Реализуемые программы и технологии
Программа «Математические ступеньки», Математика для детей 4 -5 лет. Е.В.Колесниковой
Цель: Формировать умение соотносить цифры и количество предметов (до 5). Продолжить знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), геометрическми телами (шар, куб, цилиндр). Развивать умение устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной
Цель: сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
2.2 Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Комплексно-тематическое планирование в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы, а также приоритетами образовательной деятельности представлены по следующей форме:
Тема | Развернутое содержание работы | Период | Итоговые мероприятия |
Вот и лето прошло | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Формировать представления о садовых цветах, их строении. | 1-2 неделя сентября | Газета «Как я провел лето» |
Детский сад. Игрушки | Развивать и систематизировать представления о детском саде, основных помещениях детского сада и сотрудниках учреждения. Прививать любовь к своему детскому саду. Совершенствовать обобщающее понятия «игрушки», их наименования, предназначение; формировать понятия о материалах, из которых они сделаны, правила обращения с игрушками. | 3-4 неделя сентября | Коллективная работа «Наши игрушки» |
Осень | Совершенствовать представления детей об основных признаках осени, о названиях осеннних месяцев, систематизировать представления о временах года. Формировать представления детей о деревьях, их названиях и строении, где они растут, как меняются в зависимости от времени года. Закладывать основы экологического воспитания. | 1неделя октября | Пособие «Времена года»- «Осень». Конкурс поделок из природного материала |
Огород: овощи | Развивать представления детей об овощах, их названиях, цвете, форме и вкусе; о местах, где растут овощи | 2 неделя октября | Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Фрукты-овощи» |
Сад: фрукты | Развивать представления детей о фруктах, их названиях, цвете, форме, вкусе; местах, где они растут | 3 неделя октября | |
Дары леса: ягоды и грибы | Формировать представления детей о внешнем виде и названиях грибов, лесных и садовых ягодах. Рассказать о местах их произрастания. Формировать понятие о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, что можно приготовить из ягод и грибов; Закладывать основы экологического воспитания. | 4 неделя октября | Викторина «Мы – грибники» |
Перелетные птицы | Развивать представления детей о внешнем виде и отличительных признаках перелетных птиц, почему они называются перелетными, где живут и чем питаются | 1 неделя ноября | |
Одежда. Обувь | Формировать обобщающее понятие «одежда», «обувь». Развивать представление об одежде, обуви и головных уборах, их видах, частях; прививать аккуратность, вырабатывать привычку класть каждую вещь на свое место | 2-неделя ноября | Акция «Мы – аккуратные ребята» |
Мебель | Формировать представления детей о мебели, ее назначении, частях, из которых состоит мебель. Развивать умение описывать предметы мебели. | 3 неделя ноября | Сюжетно-ролевые игры «Мебельная фабрика», «Мебельный магазин» |
Семья | Развивать и систематизировать представления о семье, родственных отношениях, активизировать в речи обобщающее понятие «семья | 4 неделя ноября | Концерт «День матери» |
Дикие животные | Формировать понятие «дикие животные». Развивать представления о диких животных наших лесов, их названиях, об их образе жизни, повадках, питании, условиях их обитания; из каких частей состоит тело животного | Конец ноября - начало декабря | Коллективная работа: рисование с элементами аппликации «Звери наших лесов» |
Зима: изменения в природе | Развивать и систематизировать представления о временах года, признаках зимы, об изменениях в живой и неживой природе, названиях зимних месяцев. Закладывать основы экологического воспитания. | 1 неделя декабря | Пособие «Времена года», «Зима» (продолжение) |
Зимующие птицы | Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»; развивать представления детей о зимующих птицах, их отличительных признаках, о строении их тел; воспитывать бережное, заботливое отношение к ним. | 2 неделя декабря | Акция «Корм для зимующих птиц» |
Домашние птицы | Формировать обобщающее понятие «домашние птицы»; развивать представления детей о домашних птицах, их птенцах, названиях,из каких частей состоит их тело, чем питаются, кто за ними ухаживает; о пользе, которую они приносят людям. | 3 неделя декабря | Презентация «Птичий двор» |
Новогодний праздник | Совершенствовать представления о новогоднем празднике, его особенностях (бывает зимой, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, наряжают новогодние елки). | 4 неделя декабря | Новогодний праздник |
Зимние забавы детей | Развивать представления о зимних играх-забавах, о зимних видах спорта; вызвать желание заниматься спортом | 2 неделя января | Спортивное соревнование |
Наш город | Формировать начальные знания о Санкт-Петербурге, его истории, гербе и основных достопримечательностях (Петропавловской крепости, Зимнем дворце, Адмиралтействе, Летнем саду, Медном всаднике и др.. | 3 неделя января | Фотовыставка «Я люблю свой город» |
Транспорт. Правила дорожного движения | Совершенствовать представление о видах городского транспорта: машинах (легковых и грузовых), о пассажирском транспорте (автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, такси); о профессиях на транспорте. | 4 неделя января | Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу» |
Комнатные растения | Формировать у детей обобщающее понятие «комнатные растения»; развивать представления о некоторых комнатных растениях, об их строении и правилах ухода за ними | 1 неделя февраля | Эксперимент «Без чего не могут жить растения» |
Дом и его части. Профессия строитель | Формировать понятие о том, что все люди живут в домах; для чего нужен дом; как его строят. Активизировать в речи названия отдельных частей дома. | 2 неделя февраля | Коллективная работа «Наша улица» |
Наша армия | Формировать начальные представления об армии, о родах войск, о военных профессиях. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. | 3 неделя февраля | Газета «Мой папа (дедушка, дядя) служил в армии» |
Посуда | Формировать у детей обобщающее понятие «посуда»; совершенствовать представления о посуде – названия, назначение, виды и части посуды | 4 неделя февраля | Сюжетно – ролевая игра «Чаепитие» |
Домашние животные | Формировать обобщающее понятие «домашние животные», развивать представления о домашних животных и их детенышах, из каких частей состоит тело животных; чем они питаются, какую пользу приносят. | 1 неделя марта | Фотовыставка «Наши друзья» |
Мамин праздник. Женские профессии | Развивать представление о празднике 8 марта; о названиях основных женских профессий, заучивать, как зовут по имени и отчеству маму и кем она работает | 2 неделя марта | Праздник к 8 марта |
Весна | Формировать представления о временах года, о признаках весны, ее особенностях, названиях весенних месяцев; показать связь между живой и неживой природой | 3 неделя марта | Пособие «Времена года», «Весна» (продолжение) |
Профессия продавец | Формировать у детей понятие «профессия»; совершенствовать представления о профессии продавца, его трудовых действиях | 4 неделя марта | Сюжетно – ролевая игра «Продавец» |
Зоопарк | Формировать представление о зоопарке и диких животных дальних стран, живущих в нем; о названиях животных их частях тела, условиях их содержания. Воспитывать заботливое отношение к животным. | 1 неделя апреля | Презентация «Животные дальних стран». |
Рыбки в аквариуме | Формировать у детей представления об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни, правилах ухода за ними | 2 неделя апреля | Коллективная работа «Наш аквариум» |
Народные промыслы | Совершенствовать представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.), о народных промыслах. Вызвать интерес у детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Развивать интерес к устному народному творчеству. | 3 неделя апреля | Выставка предметов народных промыслов Народные игры |
Перелетные птицы | Развивать представления о птицах, умение описывать их и сравнивать с другими птицами. Воспитывать бережное отношение к природе | 4 неделя апреля | Коллективная работа «Здравствуйте, скворцы» |
Цветы на лугу | Развивать представления о цветах, их строении; умение описывать цветы и сравнивать их. Воспитывать бережное отношение к природе. | 1 неделя мая | Коллективная работа «На лугу» |
Праздник Победы | Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны, чувство гордости за свою Родину | 2 неделя мая | Газета ко Дню Победы |
Насекомые | Формировать обобщающее понятие «насекомые», развивать представления о насекомых, их особенностях, характерных чертах их строения. | 3 неделя мая | Викторина |
Скоро лето | Развивать представления детей о лете, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Формировать представления о летних видах спорта, о безопасном поведении в лесу. | 4 неделя мая | Летнее спортивное соревнование |
Летнее путешествие | Знакомить детей с лесными обитателями, средой их обитания, их общими и отличительными признаками. Вызывать у детей познавательный интерес к живой природе . | 1 неделя июня | Конкурс чтецов |
Летний период | |||
Правила безопасного поведения летом | Формировать у детей правила безопасного поведения в жаркий период в городе и на даче, в деревне. | 1 нед. | |
Кто живет в пруду | Расширять у детей представления об обитателях водоемов, их взаимосвязи с неживой природой. Закладывать основы экологического воспитания. | 2 нед. | Коллаж « Кто живет в пруду» |
Мы в лесок пойдем | Формировать у детей основы правильного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | 3-4 нед | |
Люблю березку русскую | Знакомить детей с березкой как символом русской природы. | 5 нед. | Литературные произведения о березке |
Откуда берется мед | Расширять у детей представления о насекомых (пчелах), о том, какую пользу они приносят человеку. | 6 нед. | Презентация «Откуда берется мед» |
2.3 Тематическое планирование по ОО