Познавательно-исследовательская деятельность
Цель:Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.
Задачи:
· Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов
(цвет, форма, величина),
· Продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.
· Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.
· Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы;
· сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
· Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес.
· Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
· Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности проводятся (опыт- экспериментальной деятельность) проводятся 2 раза в месяц .
Планирование познавательно - исследовательской деятельности
Месяц | Тема | Цель |
сентябрь | Бумага и картон. | Формировать представления о свойствах бумаги. |
октябрь | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются. |
Теневой театр. | Формировать представления об образовании тени от предмета, установить сходства тени и объекта. | |
ноябрь | Почему песок хорошо сыплется. | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. |
Почему все звучит? | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | |
декабрь | Как согреть руки. | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла) |
Мы фокусники. | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | |
январь | Загадочные пузырьки. | Обнаружить воздух в других предметах. |
Поиск воздуха. | Обнаружить воздух с помощью других предметов. | |
февраль | Дерево. | Формировать представления о свойствах дерева. |
Взаимодействие воды и снега. | Формировать представления об агрегатных состояниях воды (жидком и твердом) Выявить свойства воды. | |
март | Почему все звучит. | Подвести к пониманию принципа возникновения звука: колебания предмета. |
Умный нос. | Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями носа. | |
апрель | Металл - его качества и свойства. | Узнать предметы из металла, определить его качественные характеристики. |
Пластмасса, ее качество и свойство. | Узнать вещи из пластмассы, определить его качество. | |
Май | У кого какие детки? | Выделить общее строение семян (наличие ядрышка) |
Как развивается растение. | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | |
Летний период | ||
Ветер – это движение воздуха | Формировать понятие, что ветер – это движение воздуха; развивать умение определять направление ветра | |
Невидимый воздух, как его увидеть и поймать | Развивать умение экспериментировать: «ловить» воздух, находить его в предметах |
ФЭМП
Программа Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки», Математика для детей 4 -5 лет.
Цель: Формировать умение соотносить цифры и количество предметов (до5). Продолжить знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), геометрическми телами (шар, куб, цилиндр). Развивать умение устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине.
месяц | Тема | Задачи | |
Сентябрь | |||
1-я неделя 2–я неделя 3 – я неделя 4 –я неделя | Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг. Сравнение чисел 3 -4, счет по образцу. Времена года (осень). Слева, справа. Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Счет по образцу, сравнение чисел 4 – 5. Части суток. Слева, в середине, справа. | Развивать умение сравнивать количество предметов (один - много), две группы предметов, устанавливать равенство между ними; сравнивать предметы по величине, различать и называть геометрическую фигуру – круг. Формировать умение считать предметы ( в пределах 4), определять положение предмета по отношению к себе, ориентироваться на листе бумаги. Совершенствовать представления о временах года. Формировать умение устанавливать соответствие между числом и количеством предметов, сравнивать предметы по величине, различать и называть квадрат Упражнять в счете, в сравнении 2-х групп предметов, в установлении равенства между ними. Совершенствовать представления о частях суток, о положении предметов по отношению к себе. | |
Октябрь | |||
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. Закреплять знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький. Треугольник. Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. Закрепление знаний о цифре 2. Короткий, длинный. Овал. | Формировать представление о цифре 1 как знаке числа 1. Развивать умение находить ее среди других цифр, определять пространственное расположение предметов по отношению к себе, последовательно располагать геометрические фигуры. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине. Формировать представление о треугольнике. Формировать представление о цифре 2, умение различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «далеко», «близко». Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине, протяженности. Формировать представление о геометрической фигуре – овал. | |
Ноябрь | |||
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Знакомство с цифрой 3. Времена года (осень). Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Сравнение чисел 3-4. Прямоугольник. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение смежных чисел, установление равенства. Круг, овал. | Формировать представление о цифре 3 как знаке числа3. Развивать умение соотносить цифры 1, 2. 3 с количеством предметов, последовательно называть времена года Совершенствовать понятия о числе и цифре 3. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в сравнении 2-х групп предметов. Развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов, умение сравнивать предметы по ширине. Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, отсчитывать предметы, определять положение предметов по отношению к себе. | |
Декабрь | |||
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3.4. Влево, вправо. Закрепление: цифры 1, 2, 3, 4. Влево, вправо. Закрепление: цифры 1,2,3,4. Счет по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко. | Формировать представление о цифре 4 как знаке числа 4. Развивать умение соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький». Закреплять знания о числе и цифре 4. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, различать геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, определять и обозначать словами положение предметов относительно себя. Развивать умение считать по образцу, понимать отношения между числами. Совершенствовать пространственные представления и представления о геометрических фигурах. | |
Январь | |||
1-я неделя | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года. | Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, представление о пространственных отношениях, о геометрических фигурах и временах года. | |
2-я неделя | Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. | Формировать представление о цифре 5. Развивать умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе. | |
3-я неделя | Закрепление: цифра 5, сравнение чисел 4-5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. | Развивать умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов, устанавливать равенство групп предметов, видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов. Формировать понятия «быстро», «медленно». | |
4-я неделя | Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, левый нижний угол, середина. | Формировать порядковый счет в пределах 5, умение видеть геометрические фигуры в предметах; различать количественный и порядковый счет. Упражнять в ответах на вопросы: «сколько», «какой по счету», в ориентировании на листе бумаги. | |
Февраль | |||
1-я неделя | Закрепление: порядковый счет, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). | Упражнять в порядковом счете, в ответах на вопросы «сколько», «какой по счету». Развивать умение сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, видеть геометрические фигуры в контурах предметов. | |
2-я неделя | Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток). Понятия «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». | Формировать понимание независимости числа от величины предметов. Развивать навыки порядкового счета в пределах 5, различать количественный и порядковый счет. Упражнять в сравнивании предметов по ширине, объединять предметы по этому признаку, в установлении последовательности событий. | |
3-я неделя | Закрепление: цифры 1,2,3,4.5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. | Упражнять в счете по образцу и воспроизведении такого же количества предметов. Развивать умение различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Формировать понятия о геометрических телах - шар, куб, цилиндр. | |
4-я неделя | Закрепление: порядковые числительные. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. | Совершенствовать порядковый счет в пределах 5, умение соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов, различать и называть геометрические фигуры. | |
Март | |||
1-я неделя | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. слева, посередине, справа. | Формировать умение обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов. | |
2-я неделя | Закрепление: порядковые числительные, счет по образцу. Вправо, влево. Установление последовательности событий. | Развивать навыки порядкового счета, различать количественный и порядковый счет, понятия «вправо»-«влево». Упражнять в установлении последовательности событий. | |
3-я неделя | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. | Развивать умение устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения, отгадывать математические загадки, сравнивать предметы разных размеров по величине, выявлять признаки сходства предметов и объединять их по этому признаку. | |
4-я неделя | Закрепление: порядковый счет; определение пространственного положения предметов по отношению к себе. | Развивать навыки порядкового счета, умение отвечать на вопрос «сколько», «какой по счету?», определять и обозначать словами пространственное расположение предмета по отношению к себе, решать логическую задачу на установление последовательности событий, различать и называть времена года. | |
Апрель | |||
1-я неделя | Счет по образцу. Числа и цифры 1,2,3,4,5.Соотнесение количества предметов с цифрой. | Развивать умение считать, соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать числа 4 и 5; представления о равенстве и неравенстве групп предметов, решать логическую задачу на сравнение. | |
2-я неделя | Закрепление: цифры 1,2,3,4, 5. Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. | Совершенствовать представления о цифрах от 1 до 5, порядковый счет. Развивать умение правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; видеть геометрические фигуры в символических изображениях, ориентироваться на листе бумаги. | |
3-я неделя | Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Счет по образцу. | Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела; способствовать развитию зрительного внимания. | |
4-я неделя | Соотнесение количества предметов с цифрой. Слева. справа. | Развивать умение соотносить цифру и количество предметов, отгадывать математические загадки, обозначать словами положение предмета относительно себя, решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации. | |
Май | |||
1-я неделя | Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. | Продолжать развитие умения соотносить количество предметов с цифрой, отгадывать математические загадки, сравнивать предметы по ширине, понимать отношения между числами. Совершенствовать на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно». | |
2-я неделя | Закрепление: количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. | Совершенствовать количественный и порядковый счет, умение различать и называть знакомые геометрические фигуры. | |
3-я неделя | Закрепление: математические игры, задачи. | Развивать познавательный интерес, мышление. | |
4-я неделя | Закрепление. Математическая сказка. | Совершенствовать пройденный материал. | |
Летний период | |||
Математические игры на счет | Развивать навык порядкового и количественного счета | ||
Игры с блоками Дьенеша | Развивать умение различать и находить нужные блоки | ||
Игры с геометрическими фигурами | Развивать умение придумывать и выкладывать предметы из геометрических фигур | ||
Математические задачи | Развивать умение придумывать задачи на сравнивание 2-х групп предметов | ||
Математические загадки | Развивать логическое мышление | ||
Математика в стихах | Развивать умение решать задачи на счет, на определение величин | ||
Речевое развитие
Цели:
Развитие речи.Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи:
Развивающая речевая среда.
· Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
· Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более
точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
· Способствовать развитию любознательности.
· Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря.
· Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
· Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
· Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,
материалов, из которых они изготовлены.
· Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
· Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
· Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
· Учить употреблять существительные с обобщающим значением (ме-бель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи.
· Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
· Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
· Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
· Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
· Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
· образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественногочисла родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
· Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
· Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
· Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь.
· Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
· Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
· Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Реализуется в продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности и направлено на:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
• развитие речевого творчества.
Р Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей |
Интегрированная детская деятельность Игра Проблемная ситуация | Свободное общение на тему Художественно-речевая деятельность Специальное моделирование ситуативного общения Коммуникативные игры Театрализованные игры Подвижные игры с диалогом Дидактические словесные игры Сюжетно-ролевые игры Викторины Рассматривание иллюстраций, фото Проигрывание этюдов Импровизация | Игра (все виды) Продуктивная деятельность | Консультативные Тематические встречи Открытые мероприятия Тренинги Информационные бюллетени |