Понятие социализации. Соотношение понятий социализации, социального развития и воспитания. Теории социализации.
Понятие социализации. Соотношение понятий социализации, социального развития и воспитания. Теории социализации.
«Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [Андреева, 1996. С. 276].
Социальное развитие - результат взаимодействия большой совокупности социальных процессов, основу которых составляет целенаправленная деятельность людей — субъектов этих процессов. Социальное развитие, таким образом, это совершенствование процесса социализации.
Социальное воспитание – перечень воздействий, направленных на человека с целью освоения им общественных представлений о добре и зле, идеалах, правилах и нормах поведения, о хорошем и плохом, дозволенном и недозволенном. Социальное воспитание, полученное ребенком от родителей, воспитателей и учителей, оказывает человеку безусловную помощь в процессе социализации.
Теории социализации.
· Психоанализ З.Фрейда. Задача теории З.Фрейда – объяснить причины психологических
конфликтов, возникающих у современного человека на протяжении всей жизни. Человек в процессе взросления преодолевает противоречия между физиологическими (эротическими) влечениями и ограничивающими их социальными нормами. В ходе социализации он проходит 4 стадии: оральную, анальную, генитальную и фаллическую. В зависимости от того, как люди проходят эти стадии формируются психологические особенности личности – эгоизм, альтруизм, комплексы (Эдипов и комплекс Электры).
· Символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид, А.Халлер).
Формирование личности идет не только под влиянием школьных программ и СМИ,но главным образом под влиянием тех социальных групп, в которые включен ребенок с самого рождения.
Дж. Мид считал, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в группах и включает три стадии:Имитация – копирование поведения взрослых, Игровая – понимание поведения как исполнения определенных ролей (мама, папа, врач…), Коллективная игра - осознание себя как члена группы, общности, общества (чувство социальной идентичности).
· Французский психолог Ж. Пиаже делает акцент на развитии познавательных структур индивида. Стадии меняются в зависимости от опыта и социального взаимодействия человека: сенсорномоторная – от рождения до 2 лет; операциональная – от 2 до 7 лет;
стадия конкретных операций - с 7 до 11 лет; стадия формальных операций - с 12 до 15 лет.
· Американский психолог Э. Эриксон считает, что переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса. Он выделил 8 стадий:1-5) детство;6) одиночество – человек стремится к искренним и доверительным отношениям с постоянным партнером;7) застой (средний возраст) – осуществление родительских функций и особый интерес к карьере;8) отчаяние (старость) – люди подводят итоги своей жизни.
Советские психологи (С. Рубинштейн, А. Леонтьев) предложили деятельностный подход к анализу процесса социализации.
Социализация – это постепенный перенос операций с предметного уровня (игра, конструирование) на психологический уровень (логические операции, образное мышление).
Школа Рубинштейна – Леонтьева выступила против понимания социализации как пассивного усвоения набора «вечных истин».
Между теориями социализации нет существенных противоречий, они скорее рассматривают различные ее стороны.
Обобщая исследования отечественных и зарубежных ученых можно выделить этапы социализации, которые соответствуют жизненным циклам человека: детство, юность, студенчество, семейная жизнь, выбор профессии, служба в армии, выход на пенсию:
Механизмы и условия социализации личности. Стадии социализации. Институты
Социализации.
Институты социализации.
Институты социализации - это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Институты бывают:
· Семья – освоение общепринятых норм и правил. По типу наследования семьи бывают трех
видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.
· Дошкольное учреждение.
· Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший
· элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).
· Трудовой коллектив.
· Послетрудовая стадия социализации – накопленный багаж житейского опыта, передача его предыдущим поколениям.
.
Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем. Он рассматривал культуру как «созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычаи»1. В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре — в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что социализация как инкультурация происходит одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.
М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:
- детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры;
- зрелость, т.е. инкультурацию во взрослом возрасте, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры — изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей.
Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурные влияния, то на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие.
В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:
- вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;
- горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
- «непрямую» (oblique) трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п..
Очевидно, что изучение процессов инкультурации «принадлежит» не только социальной психологии — с самого начала постановки данной проблемы и до настоящего времени исследования роли культуры в социальном развитии человека составляли предмет культурантропологии, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогики. Для социально-психологических же исследований личности в культуральном контексте характерно внимание к различиям социальных норм и ценностей, вариативности ролевого поведения и особенностям социальной идентичности и Я-концепции.
Развитие психики человека.
Стадии? Прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.
· Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и
Первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Ребенок учится ходить и говорить, подражает взрослым в их действиях.
· Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является
Наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи. Закладываются черты характеры, разделение деятельности на мужскую и женскую.
· Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует
Новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.
Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность.Центральная деятельность – учеба. Этот возраст – сензитивный период для учебы. Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка.
· Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется
Продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.
Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.
Развитие личности носит как пассивный, так и активный характер. Пассивный характер становления личности заключается в том, что человек становится объектном влияния окружающей среды и общества, Активный характер заключается в том, что человек совершенствует сам себя и окружающий мир. Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется! в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире - в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни. Все происходящие события преломляются в психике человека по разному.
Одна из наиболее характерных сторон личности - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни невозвратно уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием и обучением.
Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия "личность", первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера (в России у скоморохов - "личина"). В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково.
Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.
Им выделяется три основных процесса:
• адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;
• индивидуализация – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности;
• интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.
Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.
Жизнь более динамична, подвижна, разнообразна. Это приводит к множественности образцов поведения и их изменчивости. Для этого типа культуры характерны интенсивные миграционные процессы, развитые средства массовой информации, относительно частые социальные и природные катаклизмы, приводящие к осложнению передачи опыта от взрослых к подрастающему поколению.
* Префигуративная: носителями новых образцов поведения являются представители нового поколения, иными словами, взрослые учатся у детей. М. Мид пишет: «Теперь же мы вступаем в тот период, новый для истории, когда молодежь с ее префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами» [Мид,1988. С. 322 ].
Определяя еще несколько десятилетий назад современную ситуацию как переход к префигуративной культуре, М. Мид задала вектор анализа процесса социализации на период конца XX — начала XXI в. В целом можно охарактеризовать современную социальную ситуацию следующим образом: удлинение периода детства, увеличение разрыва между поколениями, ускорение динамики институтов социализации.
Удлинение детства связано в первую очередь с общим усложнением жизни. Изменение предметной среды очевидно. Так, в XX столетии, наполненном принципиально новыми научно-техническими изо-бретениями, окружающий нас мир стал совсем иным и продолжает меняться каждые 5—10 лет. Однако трансформация касается не только предметного окружения, не менее важным и сложным кажется процесс социальных изменений. Меняются формы социального взаимо-действия. Они становятся значительно более сложными, опосредованными и разнообразными. Таким образом, можно сказать, что мир, в который входят сегодня новые поколения, стал во многом более неопределенным и многозначным.
Эти перемены определяют не только необходимость более длительного периода детства, но и выступают причиной увеличивающегося разрыва между поколениями. Скорость изменений жизни обесценивает большую часть социального опыта человека чрезвычайно быс-тро. Меняется ценностная структура этого опыта. Информация сама по себе перестает иметь решающее значение. Большую ценность начинают приобретать способы ее получения, готовность к изменениям, учет ситуаций высокой степени неопределенности. Детальный анализ особенностей информационной среды дается в главе 12 данной книги, а также в отдельной главе монографии «Социальная психология
Здесь же важно подчеркнуть специфичность изменений, характерных для современной жизни. Было бы не совсем корректно напрямую связывать развитие научных представлений о процессе социализации и конкретные социальные изменения. Однако определенная связь есть. Речь идет не о прямой зависимости, а о необходимости формулировать более сложные, соответствующие социальной реальности теоретические построения. Попробуем разобраться в глобальной тенденции изменений взглядов в психологии на процесс социального развития личности.
В самом общем плане все подходы к процессу социализации можно разделить на две различные идеологии, парадигмы: созревание и индивидуальный путь развития: «...в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассматривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отграниченных стадий, в принципе, единых для всех представителей данной культуры» [Поливанова, 2000. С. 6].
С одной стороны, большинство теорий социализации исходят из идеи существования некоторого идеального, нормативного процесса, с которым и сопоставляется течение социализации конкретного ребенка, группы детей и т.д. Условно это направление может быть названо парадигма созревания. Согласно этому направлению, существует четкая последовательность этапов, смена которых более или менее жестко связана с определенными возрастными границами, а последовательность определяется некоторой внутренней логикой, присущей этому процессу. Классическим примером такой концепции является периодизация 3. Фрейда. Для Э. Эриксона [Эриксон,1996] — ученика Фрейда — развитие личности в обществе задается психоаналитическими закономерностями, во многом «разбавленными» некоторыми социальными факторами. Другая влиятельная современная система взглядов на социализацию принадлежит ученику Ж. Пиаже последовательному когнитивисту Л. Колбергу [Колберг и др., 1992], который отождествляет этот процесс с моральным развитием личности.
При всей непохожести этих концепций их объединяет представление о том, что существует некий правильный, идеальный процесс социализации, к которому следует стремиться, по которому нужно оценивать конкретную ситуацию развития. Однако обе эти теории нарушают жесткость представлений парадигмы созревания. Эриксон частично, а Колберг полностью отказываются от жесткой связи этапов и возраста; для каждого из них процесс социализации растянут на всю жизнь человека и т.д. Можно сказать, что современная ситуация в психологии характеризуется переходом к новой идеологии, суть которой сводится к тому, что жизненный путь каждой личности уникален и неповторим. В каждый отдельный момент перед человеком предстает бесконечность вариантов его развития, и выбор направления движения связан с огромным числом возможностей и имеет вероятностную детерминацию. Новая система взглядов на процесс социализации, условно называемая нами парадигмой индивидуального пути развития, в основных принципах принимается подавляющим большинством психологов. Наиболее полно эти принципы были сформулированы американскими психологами Л. Р. Шерродом и О. Г. Бримом-младшим [Зпеггоо1, Впт, 1986]:
Во-вторых, некоторая часть подрастающего поколения ситуативно или же в принципе отказывается от императивной регуляции по-ведения. То есть они рассуждают следующим образом: «Если все нор-мы относительны, никто не может сказать, что правильно, следова-тельно, я буду делать то, что захочу». Это может послужить одной из причин расширения антигуманных, криминальных форм поведения.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что только активная сознательная позиция личности может привести к определенному ре-зультату в ситуации существования множества разнообразных, про-тиворечивых и складывающихся систем представлений; в таких об-стоятельствах принципиально усиливается субъектность молодого человека в его нормативно-ценностной социализации. Однако создание такой позиции не является простым и автоматическим процессом [Ав-дуевская (Белинская), Араканцева, 1994].
Не менее значимо социальная нестабильность проявляется на со-циально-психологическом уровне. Увеличивается число ситуаций, для которых конкретная группа не имеет (и не может иметь в силу их непредсказуемости) нормативных предписаний. Кроме этого, возни-кают социальные общности нового типа, которые построены не по привычному для нас «производственному принципу» с его жестким ролевым расписанием, иерархической структурой власти и подчине-ния, минимальными выбором и ответственностью каждого члена груп-пы, а на принципиально вариативных, гибких началах, которые пред-полагают паритетные отношения участников, способность группы к саморазвитию и самоорганизации. Подобные сообщества требуют и особой позиции в них человека, и специальных форм работы с ними.
Наконец, проявления социальной нестабильности могут быть рас-смотрены и на индивидульно-психологическом, или личностном уровне. В самом общем виде можно, наверное, говорить о возможных личностных проблемах, связанных с нарушением временной перспективы («жизнь в прошлом»), с усилением тревожности, деструкции социальной идентичности, путаностью и противоречивостью индивидуальных норм и ценностей и т.д.
Слышать оппонента и т.д.
* переход от освоения конкретных средств к осознанию тех це
Того образа ситуации, который у него существует, а для детей важнее понять суть того, что хорошо или плохо в данном случае. Возможно, что «подростковый максимализм» — необходимый эскиз картины мира, которая с возрастом приобретет детали и оттенки, отражающие ее реальную сложность.
* И, наконец, последнее из отличий взрослой социализации от детской связано с тем, что дети обычно осваивают новые социальные сферы и способы поведения в них; взрослые же овладевают спецификой действий в уже знакомых или похожих на знакомые сферах человеческой жизни [Смелзер, 1994].
Все перечисленные особенности взрослой социализации носят общий характер, подчеркивая отличия этого процесса в зрелом воз-расте. Можно высказать предположение, что в условиях глобальных перемен, да еще и в эпоху префигуративной культуры (см. выше) эти различия несколько размываются. Взрослые люди оказываются в си-туациях, когда их прошлый опыт не только не помогает, но даже мешает решить очередную проблему. Возникают социальные сферы, которых не было раньше, меняются системы ценностей, исчезают целые профессиональные отрасли и возникают совсем новые специ-альности и т.д. Взрослый оказывается как бы в новом мире, но все-таки его социальный опыт остается с ним. Социализацию человека в изменяющемся обществе во многом определяет его позиция в отно-шении направления происходящих изменений.
Тесно связан с обсуждаемыми проблемами еще один относительно новый для социальной психологии аспект исследования. Речь идет о социализации пожилых людей [Краснова, Лидере, 2002; Смелзер, 1994]. Появление социально-психологических исследований, направ-ленных на изучение лиц пожилого возраста, имеет множество разно-образных причин, которые можно сгруппировать в два блока:
• Психологические, связанные с содержанием процесса социали-зации. Вопрос стоит о построении целостной картины всего жиз-ненного пути человека, о содержании последнего завершающего этапа жизни.
* Социальные, отражающие изменение структуры общества и появление новых проблем. Данные о «старении» общества в большинстве так называемых цивилизованных стран перестали быть просто констатацией, а превратились в довольно сложные, требующие решения проблемы [Крайг, 2000; Краснова, Лидере, 2002].
Российские психологи О. В. Краснова и А. Г. Лидере в своей обобщающей монографии «Социальная психология старости» пишут, что содержание представлений о позднем возрасте тесно связано с историческим временем. В разные эпохи старость имела и различный социальный статус, и не совпадающие возрастные границы. Стариками то пренебрегали (например, время классической Греции, Римской империи, классических Средних веков), то, наоборот, старость уважалась и пользовалась значительным влиянием в обществе (Римская республика, например). Краснова и Лидере утверждают: «Периоды, известные как переходные, были .более благоприятны к старости, чем стабильные периоды, которые мы называем «классическими». ...Периоды «переворотов», кризисов были, несомненно, трудными для каждого члена общества, старые люди были менее отторгнуты, страдал и подвергался опасностям существования каждый возраст» [Краснова, Лидере, 2002. С. 79]. И хотя высказанные здесь мысли касаются в большей степени прошедших веков, мы можем соотнести их с нашим временем.
Итак, подведем некоторые итоги. В течение XX в. произошли серьезные изменения как в содержании социализации, так и в проблематике социально-психологических исследований. В России эти тенденции наложились на процесс глобальной смены социального устройства, следствием которого следует считать социальную нестабильность общества. Несмотря на то что в последнее десятилетие проводились отдельные исследования вопросов социализации, в настоящее время ощущается серьезный дефицит эмпирических данных об особенностях отдельных аспектов социализации, различных ее видов. В связи с этим необходимо создание теории среднего ранга, которая могла бы обобщить имеющиеся результаты, построить модель социализации, которая в условиях социальной нестабильности стала бы в свою очередь основой для практической деятельности психологов в системе образования.
Литература.
Авдуевская (Белинская) Е. П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы//Вве-дение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Понятие социализации. Соотношение понятий социализации, социального развития и воспитания. Теории социализации.
«Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [Андреева, 1996. С. 276].
Социальное развитие - результат взаимодействия большой совокупности социальных процессов, основу которых составляет целенаправленная деятельность людей — субъектов этих процессов. Социальное развитие, таким образом, это совершенствование процесса социализации.
Социальное воспитание – перечень воздействий, направленных на человека с целью освоения им общественных представлений о добре и зле, идеалах, правилах и нормах поведения, о хорошем и плохом, дозволенном и недозволенном. Социальное воспитание, полученное ребенком от родителей, воспитателей и учителей, оказывает человеку безусловную помощь в процессе социализации.
Теории социализации.
· Психоанализ З.Фрейда. Задача теории З.Фрейда – объяснить причины психологических
конфликтов, возникающих у современного человека на протяжении всей жизни. Человек в процессе взросления преодолевает противоречия между физиологическими (эротическими) влечениями и ограничивающими их социальными нормами. В ходе социализации он проходит 4 стадии: оральную, анальную, генитальную и фаллическую. В зависимости от того, как люди проходят эти стадии формируются психологические особенности личности – эгоизм, альтруизм, комплексы (Эдипов и комплекс Электры).
· Символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид, А.Халлер).
Формирование личности идет не только под влиянием школьных программ и СМИ,но главным образом под влиянием тех социальных групп, в которые включен ребенок с самого рождения.
Дж. Мид считал, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в группах и включает три стадии:Имитация – копирование поведения взрослых, Игровая – понимание поведения как исполнения определенных ролей (мама, папа, врач…), Коллективная игра - осознание себя как члена группы, общности, общества (чувство социальной идентичности).
· Французский психолог Ж. Пиаже делает акцент на развитии познавательных структур индивида. Стадии меняются в зависимости от опыта и социального взаимодействия человека: сенсорномоторная – от рождения до 2 лет; операциональная – от 2 до 7 лет;
стадия конкретных операций - с 7 до 11 лет; стадия формальных операций - с 12 до 15 лет.
· Американский психолог Э. Эриксон считает, что переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса. Он выделил 8 стадий:1-5) детство;6) одиночество – человек стремится к искренним и доверительным отношениям с постоянным партнером;7) застой (средний возраст) – осуществление родительских функций и особый интерес к карьере;8) отчаяние (старость) – люди подводят итоги своей жизни.
Советские психологи (С. Рубинштейн, А. Леонтьев) предложили деятельностный подход к анализу процесса социализации.
Социализация – это постепенный перенос операций с предметного уровня (игра, конструирование) на психологический уровень (логические операции, образное мышление).
Школа Рубинштейна – Леонтьева выступила против понимания социализации как пассивного усвоения набора «вечных истин».
Между теориями социализации нет существенных противоречий, они скорее рассматривают различные ее стороны.
Обобщая исследования отечественных и зарубежных ученых можно выделить этапы социализации, которые соответствуют жизненным циклам человека: детство, юность, студенчество, семейная жизнь, выбор профессии, служба в армии, выход на пенсию: