Теоретические аспекты представлений о жизненном успехе старшеклассников.
Представления человека о жизненном успехе, обусловлены иерархической системой жизненных ценностей индивида, которая, равным образом, обоснованно показывает господствующую в том или ином социальной среде концепцию ценностей как степени развития общества и культуры. Исследование ценности старшеклассников касательно жизненного успеха нам дает раскрыть уровень ее адаптации к новизне, наметить ее инновационный потенциал, обуславливающий развитие и состояние отечественного общества в будущем.Изучаемое поле проблемы ценности развития на пересечения таких гуманитарных наук, как философия, психология, культурология, социология и др.[32]
Современном обществе существует большое количество систем ценностей, ее различные виды и из-за этого, можно сказать, что ценность полифункционально. Содержание понятия нередко употребляется наряду с такими понятиями как «идеал», «эталон», «благо», «норма» и др.
Исходя из этого, можно сказать, что в науке есть множество определений понятия «ценность». Впрочем, содержание ценностей едина. Таким образом, задача вычленения универсальных признаков, определений понятия «ценность»,важна для определения представлений о жизненном успехе.
Успешность или неуспешность в жизненной пути под контролем в какой-то мере от собственных стараний человека, от возможности его непринужденно адаптации к изменяющемся условиям общества. При этом, в будущем обогащение человека в материальном и духовном плане под влиянием от качества и количества его вложенных стараний уже сейчас.
Следовательно, можно говорить о ценности в сознании отдельной группы людей существуют как предприимчивость, личное благосостояние, инициативность ,рационализм , работа и жизненный успех. Помимо того большую ценность обретает время.[34]
Таким образом , данная группа людей, в достижении жизненного успеха придерживается такими стереотипами как «время – деньги», «я должен состояться», «работать – состояться – доказать – утвердиться», «работаю на себя, при этом мне помогает Бог». Исходя из этого, в достижении жизненного успеха данная группа руководствуется стратегии конструктивиста – созидание неординарного, нового, что позволило бы выделиться человеку в его среде – самоутвердиться.
С другой стороны, можно говорить также о существовании группы людей с такими ценностями как коллективизм, безынициативность, иррационализм. Таким образом, в достижении жизненного успеха данная группа придерживается стратегии конформизма – принятия навязываемых форм поведения, стремление быть таким как все. И конформизм проявлялся во всем: начиная от однотипных предметов обихода и заканчивая «однотипным сознанием».Для того чтобы индивиду быть успешным в советский период, необходимо было «идти в ногу со временем».[35]
А сейчас, для того чтобы человеку быть успешным , необходимо «идти на шаг впереди», опережать людей, а это достигается за счет ума – знаний, умений, навыков и знаний о том, как все это можно конструктивно применить. Исходя выше сказанного, успех под влиянием способности человека диагностировать требования и желания среды, от способностей сотворить что-то новое, иннавационное и упорно и продуктивно работать. Влияние представлений о жизненном успехе на выбор этого способа решения очевиден. Основа выбора - это престиж выбранной профессии. В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рисковых решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная фрагментарная их критичность. Юноша осуществляет свой выбор в угоду референтной группы в противовес старшим (родителям) кому то назло, либо напротив чтобы доказать свою уникальность. Выбирает профессии излишнего социального риска. Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой. Этим юношам присуще ведение спора как с ровесниками так и со старшими. Они критически относятся к любого рода информации внешне, но внутренне у них идет большая работа по созданию необходимого образа профессии и представления о жизненной успешности, в этой схеме занимают первостепенное место. Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находит с некоторым трудом. Инертное решение является результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке. [38]
Представителей этого типа отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий с принятием одного конкретного варианта. В данном варианте межличностные отношения могут как стимулировать выбор, так и напротив вызывать усугубление ощущения неуверенности. Индивидуальнее стили принятия решения являются отражением как индивидуально-психических, так и личностных особенностей лиц юношеского возраста.
Старшеклассники при выборе профессии деффиринцированно относятся к сведениям полученных от разных источников. 75% ориентированных на вуз учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей имеют среди своих друзей студентов, а 76,5% из числа ориентированных на приобретение профессий без высшего образования имеют друзей среди официантов, барменов, бизнесменов из малого бизнеса и т.д. Информация от уже работающих сверстников формирует у учащихся колледжей представления о роли профессии в определении жизненной успешности. [12]
Таким образом, необходимо заботиться о необходимости расширения круга межличностных отношений лиц раннего юношеского возраста. Это поможет сформировать положительные установки у юноши в отношении выбора профессий. Чрезвычайно эффективны здесь доверительные беседы со значимым авторитетным взрослым или старшим успешным товарищем. В профориентационной работе необходимо учитывать избирательный характер выбора учащимися информации о мире профессий и трудовой деятельности.
