Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодежи России

Сегодня в России постепенно складывается правовая база в физической культуре и спорте, в основу которой положен основной закон - Конституция Российской Федерации. Федеральные и региональные законы регулируют различные направления функционирования и развития физической культуры и спорта как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это регулирования касается и вопросов организации физической культуры и спорта студенческой молодежи.

В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студенческой молодежи определяется в качестве одного их основополагающих направлений высшего гуманитарного образования.

Содержание федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов высших учебных заведений. Также указывается, что основу преподавания физической культуры во всех образовательных учреждениях составляет культурологический подход. Статьи данного Закона дают право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.

Приказ Минобразования «Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура».

Примерная учебная программа для высших учебных заведений по предмету «Физическая культура» определяет требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников.

Инструкции отражают требования к организации врачебного контроля, врачебно-педагогических наблюдений, проведения различных внеучебных форм занятий физической культурой, раскрываются должностные обязанности преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала кафедры физического воспитания.

На основании государственной программы кафедрами физического воспитания разрабатываются рабочие программы, в которых отражаются особенности ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса с учетом имеющихся условий.

8. Общая психофизическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента

Психофизическая характеристика труда подразумевает под собой, что некоторые процессы ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключений для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т.д.)

При этом стоит отметить, что умственным трудом считают такую работу, которая проходит, ведется в определенном, ограниченном целевыми установками направлении, по строгому плану, для решения конкретизированных целью задач, имеющих социальное значение: обучение, самообучение, изобретение, рационализация и т. п.

Так же не стоит забывать, что характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда возможна только при рассмотрении некоторых других критериальных понятий.

Так, например, важны понятия работоспособности и утомления, поскольку они напрямую зависят от поставленной задачи и от друг друга. Также результаты многих исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью.

Работоспособность - сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.

Утомление - объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т. п.

Очевидно, что утрата резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. Исходя их этого, важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов, сопряженная с не менее активной физической подготовкой. Но, тем не менее, эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение;

2) между многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

3) между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда. Но никогда не стоит забывать о пределе возможности студента и том пороге, перейдя который, процесс становления будет негативно сказываться на общем состоянии студента.

9. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы ее определяющие

Умственная работоспособность студентов изменяется в зависимости от психофизиологического состояния организма до начала работы, особенностей самой работы, ее организации и других причин. Независимо от времени деятельность - будь то академический час, учебный день, неделя, семестр, учебный год, учебный труд - характеризуется различными периодами эффективности: врабатывания, устойчивой (оптимальной) работоспособностью и периодом ее снижения.

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Основу работоспособности составляют:

· специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности (память, внимание, мышление и т.д.);

· физиологические факторы - состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;

· физические факторы - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.

Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

Наши рекомендации