Глава 2.Эмпирическое исследование представлений о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников

Глава 2.1 Организация методов исследования представлений о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников

Объектомданного исследования были учащиеся, в возрасте 15-16 лет

Предмет исследования-представления о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников.

Описание выборки:всю выборку составляют учащиеся в возрасте15-16 лет МБОУ Средняя общеобразовательная школа №2 г.Елабуга, всего 40 респондентов.

Для проведение данного исследования была составлена и применена авторская анкета с открытыми и закрытыми вопросами. Результаты анкетирования были проанализированы при помощи метода контент – анализа.

Описание применяемых исследовательских методов:

Авторская анкета, содержащая шесть вопросов, предполагающих открытые и закрытые ответы:

1)Дайте определение понятию жизненный успех?

2)За счет чего можно достичь жизненного успеха?

3)Считаете ли вы, что карьерный рост зависит от жизненного успеха?

4)Напишите свои представления о жизни после школы?

5)Чем вы будете руководствоваться при выборе будущей своей профессии?

Данная анкета позволит выявить представления старшеклассников о жизненном успехе, а также поможет узнать влияние представлений о жизненном успехе на их профессиональный выбор. Таким образом мы сможем ответить на вопрос о том, какие же представления о жизненном успехе у старшеклассников и их влияние на профессиональный выбор старшеклассников.

Для качественного анализа полученных данных был использован метод контент – анализа.

Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.

В ходе данного исследования методу контент – анализа качественно обрабатывались ответы старшеклассников на открытые вопросы анкеты ( 1, 4, 5). Процедура контент анализа проводилась поэтапно, ответы респондентов на каждый из открытых вопросов по отдельности были подвержены процедуре анализа. Каждый ответ респондентов на конкретный вопрос «сжимался», оставалось небольшое словосочетание, отражающее основную мысль. Этот сжатый ответ, отражающий основной смысл выделялся в качестве первого пункта классификационной анкеты, далее анализировался и «сжимался» ответ следующего респондента на этот же вопрос, и если основной смысл его совпадал с ответом предыдущего респондента, то в специальной графе классификационной таблицы, напротив соответствующего пункта значение количества подобных ответов увеличивалось на единицу. В том случае, если ответ имел иное смысловое значение, то в таблице добавлялся следующий пункт, отражающий основную сущность уже данного ответа. Далее полученные пункты классификационной таблицы были повторно рассмотрены, выполнялась ранжировка пунктов классификационных таблиц в зависимости от частоты встречаемости, затем проводилось укрупнение классификационной схемы при помощи объединения близких по смыслу пунктов.

Далее после анализа ответов на открытые вопросы, мы произвели обработку ответов на закрытые вопросы.

Вначале проведём анализ результатов, полученных при контент - анализе ответов старшеклассников на первый вопрос анкеты «Дайте определение понятию жизненный успех?» Цель, с которой респондентам задавался данный вопрос состояла в том, чтобы определить их представлений о сущности понятия «жизненный успех». В результате контент – анализа ответов на вопрос №1 мы получили следующую классификационную таблицу. (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификационная таблица результатов контент – анализа ответов старшеклассников на вопрос №1 анкеты

Категории(ответы) Частота встречаемости № респондентов, у которых встречается
Везение и удача в жизни 5,6,23,24,36,38
Успешность в жизни 2,8,16,21,23,32
Высокий статус 34,35
Уважение в обществе
Репутация в обществе
Духовное богатство 25,31,35
Удовлетворение своих потребностей 22,36
Материальное богатство 5,16,29,35,37
Когда тебе хорошо 12,15,16,33
Радоваться жизни 4,7,39
Семейное благополучие 5,15,21,31,33
Достижение поставленных целей 1,8,9,11,13,14,20,26,27, 28,29,30,33,34,36,40
Успех в личной жизни 17,31
Когда у тебя есть друзья 5,39
Учебная деятельность
Профессиональная деятельность 5,15,17,33,40
Добиваться результатов той или иной деятельности 4,7
Длинный жизненный пройденный путь 18,19
Быть первой везде 18,19
Когда в жизни все складывается так,как ты хочешь.
Знать все мемасики интернета(сленг)
Это моральный или физический успех, которого ты добивался всю жизнь

В результате получилась классификационная таблица, содержащая более двадцати пунктов. Далее мы выделили сходные по смыслу пункты и получили более укрупнённую классификационную схему. В пункт «удача в жизни» были включены пункты: «везение или удача в жизни», «когда в жизни все складывается так, как ты хочешь», в пункт «значимость человека в обществе» были включены «высокий статус» и «уважение в обществе», «репутация в обществе»; в пункт «получение положительных эмоций» были включёны пункты « когда тебе хорошо», «радоваться жизни», «это моральный успех, которого ты добивался всю жизнь»; в пункт «наличие близких людей рядом» были включены пункты «семейное благополучие», «когда у тебя есть друзья», «успех в личной жизни»;в пункт «значимое достижение в жизни» были включены пункты «достижение поставленных целей», «успешность в жизни», «добиваться результатов той или иной деятельности», «знать все мемасики интернета(сленг)», «быть первой везде», «удовлетворение своих потребностей», в пункт «здоровье» мы включили пункты «длинный жизненный пройденный путь», «физический успех, которого ты добивался всю жизнь» .Остальные пункты остались без изменений.

В тоге получилась следующая классификационная таблица с укрупнёнными категориями (пунктами) (см. табл. 2).

Классификационная таблица с укрупнёнными категориями к вопросу №1.

Категории(ответы) Частота встречаемости
Удача в жизни
Значимость человека в обществе
Духовное богатство
Получение положительных эмоций
Наличие близких людей рядом
Значимое достижение в жизни
Учебная деятельность
Профессиональная деятельность
Здоровье
Материальное богатсво

Для наглядности представим результаты в виде диаграммы(см.рис.1)

Глава 2.Эмпирическое исследование представлений о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников - student2.ru

Рис.1.Результаты ответов респондентов на вопрос № 1.

Как показывают результаты, наиболее часто встречающимися ответами, являются ответы, основной смысл которых заключается в том, что у опрошенных старшеклассников понимают понятие «жизненный успех» как значимое достижение в жизни. На втором месте по количеству встречаемости – стоит «наличие близких людей рядом» ,исходя из этого, можно сказать, что старшеклассники охарактеризуют данное понятие с поддержкой семьи и друзей. Мы предполагаем, что это связано боязнью потерять близких людей. На третьем месте по встречаемости у исследуемой выборки старшеклассников стоят такие пункты, как «получение положительных эмоций» и «удача в жизни» , это свидетельствует о том факте, что старшеклассники представляют жизненный успех некой удачей и получением положительных эмоций. Далее по частоте встречаемости стоит «значимость человека в обществе». Данное явление свидетельствует о том, что старшеклассники считают, что если станут популярным, значимым человеком в обществе, то они достигнуть жизненного успеха. Далее идут пункты «профессиональная деятельность» и «материальное богатство». Материальное богатство – является достаточно типичным представлением успеха в обществе, хотя в данной исследование по иерархии представлений находится довольно низко. «Профессиональная деятельность» - то есть в данном случае старшеклассник понимает данное понятие как работу по специальности, которая ему нравится. Так же в данной диаграмме есть такие пункты, как «духовное богатство», «здоровье» и « учебная деятельность». Данные представления находятся в иерархии представлений данного исследования предпоследних и последнем соответственно. Это говорит нам, а том, что старшеклассники соотносят понятие «жизненный успех» к пунктам «духовное богатство», «здоровье» и «учебная деятельность», но не больше, чем предыдущие пункты.

Также можно разделить все ответы респондентов на два ещё большие группы на основании того, какого рода факторы опосредуют представления – это внешние («удача в жизни», «значимость человека в обществе» «наличие близких людей рядом» «материальное богатство» «профессиональная деятельность», «учебная деятельность», «значимое достижение в жизни») и внутренние («духовное богатство», « получение положительных эмоций л», « здоровье ».

Далее, по аналогии, был проведён контент – анализ ответов респондентов на пятый вопрос анкеты «Чем вы будете руководствоваться при выборе будущей своей профессии?» Стоит сказать, что основная цель, с которой задавался данный вопрос респондентам, состояла в том, на что они полагались, при выборе своей будущей профессии. Ниже представлена классификационная таблица, отражающая все встречающиеся ответы респондентов и их частоту. (См. табл. 3)

Таблица 3

Классификационная таблица результатов контент – анализа ответов старшеклассников на вопрос №5 анкеты

Категории(ответы) Частота встречаемости № респондентов, у которых встречается
люблю ремонтировать машины 1,11
я владею программой 3D моделированием 2,12,26
у меня есть художественные способности 3,16
могу помощь людям душевно 4,9
люблю решать задачи, думать логически 5,7
у хорошее физические данные, хорошо бегаю, тренируюсь профессионально 6,8,18,19,22
уровнем ее легкости 25,32,34
хорошо владею иностранным языком 12,38,39
есть музыкальное образование
я люблю лечить и общаться людьми 16,24,25,32
у меня хорошо с черчением 17,23
полагаюсь на свои способности 21,28
своими представлениями,  
нравится профессия 2,12,21,26,28,31
люблю красить людей
это престижно 16,24,25,32,34
востребовано 10,29,36,37
высокая зарплата 2,12,16,24,25, 26, 27,30,32,35

Далее мы произвели укрупнение классификационной схемы: в пункт «Люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии» мы включили пункты «люблю ремонтировать машины», «люблю решать задачи, думать логически», «люблю красить людей», «я люблю лечить и общаться людьми»; в пункт «владею определенными способностями и навыками» - «владею программой 3D моделированием», «у меня есть художественные способности», «у хорошее физические данные, хорошо бегаю, тренируюсь профессионально»,«могу помощь людям душевно»,«хорошо владею иностранным языком», «у меня хорошо с черчением»,«полагаюсь на свои способности», «есть музыкальное образование»; а остальные пункты остались на свои их местах. В итоге получилась следующая классификационная таблица. (см. табл. 4)

Таблица 4.

Классификационная таблица с укрупнённой классификацией на вопрос №5 анкеты.

Категории(ответы) Частота встречаемости
люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии
владею определенными способностями и навыками
уровнем ее легкости
своими представлениями,
нравится профессия
это престижно
востребовано
высокая зарплата

Для наглядности представим результаты в виде диаграммы. (см.Рис.2)

Глава 2.Эмпирическое исследование представлений о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников - student2.ru

Рис.2 Результаты ответов респондентов на вопрос № 5.

Как видно из диаграммы – по количеству встречаемости на первом месте стоит пункт «владею определенными способностями и навыками», на втором – «высокая зарплата», на третьем месте стоит пункт «люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии»; далее идёт пункт «нравится профессия»; затем – «это престижно»; далее – «востребовано» и самыми последними оказались пункты «своими представлениями» и «уровнем ее легкости».

Исходя из результатов исследования, мы можем сказать, что старшеклассники при выборе своей будущей профессии в основном полагаются на свои способности и навыки. Это говорить о том, что у старшеклассников уже сформирован положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Вторым на что ориентируется старшеклассники при выборе своей будущей профессии стал пункт «высокая зарплата». Пункт «высокая зарплата» - отражает естественное желание старшеклассника быть материально обеспеченным и независимым от близких или чужих людей. И что у них происходит формирование навыков целеполагания, жизненного планирования и личностной ответственности. Третьем стал пункт «люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии» . Это пункт говорит нам о том, что старшеклассники в своем профессиональном самоопределении опираются на свои интересы и склонности . Пункт «нравится профессия» - отражает тот факт, что данной выборке старшеклассников не безразличен выбор будущей профессии. Далее по частоте встречаемости находится пункт «это престижно».Данный пункт отражает , что респондентам важным фактором профессионального самоопределения – престижность будущей профессии. Затем идет пункт «востребовано».Наличие данного пункта показывает, что старшеклассников волнует тот факт, смогут ли они найти работу по данной профессии. И последние по частоте встречаемости пункты «своими представлениями» и «уровнем ее легкости»-отражают, что респонденты данной выборки при выборе своей будущей профессии опираются на свои представления о различных профессиях и их уровни легкости

Далее мы провели контент – анализ ответов на вопрос № 4 анкеты «Напишите свои представления о жизни после школы?»

Мы задали данный вопрос выборке старшеклассников с целью выявить общие представления у старшеклассников о жизни после школы. В итоге мы получили следующую классификационную таблицу. (см. табл. 5)

Таблица 5

Классификационная таблица результатов контент – анализа ответов старшеклассников на вопрос №4 анкеты

Категории(ответы) Частота встречаемости № респондентов, у которых встречается
Поступлю в колледж или техникум 1,8,11,33,36
Пойду учиться Университет 2,3,4,5,7,9,10,13,14,15,16,17, 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27, 28,29,30,31,32,34,35,37,38,39,
Начну карьеру футболиста
Выйду замуж
Устроюсь на работу 2,3,4,5,7,9,10,13,14,15,16,17, 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27, 28,29,30,31,32,34,35,37,38,39,
Заведю семью 2,3,4,5,7,9,10,14,15,16,17,18 ,19,20,21,22,24,25,26,27,28,29 ,30,31,32,34,35,37,38,39,40
Буду заниматься формированием профессионально важных качеств 2,5,7,16,17,18,19,20,27,28,34,
Пойду учиться на права 1,5,7,9,10,14,15,16,17, 18,20, 26,30,31,32,

Для наглядности представим результаты в виде диаграммы.(см.Рис.3)

Глава 2.Эмпирическое исследование представлений о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников - student2.ru

Рис.2 Результаты ответов респондентов на вопрос № 4.

Как видно из полученных данных –что чуть ли не все старшеклассники представляют, что после школы с большой вероятностью они пойдут учиться в университет, как мы полагаем после университета они собираются устроиться на работу и завести семью. Чуть меньше половины респондентов представляют ,что они после окончания школы пойдут учиться на права. Мы считаем ,что это связана с требованиями ,которые выдвигает современная общества. Далее по частоте встречаемости находится пункт «Буду заниматься формированием профессионально важных качеств».Наличие данного пункта подчеркивает, что данная выборка респондентов будут заниматься формированием самосовершенствованием в своей профессиональной деятельности. Затем идет пункт «пойду учиться в колледж или техникум».Это говорит о том ,что эти старшеклассники понимают адекватно оценивают свои шансы, они осознают все требования современного общества и стараются адаптироваться под них. А вот пункты «выйти замуж» и «начну карьеру футболиста» являются субъективными представлениями данного исследования, но это не говорит о том, что их надо исключить из данного исследования, потому данные мотивы встречаются, но реже чем другие.

Далее мы провели контент – анализ ответов на вопрос № 2 анкеты «За счет чего можно достичь жизненного успеха?»При проведение Контент-анализа содержание ответов на первый вопрос полностью совпало с содержание ответами респондентов на второй вопрос. Исходя из этого, мы сочли не целесообразным проводить Контент -анализ ответов на второй вопрос.

На следующем этапе работы мы произвели обработку и то чуть ли не все старшеклассники представляют, что после школы с большой вероятностью они пойдут учиться в университет, как мы полагаем после университета они собираются устроиться на работу и завести семью. анализ ответов респондентов на закрытый вопрос анкеты – это вопрос№3 ( сводная таблица вынесен в прил. 2).Обработка ответов на вопрос №3 анкеты «Считаете ли вы, что карьерный рост зависит от жизненного успеха?»Данный вопрос подразумевал ответы «да», «нет». В результате 27 из 40 опрошенных при заполнении анкеты выбрали утвердительный ответ и остальные 13 соответственно отрицательный (см. таблицу 1 в прилож.2).Т.е больше половины всех опрошенных старшеклассников считают ,что карьерный рост зависит от жизненного успеха, а меньше половины считают ,что не зависит. Исходя из этого, можно сказать, что жизненный успех зависит карьерного роста человека, однако не во всех случаях.

Следующим шагом в исследовании – мы посчитали нужным сопоставить результаты контент – анализа ответов старшеклассников на вопрос анкеты №1 («Дайте определение понятию жизненный успех?») и №5 («Чем вы будете руководствоваться при выборе будущей своей профессии?») – для этого мы сопоставили классификационные таблицы контент – анализа ответов на данные вопросы (см. табл. 6)

Таблица 6

Сравнение результатов контент – анализа ответов старшеклассников на вопросы №1 и №5 анкеты.

Классификационная таблица ответов на вопрос №1 (представления о сущности понятия жизненный успех) Классификационная таблица ответов на вопрос № 5(на что они полагались при выборе своей будущей профессии)
Категории (ответы) В %ном соотношении Категории (ответы) В %ном соотношении
Удача в жизни 9% люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии 15%
Значимость человека в обществе 8% владею определенными способностями и навыками 33%
Духовное богатство 4% уровнем ее легкости 5%
Получение положительных эмоций 9% своими представлениями, 5%
Наличие близких людей рядом 12% нравится профессия 10%
Значимое достижение в жизни 38% это престижно 8%
Учебная деятельность 2% востребовано 7%
Профессиональная деятельность 7% высокая зарплата 17%
Здоровье 4%    
Материальное богатсво 7%    

Как видно по данным в таблице –основным представлением старшеклассников о сущности понятия «жизненный успех» является пункт «Значимое достижение в жизни», а в мотивах выбора будущей своей профессии –пункт «владею определенными способностями и навыками». Исходя из этого, можно сказать, что старшеклассники для достижения своих определенных целей в жизни опираются на свои способности и навыки ,а потом уж полагаются высокооплачиваемость будущей профессии и к тому, что им. Но и меньшей степени опираются на престижность , востребованность, уровень ее легкости и на свои представления о будущем профессии. Помимо этого, мы можем сказать, что старшеклассники для получения положительных эмоций опираются на факты, что им нравится данная профессия и они любят заниматься деятельностью в рамках своей будущей профессии. Приводя данные факты, мы подразумеваем ,что когда человек работает в профессии, которая он «по душе»,он испытывает такие положительные эмоции, как счастье, радость, умиротворенность, заинтересованность и у него преобладает чувство удовлетворенности жизнью. Кроме этого мы видим пересечения между пунктами «профессиональная деятельность», «материальная обеспеченность» «значимость человека в обществе» с пунктами «высокая зарплата», «это престижно», «востребовано». Сопоставление данных пунктов отражает то факт, что на старшеклассника влияет мнение окружающих людей, которые подчиняются требованиям современного общества. По мимо пересечения в ряде пунктов, существуют и такие пункты которые не пересекаются, это пункты представления старшеклассников о сущности понятия «жизненный успех»-«удача в жизни», «духовное богатство» «наличие близких людей рядом», «учебная деятельность», «здоровье», а в мотивах выбора будущей своей профессии –пункты «своими представлениями», «уровнем ее легкости». Это можно объясняться тем, что достичь жизненного успеха можно не только обретая и занимаясь деятельностью в рамке данной профессии, но и обогащая свой внутренний мир, наличием близких людей рядом ,занимаясь учебной деятельностью и поддерживая свое здоровье.

Таким образом, представлениями о жизненном успехе большинства старшеклассников являются представления, связанные со значимыми достижениями жизни такие, как достижение поставленных целей, результатов той или иной деятельности и удовлетворением своих потребностей жизни; так же достаточно распространёнными представлениями жизненного успеха являются представления, связанные с получением положительных эмоции и удачей в жизни, так же представления о жизненном успехе, связанные со значимостью человека обществе, профессиональной деятельностью и материальным богатством Менее популярными представлениями о жизненном успехе представлениями, связанные со здоровьем человека, духовным богатством и учебной деятельностью. При выборе своей будущей профессии большинство старшеклассников полагаются на свои определенные способности и навыки, на высокооплачиваемость выбираемой профессии и на свои интерес: заниматься деятельность в рамках данной профессии. А малая выборка респондентов полагаются на свои представления, престижность, востребованность, уровень ее легкости и нравится им это профессия или нет. Так же удалось выяснить, что большинство старшеклассников пойдут учиться университет, после университета устроятся на работу и заведут семью, но еще некоторые пойдут учиться на права. Кроме того, большинство старшеклассников считают , что карьерный рост зависит от жизненного успеха.

Исходя из выше сказанного, можно подчеркнуть, что основном старшеклассники понимают сущность понятия жизненный успех как значимое достижение жизни, при выборе своей будущей профессии полагаются на свои определенные способности и навыки, представляют в основном жизнь после школы поступлением вуз, устройством на работу и заведением семьи, а также считают что карьерный рост человека зависит от жизненного успеха.

Выводы по Главе 2

В результате проведённого исследования удалось выявить ряд представлений о жизненном успехе. Так, большинство старшеклассников связывают представления о жизненном успехе со значимыми достижениями жизни такие, как достижение поставленных целей, результатов той или иной деятельности и удовлетворением своих потребностей жизни; так же достаточно распространёнными представлениями жизненного успеха являются представления, связанные с получением положительных эмоции и удачей в жизни, так же представления о жизненном успехе, связанные со значимостью человека обществе, профессиональной деятельностью и материальным богатством Менее популярными представлениями о жизненном успехе представлениями, связанные со здоровьем человека, духовным богатством и учебной деятельностью. При выборе своей будущей профессии большинство старшеклассников полагаются на свои определенные способности и навыки, на высокооплачиваемость выбранной профессии и на свои интерес: заниматься деятельность в рамках данной профессии. А малая выборка респондентов полагаются на свои представления, престижность, востребованность, уровень ее легкости и нравится им это профессия или нет. Так же удалось выяснить, что большинство старшеклассников пойдут учиться университет, после университета устроятся на работу и заведут семью, но еще некоторые пойдут учиться на права. Кроме того, большинство старшеклассников считают , что карьерный рост зависит от жизненного успеха особенностей в потребности личностного роста у «старших» подростков.

Заключение

В ходе данного исследования, можно сказать, что поставленные цели и задачи были успешно выполнены. В данной работе была исследована представления о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников

Первый этап исследования был посвящен поиску теоретической информации для данной работы: был проведён поиск и анализ литературных источников, связанных с психолого – педагогической характеристикой понятия «жизненный успех», были рассмотрены различные теории и определения данного понятия, так же проводился поиск информативных источников о представлениях о жизненном успехе, так же в частности и представления о жизненном успехе старшеклассников, были рассмотрены основные факторы влияющие на представления о жизненном успехе старшеклассников.

Для проведения эмпирического исследования был использован метод анкетирования. Анализ и обработка результатов осуществлялась с помощью метода контент – анализа. В результате проведённого исследования удалось определить наиболее встречающие представления о жизненном успехе современных старшеклассников: у большинства опрошенных старшеклассники в возрасте 15 – 16 лет представляют жизненный успех, как значимое достижение в жизни. Значимое достижение охватывает практически всю сферу человеческой жизни, то есть человек может добиться успеха в духовной сфере, успеха связанный с материальными благами, успеха в профессиональной деятельности, успеха в личной и семейной жизни. Так же мы выявили, чем руководствовались старшеклассники при выборе своей будущей профессии. Старшеклассники в основном полагаются на способности и навыки, на высокооплачиваемость выбранной профессии и на заинтересованностью заниматься деятельностью в рамках выбранной профессии. Кроме того, мы изучили представления о жизни после школы старшеклассников и выяснили, что большинство опрошенных старшеклассников представляют, что после окончания школы собираются поступить вуз, потом устроится на работу и завести семью. И так же выяснили , что старшеклассники связывают карьерный рост с достижением жизненного успеха.

Список литературы

1. Абельс Х.Романтика,феноменологическая социология и качественноесоциологическое исследование. \\ Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. - №1– с. 119

2. Альбуханова – Славская К.А.Стратегия жизни. –М.:Мысль,2001 – с.53-69

3. Анцыферова Л.И.Психология повседневности:жизненный мирличности и «техники ее бытия». \\ Психологический журнал. – 1993. – Т.4.- №2. – с. 3 – 16

4. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. М: Просвещение. 2001. – 176 с

5. Боас Ф. История антропологии. // Этнографическое обозрение. – 2002. – №6 – с.96-108

6. Богаров В.В. Антропология возраста. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001–с.101-123

7. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер – пресс, 2001. – 95 с.

8. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие.Киев: Наукова Думка, 2003. – с. 105-128.

9. Вебер М. Основные социологические понятия. / В кн. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 2005. – с.499

10. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т.Студент90–х–социокультурнаядинамика. \\ Социс. – 2000. - №12. – с.56-63

11. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций (поколенный подход). // Социс. – 2002. - №1– с.66-83

12. Гендин А.М, Дроздов Н.И, Сергеев М.И. Выпускники педагогического вуза о факторах жизненного успеха в современных условиях. // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке». – В 3 Т. – М.: Альфа – М., 2003. – Т.2. – с. 604-605

13. Гидденс Э. Ускорение общества: Очерк теории структурации. – М.:Академический проект, 2003– с.86-103

14. Головина Л.М. Изучение процесса целеобразования в экспериментальной ситуации выбора задач после успеха \ неуспеха. \\ В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. – М., 2004– с.46-53

15. Готкиб А.С. Социально – экономическая адаптация россиян: факторы успешности – неуспешности. \\ Социс. – 2001. - №7. – с. 51– с.75-83

16. Грунт Е.В. Методология исследования проблемы смысла жизни человека.\\ Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. – Ч.1. – Екатеринбург, 2009. – с.34-89

17. Дэвис Ф. Создай себе имидж: Как всем своим видом излучать успех. Минск: Попурри, 2008– с.35-79

18. Дембо Т.Гнев как динамическая проблема. /В кн.Левин К.Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001– с.23-57

19. Демин А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы // Социс. – 2002.– №10– с.126-165

20. Джеймс У. Научные основы психологии. – СПб.,2002– с.76-89

21. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. – М.: Изд-во МГУ, 2001– с.145-156

22. Иваненков Е.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: ДИМУР, 2009– с.37-63

23. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.Молодежь о себе,о своихсверстниках. – Л.: Лениздат, 2001– с.234-253

24. Карнеги Д. Язык успеха. – М.: ЭКСПО – Пресс, 2001– с.67-89

25. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 2005– с.85-96

26. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). – М.: Просвещение, 2004– с.56-68

27. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха: Книга для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. – М.: Дело, 2003– с.46-53

28. Магун В.С. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985 – 1995 гг. // Социологический журнал. – 2006. - №3/4– с.143-167

29. Магун В.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. – М.: Изд-во ИС РАН, 2003– с.123-143

30. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. – М., Воронеж, 2009– с.65-77

31. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М.: ОГИ, 2002– с.101-113

32. Масленцева Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России (социологический анализ); Дисс. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2003– с.55 -68

33. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 2002– с.16-23

34. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. – М.: Наука,2000– с.44-58

35. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е.Феномен человеческогосамоутверждения. – СПб.: Алетейя,

36. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. / В кн. Американская социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 2004– с.106-135

37. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. \\ Социс. – 2000. - №12– с.89-96

38. Покровский Н.Е. Успешно жить не запретишь! (заметки социолога). \\ Социс. – 2005. - №7– с.36-47

39. Родина О.Н. О понятии «успешность» трудовой деятельности. // Вестник Моск. Ун-та. – сер. 14, психология. – 2006. - №3– с.30-56

40. Руткевич М.Н. Общественные потребности системы образования и жизненные планы молодежи. / Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. – В 2 Ч. - Екатеринбург, 2010. – Ч. 1. – с. 14-23

41. Руткевич М.Н., Потапов В.П.После школы:социально–профессиональные ориентации молодежи. – М, 2002– с.46-53

42. Супоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе. // Вопросы философии. – 2003. - №5. – с. 44-56

43. Тернер К. Мы рождены для успеха. - М.: Фаир, Гранд, 2008– с.21-85

44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 2006– с.36-55

45. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001– с.62-103

46. Хилл Н. Закон успеха. Думай и богатей. – Екатеринбург: Литур, 2000– с.46-63

47. Чупров В.И, Игитханян Е.Д. Социально – профессиональный статус молодежи России. – М, 2005– с.61-87

48. Шамаева О.П. Социально – технологическая культура и жизненный успех. / Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке». – В 3 Т. – М.: Альфа – М., 2003. – Т. 1. – с. 609-610

49. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылкиценностного выбора. – М.: Эдиториал УРСС, 2001– с.76-95

50. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. // В кн. Американская социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 2004– с.36-56

Приложение 1.

Наши рекомендации