Структура преподавания истории.
Напоминаем что,структурно предмет«История»включает учебные курсыпо «Всеобщей истории» и «Истории России». В связи с этим целесообразно преподавание истории на ступенях основного общего образования и среднего общего образования как на базовом, так и на профильном уровнях выстраивать единым курсом. На базовом уровне преподавание учебного предмета «История» в образовательных организациях 2 часа в неделю. При этом предполагается как в основной, так и старшей школе два варианта преподавания курсов истории: отдельными курсами (блоками), последовательно (один за другим), или синхронно-параллельно. В случае, когда история изучается раздельными курсами (блоками), рекомендуется сначала изучать «Всеобщую историю», затем «Историю России». На практике в 5–9 классах общеобразовательных учреждений рекомендуется последовательное изучение курсов истории России и всеобщей истории. В 9–ых классах возможно синхронно-параллельное и интегрированное изучение данных курсов, в 10–11 рекомендуется синхронно–параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов, интегрированное преподавание (с использованием соответствующих УМК) возможно исключительно на базовом уровне в классах математического, естественно–научного, технологического и т.п. профилей.
Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры и др. Также в IX и XI классах возможна разработка интегрированного курса истории.
Так как в Федеральном базисном учебном плане указан один предмет – «История», то и в школьных журналах предметы «Всеобщая история», «История России» записывать одним названием «История» с выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год). При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:
- прямое сравнение России и других стран;
- хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;
- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.
Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется педагогом в соответствии со стандартами, основной образовательной программой, рабочей программой и содержанием УМК. С учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Структура преподавания истории в основной школе (5—9 кл.)
В 2016—2017 учебном году
В 5—9 классах рекомендуется преподавание истории по следующей структуре:
КЛАСС | ПРЕДМЕТ (запись в журнале) | Содержание | Кол-во часов |
история | Всеобщая история. Древний мир(с 2014 – 2015 уч.г. изучается по программам ФГОС ООО) | ||
история | Всеобщая история. История средних веков (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО) | ||
история | История России (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО) | ||
история | Всеобщая история. Новое время ч. I. | ||
история | История России | ||
история | Всеобщая история. Новое время ч. II. | ||
история | История России | ||
история | Всеобщая история. Новейшая история XX- начало XXI вв. | ||
история | История России XX- начало XXI вв. |
При переходе на новые УМК по истории России и линейную систему обучения истории учителя столкнутся с определенными сложностями, связанными с тем, что учебники по всеобщей истории по-прежнему ориентированы на концентрическое изучение предмета. В связи с этим необходимо синхронизировать изучение курсов всеобщей истории и истории России, Ориентиром для этого могут послужить две следующие таблицы.