В некоторых случаях оценки юношами значимости и надежности информации о жизненной успешности и той или иной профессии, могут существенно не совпадать с её реальной значимостью и надежностью. Высокую субъективную значимость для лиц ранней юности имеют сведения из неофициальных источников информации, из СМИ, Интернет, Социальных Сетей. К сожалению лица юношеского возраста, не пользуются специальной литературой по выбору профессий, а ориентируются на мнение о жизненной успешности. В связи с этим необходимо учитывать и активно использовать возможности влияния представлений о жизненном успехе в качестве регулятора выбора профессии лиц юношеского возраста.[18] Юношеский возраст, возраст личностного, профессионального самоопределение: 1.успешность профессиональной самореализации в той или иной степени зависит от зрелости личности, её системы ценностей и представлений; 2. Личность при профессиональном самоопределении имеет возможность получения индивидуального опыта принятия решения; 3. Принятие решения о выборе той или иной профессии и самореализации проходит несколько этапов: постановка проблемы - поиск компетентных лиц - поиск информации- создание образа профессии и концепции её реализации.
Выделяя приоритетные для себя ориентиры, юноша определяет свои способности, потенциал, и возможности; определяет «Я» реальное (тот, каким я сейчас есть) и «Я» идеальное (тот, каким я буду). Итогом, перехода «Я» реального в «Я» идеальное и является занятие определенной жизненной позиции, формирование своей жизненной стратегии, движение человека к успеху / неуспеху, самоутверждение в социальной группе.[3]
На современном этапе развития российского общества можно говорить о следующих особенностях формирования системы ценностей молодежи относительно жизненного успеха.
Первой особенностью системы ценностей молодого поколения является то, что ее формирование происходит в условиях разрыва, конфликта поколений.
Речь идет о кризисе воспитательной функции родительского поколения, проявляющемся в неспособности родителей подготовить своих детей к жизни в обновленной среде.
Нарушение преемственности поколений обусловлено:
Во-первых, тем, что родители зачастую являются носителями ценностей советского периода, не всегда способствующих достижению успеха в новой среде; следовательно, родители зачастую неспособны передать старшеклассникам ценности успеха в обновленной среде;[7]
Во-вторых, с возрастом снижаются способности быстро адаптироваться к постоянным инновациям, следовательно, новое не усваивается взрослыми
столь же быстро, как и старшеклассниками.
Возникает «историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени».
В итоге, в России сложилась уникальная ситуация: в социализацию вступают не только взрослые и дети, но старшее поколение. Как пишут социологи: «Сегодня «отцами» открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни».[19]
Мы полагаем, что родительское поколение неоднородно и внутри него можно выделить несколько групп в зависимости от системы ценностей:
1)группа родителей, обладающая прежней системой ценностей,
2) группа родителей, которую характеризует противоречивость индивидуальной ценностной системы,
3)группа родителей, обладающая новой системой ценностей.
Это позволяет сделать нам вывод о том, что старшее поколение неоднородно и по степени адаптированности к новой жизненной среде.
Социологическое исследование В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз подтверждает сделанный нами вывод.
По данным исследования социологов, 59% опрошенных родителей согласны с утверждением, что «быть яркой индивидуальностью лучше, чем
быть как все» и 44% опрошенных говорят об установке на инициативность, предприимчивость, новаторство в сознании и в поведении.[11]
Вместе с тем, социологи делают вывод о том, что общая система ценностей родителей не сформирована, о чем свидетельствует неоднозначность восприятия и трактовки отдельных ценностей. Так, например, старшее поколение руководствуется в своем поведении такими стереотипами, как «главное – это уважение к традициям, обычаям, нормам, принятыми большинством», «для человека важнее соотнесение своей личной жизни с жизнью своего поколения».
Таким образом, родительское поколение в большей степени ориентировано на общественные ценности – ценности всего общества. Поэтому успех в их представлениях – это стремление быть таким как все; родители ориентированы на стратегию конформизма в достижениях.
Однако мы полагаем, что говорить об отсутствии преемственности молодыми людьми ценностей родительского поколения не совсем корректно.
Скорее, следует говорить о нарушении механизмов преемственности ценностей.
При взаимодействии поколений следует учитывать действие двух механизмов: преемственности и изменчивости.
В стабильно развивающемся обществе механизм преемственности является основным механизмом формирования системы ценностей молодого поколения. Значительная часть ценностей родительского поколения в таком обществе не «устаревает». Данные ценности являются актуальными и по прошествии определенного периода времени.[27]
Таким образом, система ценностей стабильно развивающегося общества относительно устойчива.
В нестабильно развивающемся обществе на первый план выходит механизм изменчивости. Формирование системы ценностей старшеклассников связано, прежде всего, с усвоением «новых» ценностей – ценностей актуальной среды, а не с воспроизводством родительских ценностей.
Мы согласны с мнением В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз в том, что в настоящий период механизм воспроизводства ценностей перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.
Вторая особенность системы ценностей молодого поколения состоит в том, что ее формирование происходит в условиях кризиса института образования, вызванного непоследовательной реформой.[11]
Во-первых, важнейшей задачей системы образования является формирование мировоззрения – системы социальных и нравственных убеждений молодого человека. Оно должно быть, с одной стороны, устойчивым, чтобы «не распадаться на части»; с другой стороны, гибким – «корректироваться» в зависимости от требований постоянно обновляющейся среды.
Во-вторых, задачей системы образования является передача знаний, умений, навыков, опыта предшествующих поколений.
Таким образом, система образования должна формировать определенный нормативный идеал.
В реальности система образования России в большей степени реализовывает свою обучающую функцию, в меньшей степени воспитательную, человекотворческую, социализационную.
Это обусловлено тем, что настоящий период отсутствует единая стратегия образования, отвечающая за формирование мировоззрения молодого человека.
Критическое переосмысление прошлого привело к тому, что один и тот же поступок, одно и то же действие оценивается как позитивно, так и негативно.[34]
Следовательно, можно говорить о неустойчивости нравственных убеждений старшеклассника, а значит, и противоречивости в его ценностных ориентациях на успех в жизни.
Кроме того, противоречивость в ценностных ориентациях юношей обусловлена дифференциацией, как в сфере общего, так и в сфере профессионального образования – неравным доступом к получению качественных образовательных услуг.
Третья особенность системы ценностей молодого поколения состоит в том, что ее формирование происходит в условиях дегуманизации средств массовой информации.
СМИ – это институт социализации, направленный на формирование нравственного, эстетического, ценностного мира юноши, основанное на культурном плюрализме.[25]
В стабильно развивающемся обществе средства массовой информации демонстрируют несколько существующих в обществе моделей достижения успеха. Все эти модели достижения успеха объединены устойчивым отношением к витальным ценностям: признанием ценности добра, правды и осуждением зла, насилия.
В нестабильном обществе, которым является современное российское общество, СМИ транслируют молодежи противоречивые модели достижения успеха. Их противоречивость обусловлена неоднозначным отношением к ценностям: с одной стороны, говорят о ценности добра, красоты, правды, с другой стороны, о ценности зла, безобразия, лжи при достижении успеха в условиях современной России.
В настоящий период средствами массовой информации демонстрируется, прежде всего, модель самоутверждения человека за счет подавления другого, в меньшей степени модель утверждения своего «Я» посредством личных усилий, направленных на созидание качественного нового предмета материальной или духовной культуры. Поэтому является не удивительным существование в сознании молодого поколения таких стереотипов в достижении успеха в России, как: «идти по головам», «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь в достижении своей цели», «цель оправдывает средства», «красота не спасет мир», «добро не всегда побеждает зло», «побеждает сила», «наглость– второе счастье».[22]
Об изменении ценностей старшеклассников относительно жизненного успеха свидетельствует также и представления о кумирах.
Если в советском обществе юноши в достижении успеха хотели быть похожими на космонавтов, геологов, литературных героев, то в современном обществе молодежь стремиться быть похожими в своих достижениях на политиков, бизнесменов, героев отечественных и зарубежных фильмов и сериалов, поступки которых зачастую нельзя назвать благородными.
Таким образом, трансформация институтов социализации: нарушение преемственности поколений, непоследовательная реформа образования, дегуманизация средств массовой информации привили к расслоению молодежи.
Старшеклассников можно дифференцировать на подгруппы в зависимости от ориентации на те или иные ценности в достижении успеха.
Во- первых, можно выделить подгруппу юношей, в сознании которой доминируют актуальные ценности – рационализм, индивидуализм, предприимчивость, инициатива.
Во-вторых, можно выделить подгруппу юношей с противоречивой системой ценностей.[34]
И в третьих, можно выделить подгруппу юношей с такими ценностями как иррационализм, коллективизм, безынициативность.
Однако что особенно тревожно, наблюдается неустойчивость витальной системы ценностей юношей. Как ранее мы отметили, в системе ценностей молодого поколения существуют такие полярные ценности как добро и зло, свобода и зависимость, правда и ложь, красота и безобразие.
Таким образом, главный вывод состоит в том, что юноши неоднородна в своих представлениях о жизненном успехе.
Изменение таких объективных факторов как доминирующего вида деятельности и возраста старшеклассника определяет степень его социальной зрелости – самостоятельности в достижении жизненного успеха и ответственности за свои достижения или поражения.
Следовательно, с возрастом развивается способность старшеклассника
к сопротивлению негативному – тому, что противоречит ее природе, и активности по достижению того, что ей соответствует.[28]
Изменение с возрастом таких субъективных факторов как потребностей и ценностных ориентаций детерминирует осознанное или неосознанное принятие референтных групп, с которыми молодой человек соизмеряет свои достижения.
Изменение системы ценностей юноши обуславливает, в свою очередь, иерархию жизненных целей, соответствующих определенному этапу развития личности, реализация которых и будет успехом.
Старшеклассники в большей степени ориентирована не на общественные ценности (как родители), а на групповые ценности – ценности определенной референтной группы. Старшеклассник отличает, с одной стороны, протест по отношению к нормам, ценностям, установкам, моделям поведения взрослых, с другой стороны, внутригрупповой конформизм. Следовательно, молодое поколение придерживается в большей степени, нежели родительское поколение, стратегии конструктивизма.
Как показывают исследования В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, современная старшеклассники руководствуется, прежде всего, такими стереотипами, как «главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового», «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью значительно лучше, чем быть как все», «для человека, прежде всего, важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям».[11]
Таким образом, значительная часть юношей ориентирована на индивидуализм в достижении жизненного успеха. Таким образом, старшеклассники способны самостоятельно конструировать свою жизнь.
Старшеклассники содержит большой новаторский потенциал, способно к активным преобразованиям социальной среды.
Подводя итоги, следует сделать несколько основных выводов.
Во-первых, система ценностей старшеклассников является главной детерминантой его представлений о жизненном успехе.
Во-вторых, категория «ценность» рассмотрена нами с позиции нескольких методологических подходов: философского, в рамках которого выделены «значимостная», «оценочная», «интегративная» концепции ценности; социологического подходов.[41]
В исследовании ценностей мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть ценность как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
В-третьих, современный период развития российского общества характеризуется коренной качественной трансформацией системы ценностей, детерминированной политическими и экономическими преобразованиями в среде. Формирование системы ценностей старшеклассников, а равно как и ценностей относительно жизненного успеха, происходит в условиях конфликта с институтами социализации.
В-четвертых, старшеклассники неоднородна по своему составу, что выражается не только в дифференциации представлений о жизненном успехе и способах его достижения, но и в расслоении на группы в зависимости от доминирования тех или иных ценностей в сознании старшеклассников.
В-пятых, наблюдается такая тенденция как ориентация на индивидуализм в представлениях старшеклассников о жизненном успехе в современной России.
Вывод по 1 главе
Жизненный успех в нашем исследовании мы определяем как самоутверждение личности в конкретной среде посредством достижения цели, в результате влияния социальной предопределенности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
Жизненный успех является социальным феноменом, поскольку связан с самоутверждением личности в ее социальной среде. Так как в контексте социологического подхода мы рассматриваем не «абстрактный» успех, как, например, в психологическом подходе – успешное / неуспешное действие, в антропологическом подходе – успешная / неуспешная культура, а успех личности.
Актуальным становится рассмотрение влияния объективных и субъективных факторов на жизненный успех в их единстве и взаимосвязи.
Основой самоутверждения являются достижения цели личности, постольку факторы следует еще и дифференцировать на факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе (то есть, влияющие на процесс формирования цели достижения) и факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха. Система ценностей старшеклассников является главной детерминантой его представлений о жизненном успехе.
Категория «ценность» рассмотрена нами с позиции нескольких методологических подходов: философского, в рамках которого выделены «значимостная», «оценочная», «интегративная» концепции ценности; социологического подходов в исследовании ценностей мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть ценность как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
Современный период развития российского общества характеризуется коренной качественной трансформацией системы ценностей, детерминированной политическими и экономическими преобразованиями в среде институтами социализации.
Наблюдается такая тенденция как ориентация на индивидуализм в представлениях старшеклассников о жизненном успехе в современной России.
. Формирование системы ценностей старшеклассников, а равно как и ценностей относительно жизненного успеха, происходит в условиях конфликта с институтами социализации
Старшеклассники традиционно является объектом многочисленных социологических исследований. Интерес к этой группе вполне закономерен, поскольку старшеклассники является субъектом социальных трансформаций. Ее представления о жизненном успехе в современной России формируются в условиях обновления среды существования и, как результат, противоречивости системы ценностей, детерминирующих успех.