой по счету». Развивать умение сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, видеть геометрические фигуры в контурах предметов.
2-я неделя Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток). Понятия «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». Формировать понимание независимости числа от величины предметов. Развивать навыки порядкового счета в пределах 5, различать количественный и порядковый счет. Упражнять в сравнивании предметов по ширине, объединять предметы по этому признаку, в установлении последовательности событий.
3-я неделя Закрепление: цифры 1,2,3,4.5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. Упражнять в счете по образцу и воспроизведении такого же количества предметов. Развивать умение различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Формировать понятия о геометрических телах - шар, куб, цилиндр.
4-я неделя Закрепление: порядковые числительные. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Совершенствовать порядковый счет в пределах 5, умение соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов, различать и называть геометрические фигуры.
Март
1-я неделя Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. слева, посередине, справа. Формировать умение обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов.
2-я неделя Закрепление: порядковые числительные, счет по образцу. Вправо, влево. Установление последовательности событий. Развивать навыки порядкового счета, различать количественный и порядковый счет, понятия «вправо»-«влево». Упражнять в установлении последовательности событий.
3-я неделя Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развивать умение устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения, отгадывать математические загадки, сравнивать предметы разных размеров по величине, выявлять признаки сходства предметов и объединять их по этому признаку.
4-я неделя Закрепление: порядковый счет; определение пространственного положения предметов по отношению к себе. Развивать навыки порядкового счета, умение отвечать на вопрос «сколько», «какой по счету?», определять и обозначать словами пространственное расположение предмета по отношению к себе, решать логическую задачу на установление последовательности событий, различать и называть времена года.
Апрель
1-я неделя Счет по образцу. Числа и цифры 1,2,3,4,5.Соотнесение количества предметов с цифрой. Развивать умение считать, соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать числа 4 и 5; представления о равенстве и неравенстве групп предметов, решать логическую задачу на сравнение.
2-я неделя Закрепление: цифры 1,2,3,4, 5. Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Совершенствовать представления о цифрах от 1 до 5, порядковый счет. Развивать умение правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; видеть геометрические фигуры в символических изображениях, ориентироваться на листе бумаги.
3-я неделя Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Счет по образцу. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела; способствовать развитию зрительного внимания.
4-я неделя Соотнесение количества предметов с цифрой. Слева. справа. Развивать умение соотносить цифру и количество предметов, отгадывать математические загадки, обозначать словами положение предмета относительно себя, решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации.
Май
1-я неделя Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. Продолжать развитие умения соотносить количество предметов с цифрой, отгадывать математические загадки, сравнивать предметы по ширине, понимать отношения между числами. Совершенствовать на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно».
2-я неделя Закрепление: количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Совершенствовать количественный и порядковый счет, умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.
3-я неделя Закрепление: математические игры, задачи. Развивать познавательный интерес, мышление.
4-я неделя Закрепление. Математическая сказка. Совершенствовать пройденный материал.
Летний период
  Математические игры на счет Развивать навык порядкового и количественного счета
  Игры с блоками Дьенеша Развивать умение различать и находить нужные блоки
  Игры с геометрическими фигурами Развивать умение придумывать и выкладывать предметы из геометрических фигур
  Математические задачи Развивать умение придумывать задачи на сравнивание 2-х групп предметов
  Математические загадки Развивать логическое мышление
  Математика в стихах Развивать умение решать задачи на счет, на определение величин
       


Речевое развитие

Цели:

Развитие речи.Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи:

Развивающая речевая среда.

· Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

· Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более

точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

· Способствовать развитию любознательности.

· Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря.

· Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

· Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

· Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,

материалов, из которых они изготовлены.

· Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

· Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

· Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

· Учить употреблять существительные с обобщающим значением (ме-бель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи.

· Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

· Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

· Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

· Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

· Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;

· образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественногочисла родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

· Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

· Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

· Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

· Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

· Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

· Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Реализуется в продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности и направлено на:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

• развитие речевого творчества.

Р Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей
Интегрированная детская деятельность Игра Проблемная ситуация Свободное общение на тему Художественно-речевая деятельность Специальное моделирование ситуативного общения Коммуникативные игры Театрализованные игры Подвижные игры с диалогом Дидактические словесные игры Сюжетно-ролевые игры Викторины Рассматривание иллюстраций, фото Проигрывание этюдов Импровизация   Игра (все виды) Продуктивная деятельность Консультативные Тематические встречи Открытые мероприятия Тренинги Информационные бюллетени  

Наши рекомендации