Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
Утомление - объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т. п.
Усталость - субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма.
Первичные признаки нервно-эмоционального и психофизического утомления можно отразить в следующей таблице:
Объект наблюдения | Утомление | |||
незначительное | значительное | резкое | ||
Внимание | резкие отвлечения | рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют | |
Поза | непостоянная: потягивание ног, выпрямление туловища | частая смена поз, поворот головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы рукой | стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула | |
Движения | точные | неуверенные, замедленные | суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка | |
Интерес к новому материалу | живой интерес | слабый интерес, отсутствие вопросов | полное отсутствие интереса, апатия |
На основе выше представленных признаков также можно выделить критерии или по-другому аспекты утомления:
феноменологический - по сути, внешнее проявление утомления, которое характеризуется в объективном показателе снижением объемов и качества работы, в субъективном - проявлением ощущения усталости;
физиологический - нарушение постоянства внутренней среды, в основе которого лежит нарушение баланса расходование-восстановление энергетических и пластических ресурсов в структурах, ответственных за деятельность, а затем во внутренней среде организма в результате преобладания процессов расходования;
биологический - подразумевает значимость утомления для организма, где утомление воспринимается как врожденная защитная реакция организма, оберегающая его от истощения, а затем от функционального и структурного разрушения при длительной и интенсивной деятельности.
Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов
Среди общих мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно выделить следующее:
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов.
2) Ритмичную и системную организацию умственного труда.
3) Постоянное поддержание эмоции и интереса
4) Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств.
5) Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.
6) Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании.
7) Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.
8) Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных условиях.
11. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании
Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные аспекты вопроса:
Занятия физическими упражнениями должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Во второй половине каждого семестра примерно 70-75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости.
На занятиях физического воспитания, проводимых первой парой, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности или средней интенсивности. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.
Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели, поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).
В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:
понедельник - занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
среда - занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
пятница (или суббота) - занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Не стоит забывать и о разноплановой систематичной подготовке студентов в рамках разных средств по физическому воспитанию.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания.
Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.
Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья.
Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья.
Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.
12.Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды – от экологических до социальных.
Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья.