Представления о жизненном успехе старшеклассников.

Представления человека о жизненном успехе, обусловлены иерархической системой жизненных ценностей индивида, которая, равным образом, обоснованно показывает господствующую в том или ином социальной среде концепцию ценностей как степени развития общества и культуры. Исследование ценности старшеклассников касательно жизненного успеха нам дает раскрыть уровень ее адаптации к новизне, наметить ее инновационный потенциал, обуславливающий развитие и состояние отечественного общества в будущем.Изучаемое поле проблемы ценности развития на пересечения таких гуманитарных наук, как философия, психология, культурология, социология и др.

Современном обществе существует большое количество систем ценностей, ее различные виды и из-за этого, можно сказать, что ценность полифункционально. Содержание понятия нередко употребляется наряду с такими понятиями как «идеал», «эталон», «благо», «норма» и др.

Исходя из этого, можно сказать, что в науке есть множество определений понятия «ценность». Впрочем, содержание ценностей едина. Таким образом, задача вычленения универсальных признаков, определений понятия «ценность»,важна для определения представлений о жизненном успехе.

Успешность или неуспешность в жизненной пути под контролем в какой-то мере от собственных стараний человека, от возможности его непринужденно адаптации к изменяющемся условиям общества. При этом, в будущем обогащение человека в материальном и духовном плане под влиянием от качества и количества его вложенных стараний уже сейчас.

Следовательно, можно говорить о ценности в сознании отдельной группы людей существуют как предприимчивость, личное благосостояние, инициативность ,рационализм , работа и жизненный успех. Помимо того большую ценность обретает время.

Таким образом , данная группа людей, в достижении жизненного успеха придерживается такими стереотипами как «время – деньги», «я должен состояться», «работать – состояться – доказать – утвердиться», «работаю на себя, при этом мне помогает Бог». Исходя из этого, в достижении жизненного успеха данная группа руководствуется стратегии конструктивиста – созидание неординарного, нового, что позволило бы выделиться человеку в его среде – самоутвердиться.

С другой стороны, можно говорить также о существовании группы людей с такими ценностями как коллективизм, безынициативность, иррационализм. Таким образом, в достижении жизненного успеха данная группа придерживается стратегии конформизма – принятия навязываемых форм поведения, стремление быть таким как все. И конформизм проявлялся во всем: начиная от однотипных предметов обихода и заканчивая «однотипным сознанием».Для того чтобы индивиду быть успешным в советский период, необходимо было «идти в ногу со временем».

А сейчас, для того чтобы человеку быть успешным , необходимо «идти на шаг впереди», опережать людей, а это достигается за счет ума – знаний, умений, навыков и знаний о том, как все это можно конструктивно применить. Исходя выше сказанного, успех под влиянием способности человека диагностировать требования и желания среды, от способностей сотворить что-то новое, иннавационное и упорно и продуктивно работать. Влияние представлений о жизненном успехе на выбор этого способа решения очевиден. Основа выбора - это престиж выбранной профессии. В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рисковых решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная фрагментарная их критичность. Юноша осуществляет свой выбор в угоду референтной группы в противовес старшим (родителям) кому то назло, либо напротив чтобы доказать свою уникальность. Выбирает профессии излишнего социального риска. Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой. Этим юношам присуще ведение спора как с ровесниками так и со старшими. Они критически относятся к любого рода информации внешне, но внутренне у них идет большая работа по созданию необходимого образа профессии и представления о жизненной успешности, в этой схеме занимают первостепенное место. Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находит с некоторым трудом. Инертное решение является результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Представителей этого типа отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий с принятием одного конкретного варианта. В данном варианте межличностные отношения могут как стимулировать выбор, так и напротив вызывать усугубление ощущения неуверенности. Индивидуальнее стили принятия решения являются отражением как индивидуально-психических, так и личностных особенностей лиц юношеского возраста.

Юноши при выборе профессии деффиринцированно относятся к сведениям полученных от разных источников. 75% ориентированных на вуз учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей имеют среди своих друзей студентов, а 76,5% из числа ориентированных на приобретение профессий без высшего образования имеют друзей среди официантов, барменов, бизнесменов из малого бизнеса и т.д. Информация от уже работающих сверстников формирует у учащихся колледжей представления о роли профессии в определении жизненной успешности.

Таким образом, необходимо заботиться о необходимости расширения круга межличностных отношений лиц раннего юношеского возраста. Это поможет сформировать положительные установки у юноши в отношении выбора профессий. Чрезвычайно эффективны здесь доверительные беседы со значимым авторитетным взрослым или старшим успешным товарищем. В профориентационной работе необходимо учитывать избирательный характер выбора учащимися информации о мире профессий и трудовой деятельности.

В некоторых случаях оценки юношами значимости и надежности информации о жизненной успешности и той или иной профессии, могут существенно не совпадать с её реальной значимостью и надежностью. Высокую субъективную значимость для лиц ранней юности имеют сведения из неофициальных источников информации, из СМИ, Интернет, Социальных Сетей. К сожалению лица юношеского возраста, не пользуются специальной литературой по выбору профессий, а ориентируются на мнение о жизненной успешности. В связи с этим необходимо учитывать и активно использовать возможности влияния представлений о жизненном успехе в качестве регулятора выбора профессии лиц юношеского возраста. Юношеский возраст, возраст личностного, профессионального самоопределение: 1.успешность профессиональной самореализации в той или иной степени зависит от зрелости личности, её системы ценностей и представлений; 2. Личность при профессиональном самоопределении имеет возможность получения индивидуального опыта принятия решения; 3. Принятие решения о выборе той или иной профессии и самореализации проходит несколько этапов: постановка проблемы - поиск компетентных лиц - поиск информации- создание образа профессии и концепции её реализации.

Выделяя приоритетные для себя ориентиры, юноша определяет свои способности, потенциал, и возможности; определяет «Я» реальное (тот, каким я сейчас есть) и «Я» идеальное (тот, каким я буду). Итогом, перехода «Я» реального в «Я» идеальное и является занятие определенной жизненной позиции, формирование своей жизненной стратегии, движение человека к успеху / неуспеху, самоутверждение в социальной группе.

На современном этапе развития российского общества можно говорить о следующих особенностях формирования системы ценностей молодежи относительно жизненного успеха.

Первой особенностью системы ценностей молодого поколения является то, что ее формирование происходит в условиях разрыва, конфликта поколений.

Речь идет о кризисе воспитательной функции родительского поколения, проявляющемся в неспособности родителей подготовить своих детей к жизни в обновленной среде.

Нарушение преемственности поколений обусловлено:

Во-первых, тем, что родители зачастую являются носителями ценностей советского периода, не всегда способствующих достижению успеха в новой среде; следовательно, родители зачастую неспособны передать старшеклассникам ценности успеха в обновленной среде;

Во-вторых, с возрастом снижаются способности быстро адаптироваться к постоянным инновациям, следовательно, новое не усваивается взрослыми

столь же быстро, как и старшеклассниками.

Возникает «историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени».

В итоге, в России сложилась уникальная ситуация: в социализацию вступают не только взрослые и дети, но старшее поколение. Как пишут социологи: «Сегодня «отцами» открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни».

Мы полагаем, что родительское поколение неоднородно и внутри него можно выделить несколько групп в зависимости от системы ценностей:

1)группа родителей, обладающая прежней системой ценностей,

2) группа родителей, которую характеризует противоречивость индивидуальной ценностной системы,

3)группа родителей, обладающая новой системой ценностей.

Это позволяет сделать нам вывод о том, что старшее поколение неоднородно и по степени адаптированности к новой жизненной среде.

Социологическое исследование В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз подтверждает сделанный нами вывод.

По данным исследования социологов, 59% опрошенных родителей согласны с утверждением, что «быть яркой индивидуальностью лучше, чем

быть как все» и 44% опрошенных говорят об установке на инициативность, предприимчивость, новаторство в сознании и в поведении.

Вместе с тем, социологи делают вывод о том, что общая система ценностей родителей не сформирована, о чем свидетельствует неоднозначность восприятия и трактовки отдельных ценностей. Так, например, старшее поколение руководствуется в своем поведении такими стереотипами, как «главное – это уважение к традициям, обычаям, нормам, принятыми большинством», «для человека важнее соотнесение своей личной жизни с жизнью своего поколения».

Таким образом, родительское поколение в большей степени ориентировано на общественные ценности – ценности всего общества. Поэтому успех в их представлениях – это стремление быть таким как все; родители ориентированы на стратегию конформизма в достижениях.

Однако мы полагаем, что говорить об отсутствии преемственности молодыми людьми ценностей родительского поколения не совсем корректно.

Скорее, следует говорить о нарушении механизмов преемственности ценностей.

При взаимодействии поколений следует учитывать действие двух механизмов: преемственности и изменчивости.

В стабильно развивающемся обществе механизм преемственности является основным механизмом формирования системы ценностей молодого поколения. Значительная часть ценностей родительского поколения в таком обществе не «устаревает». Данные ценности являются актуальными и по прошествии определенного периода времени.

Таким образом, система ценностей стабильно развивающегося общества относительно устойчива.

В нестабильно развивающемся обществе на первый план выходит механизм изменчивости. Формирование системы ценностей старшеклассников связано, прежде всего, с усвоением «новых» ценностей – ценностей актуальной среды, а не с воспроизводством родительских ценностей.

Мы согласны с мнением В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз в том, что в настоящий период механизм воспроизводства ценностей перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

Вторая особенность системы ценностей молодого поколения состоит в том, что ее формирование происходит в условиях кризиса института образования, вызванного непоследовательной реформой.

Во-первых, важнейшей задачей системы образования является формирование мировоззрения – системы социальных и нравственных убеждений молодого человека. Оно должно быть, с одной стороны, устойчивым, чтобы «не распадаться на части»; с другой стороны, гибким – «корректироваться» в зависимости от требований постоянно обновляющейся среды.

Во-вторых, задачей системы образования является передача знаний, умений, навыков, опыта предшествующих поколений.

Таким образом, система образования должна формировать определенный нормативный идеал.

В реальности система образования России в большей степени реализовывает свою обучающую функцию, в меньшей степени воспитательную, человекотворческую, социализационную.

Это обусловлено тем, что настоящий период отсутствует единая стратегия образования, отвечающая за формирование мировоззрения молодого человека.

Критическое переосмысление прошлого привело к тому, что один и тот же поступок, одно и то же действие оценивается как позитивно, так и негативно.

Следовательно, можно говорить о неустойчивости нравственных убеждений старшеклассника, а значит, и противоречивости в его ценностных ориентациях на успех в жизни.

Кроме того, противоречивость в ценностных ориентациях юношей обусловлена дифференциацией, как в сфере общего, так и в сфере профессионального образования – неравным доступом к получению качественных образовательных услуг.

Третья особенность системы ценностей молодого поколения состоит в том, что ее формирование происходит в условиях дегуманизации средств массовой информации.

СМИ – это институт социализации, направленный на формирование нравственного, эстетического, ценностного мира юноши, основанное на культурном плюрализме.

В стабильно развивающемся обществе средства массовой информации демонстрируют несколько существующих в обществе моделей достижения успеха. Все эти модели достижения успеха объединены устойчивым отношением к витальным ценностям: признанием ценности добра, правды и осуждением зла, насилия.

В нестабильном обществе, которым является современное российское общество, СМИ транслируют молодежи противоречивые модели достижения успеха. Их противоречивость обусловлена неоднозначным отношением к ценностям: с одной стороны, говорят о ценности добра, красоты, правды, с другой стороны, о ценности зла, безобразия, лжи при достижении успеха в условиях современной России.

В настоящий период средствами массовой информации демонстрируется, прежде всего, модель самоутверждения человека за счет подавления другого, в меньшей степени модель утверждения своего «Я» посредством личных усилий, направленных на созидание качественного нового предмета материальной или духовной культуры. Поэтому является не удивительным существование в сознании молодого поколения таких стереотипов в достижении успеха в России, как: «идти по головам», «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь в достижении своей цели», «цель оправдывает средства», «красота не спасет мир», «добро не всегда побеждает зло», «побеждает сила», «наглость– второе счастье».

Об изменении ценностей старшеклассников относительно жизненного успеха свидетельствует также и представления о кумирах.

Если в советском обществе юноши в достижении успеха хотели быть похожими на космонавтов, геологов, литературных героев, то в современном обществе молодежь стремиться быть похожими в своих достижениях на политиков, бизнесменов, героев отечественных и зарубежных фильмов и сериалов, поступки которых зачастую нельзя назвать благородными.

Таким образом, трансформация институтов социализации: нарушение преемственности поколений, непоследовательная реформа образования, дегуманизация средств массовой информации привили к расслоению молодежи.

Старшеклассников можно дифференцировать на подгруппы в зависимости от ориентации на те или иные ценности в достижении успеха.

Во- первых, можно выделить подгруппу юношей, в сознании которой доминируют актуальные ценности – рационализм, индивидуализм, предприимчивость, инициатива.

Во-вторых, можно выделить подгруппу юношей с противоречивой системой ценностей.

И в третьих, можно выделить подгруппу юношей с такими ценностями как иррационализм, коллективизм, безынициативность.

Однако что особенно тревожно, наблюдается неустойчивость витальной системы ценностей юношей. Как ранее мы отметили, в системе ценностей молодого поколения существуют такие полярные ценности как добро и зло, свобода и зависимость, правда и ложь, красота и безобразие.

Таким образом, главный вывод состоит в том, что юноши неоднородна в своих представлениях о жизненном успехе.

Изменение таких объективных факторов как доминирующего вида деятельности и возраста старшеклассника определяет степень его социальной зрелости – самостоятельности в достижении жизненного успеха и ответственности за свои достижения или поражения.

Следовательно, с возрастом развивается способность старшеклассника

к сопротивлению негативному – тому, что противоречит ее природе, и активности по достижению того, что ей соответствует.

Изменение с возрастом таких субъективных факторов как потребностей и ценностных ориентаций детерминирует осознанное или неосознанное принятие референтных групп, с которыми молодой человек соизмеряет свои достижения.

Изменение системы ценностей юноши обуславливает, в свою очередь, иерархию жизненных целей, соответствующих определенному этапу развития личности, реализация которых и будет успехом.

Старшеклассники в большей степени ориентирована не на общественные ценности (как родители), а на групповые ценности – ценности определенной референтной группы. Старшеклассник отличает, с одной стороны, протест по отношению к нормам, ценностям, установкам, моделям поведения взрослых, с другой стороны, внутригрупповой конформизм. Следовательно, молодое поколение придерживается в большей степени, нежели родительское поколение, стратегии конструктивизма.

Как показывают исследования В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, современная старшеклассники руководствуется, прежде всего, такими стереотипами, как «главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового», «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью значительно лучше, чем быть как все», «для человека, прежде всего, важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям».

Таким образом, значительная часть юношей ориентирована на индивидуализм в достижении жизненного успеха. Таким образом, старшеклассники способны самостоятельно конструировать свою жизнь.

Старшеклассники содержит большой новаторский потенциал, способно к активным преобразованиям социальной среды.

Подводя итоги, следует сделать несколько основных выводов.

Во-первых, система ценностей старшеклассников является главной детерминантой его представлений о жизненном успехе.

Во-вторых, категория «ценность» рассмотрена нами с позиции нескольких методологических подходов: философского, в рамках которого выделены «значимостная», «оценочная», «интегративная» концепции ценности; социологического подходов.

В исследовании ценностей мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть ценность как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.

В-третьих, современный период развития российского общества характеризуется коренной качественной трансформацией системы ценностей, детерминированной политическими и экономическими преобразованиями в среде. Формирование системы ценностей старшеклассников, а равно как и ценностей относительно жизненного успеха, происходит в условиях конфликта с институтами социализации.

В-четвертых, старшеклассники неоднородна по своему составу, что выражается не только в дифференциации представлений о жизненном успехе и способах его достижения, но и в расслоении на группы в зависимости от доминирования тех или иных ценностей в сознании старшеклассников.

В-пятых, наблюдается такая тенденция как ориентация на индивидуализм в представлениях старшеклассников о жизненном успехе в современной России.

Вывод по 1 главе

Жизненный успех в нашем исследовании мы определяем как самоутверждение личности в конкретной среде посредством достижения цели, в результате влияния социальной предопределенности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.

Жизненный успех является социальным феноменом, поскольку связан с самоутверждением личности в ее социальной среде. Так как в контексте социологического подхода мы рассматриваем не «абстрактный» успех, как, например, в психологическом подходе – успешное / неуспешное действие, в антропологическом подходе – успешная / неуспешная культура, а успех личности.

Актуальным становится рассмотрение влияния объективных и субъективных факторов на жизненный успех в их единстве и взаимосвязи.

Основой самоутверждения являются достижения цели личности, постольку факторы следует еще и дифференцировать на факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе (то есть, влияющие на процесс формирования цели достижения) и факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха. Система ценностей старшеклассников является главной детерминантой его представлений о жизненном успехе.

Категория «ценность» рассмотрена нами с позиции нескольких методологических подходов: философского, в рамках которого выделены «значимостная», «оценочная», «интегративная» концепции ценности; социологического подходов в исследовании ценностей мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть ценность как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.

Современный период развития российского общества характеризуется коренной качественной трансформацией системы ценностей, детерминированной политическими и экономическими преобразованиями в среде институтами социализации.

Наблюдается такая тенденция как ориентация на индивидуализм в представлениях старшеклассников о жизненном успехе в современной России.

. Формирование системы ценностей старшеклассников, а равно как и ценностей относительно жизненного успеха, происходит в условиях конфликта с институтами социализации

Старшеклассники традиционно является объектом многочисленных социологических исследований. Интерес к этой группе вполне закономерен, поскольку старшеклассники является субъектом социальных трансформаций. Ее представления о жизненном успехе в современной России формируются в условиях обновления среды существования и, как результат, противоречивости системы ценностей, детерминирующих успех.


Наши рекомендации