Старших групп № 7 «Звёздочка» № 8 «Волна»

  Параметры обследования Начало учебного года (%) Конец учебного года (%) Динамика (%)
Понимание речи 93,9 98,1 4,2
Сенсомоторный уровень речи: 50,7 75,9 25,2
2.1 Фонематическое восприятие 53,6 77,1 23,5
2.2 Фонематический анализ и синтез 10,4 90,4 80,0
2.3 Артикуляционная моторика 32,5 57,1 24,6
2.4 Звуко-слоговая структура слова 69,2 80,7 11,5
2.5 Звукопроизношение 56,0 70,4 14,4
Грамматический строй речи 71,6 85,2 13,6
Словарь и словообразование 55,9 76,6 20,7
Связная речь 52,9 65,3 12,4

Обобщенные результаты коррекции речевых нарушений (по протоколам ПМПК)

За последние два года

Показатель Учебные годы Среднее значение %
2015-2016 2016-2017  
Всего детей  
С хорошей речью 10/36% 8/22% 29%
Значительные улучшения 17/61% 21/58% 60%
Без значительных улучшений 1/3% 5/14% 8%
Выбыли 2/6% 3%

Годовой отчет о

Проделанной работе за 2015-2016учебный год

Педагога-психолога Поздняковой В.П.

Работа с детьми

В начале учебного года было проведено наблюдение за детьми и экспериментально - диагностическое исследование с целью выявления детей с низким уровнем актуального развития и комплектования специальной группы. Экспериментально - диагностическое исследование было проведено в подготовительной группе «Жемчужная» и старших группах «Дельфинчик», «Русалочка».

Дети с уровнем актуального развития ниже возрастной нормы и низкой возрастной нормой вошли в состав специальной группы для дополнительных занятий с психологом.

В состав спецгруппы вошло:

9 чел. из группы «Жемчужная»; 5 чел. из группы «Дельфинчик»; 2 чел. из группы «Русалочка».

В течение учебного года с детьми спецгруппы проводиласькоррекционно-развивающая работа, направленная на:

1. формирование психологического базиса для развития высших психических функций (коррекция недостатков в двигательной сфере, развитие общей и мелкой моторики, созданий условий для полноценного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений);

2. целенаправленное формирование высших психических функций (развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование сенсорных представлений, формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, развитие памяти, внимания, воображения);

3. формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, операционных и регуляционных компонентов (всестороннее развитие предметно-практической деятельности, целенаправленное формирование игровой деятельности, формирование предпосылок для овладения учебной деятельности, ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению);

4. коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере (формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения, повышение уровня самооценки).

Работа с детьми проводилась в индивидуальной форме по методикам А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой, С.Д.Забрамной, Дедюхиной Г.В., Серотюк А.А. Шевченко Ю.С Борякова Н.Ю. и др.

В конце учебного года в специальной группе был проведен контрольный срез диагностического исследования с целью выявить эффективность коррекционно–психологического воздействия на детей.

Итоговая таблица

  Уровень ниже возрастной нормы Уровень низкой возрастной нормы Уровень возрастной нормы
Начало года 7 (43,75%) 9(56,25%) -
Конец года 3(18,75%) 4(25%) 9(56,25%)

Динамика развития детей

Уровень ниже возрастной нормы — уровень ниже возрастной нормы с положительной динамикой 2 чел;

Уровень ниже возрастной нормы — уровень ниже возрастной номы без динамики 1 чел;

Уровень ниже возрастной нормы — уровень низкая возрастная норма 3 чел;

Уровень ниже возрастной нормы — уровень возрастная норма 1 чел;

Уровень низкой возрастной нормы — уровень возрастная норма 8 чел;

Уровень низкой возрастной нормы — уровень низкая возрастная норма с положительной динамикой 1 чел.

В течение учебного года с детьми подготовительной группы (30 чел) «Жемчужная» и старших группах( 54 чел.) «Дельфинчик» и «Русалочка» проводились занятия по подготовке детей к школе по авторской программе, составленной на основе работ отечественных психологов Л. С Выготского, Л И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как Л. Ф Тихомирова, И. В. Вачков, М. М. Безруких.

Целью программы стало развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, благополучная адаптация к новым школьным условиям. Занятия проводились по подгруппам, в каждой подгруппе присутствовало от 8-12 человек. Все занятия составлялись с учётом индивидуальных особенностей детей, имели между собой смысловую связь. Занятия строились на понятном детям материале и состояли из разминки, упражнений по теме, работы в тетрадях с крупной клеткой, подвижной игры и рефлексии. Работа в группе позволила детям помимо развития необходимых познавательных процессов развить навыки общения, навыки совместной деятельности, сформировать социально-психологическую зрелость, развить умение логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи.

В следующем учебном году с детьми групп «Дельфинчик» и «Русалочка» необходимо продолжить работу по авторской программе, уделяя внимание развитию коммуникативных навыков у детей, развитию самоконтроля и формированию устойчивой познавательной мотивации.

Так же в конце учебного года в группе «Жемчужная» была проведена диагностика, выявляющая уровень психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 29 детей.

При выявлении уровня готовности детей к систематическому обучению в школе, мною были использованы следующие методики:

-беседа с детьми «Представь себе»-изучение личностно-мотивационного компонента ребёнка;

-скрининговая оценка готовности детей к школе по Н. Семаго, М. Семаго «Сосчитай и сравни», «Слоги», «Шифровка», « Рисунок человека»;

-методика «10 слов»;

-методика «4 лишний»;

-методика «Графический диктант».

Результаты диагностического обследования приведены в данной таблице:

Итоговая таблица

  Группа Количество обследованных детей Уровень готовности к обучению в целом
высокий Выше среднего средний низкий
Жемчужная 29 (100%) 5(17,3%) 8(27,6%) 12(41,4%) 4(13,8%)

Работа с педагогами

После начального диагностического исследования уровня актуального развития детей воспитателям были даны рекомендации направлений индивидуальной работы с детьми группы риска. В течение года с педагогами проводились индивидуальные беседы на интересующие их темы. Были проведены консультации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по процессу адаптации детей к детскому саду. Для воспитателей старших и средних групп были даны рекомендации по заполнению документации для прохождения ПМПК.

С воспитателями подготовительных групп велась совместная работа по подготовке детей к школе (посещение занятий, консультирование).

Работа с родителями

В начале и в конце учебного года посещались родительские собрания старших и подготовительной групп. В группе «Жемчужная» прошло родительское собрание , посвященное подготовке детей к школьному обучению. Родители через индивидуальные консультации были ознакомлены с результатами диагностического исследования уровня актуального развития детей, а так же с задачами коррекционно-развивающей работы.

Проводились индивидуальные консультации и беседы по вопросу адаптации детей к детскому саду, по познавательному развитию детей и эмоционально-личностному развитию.

В течение года родителям давались рекомендации по совместной работе с детьми и велись тетради взаимодействия с родителями. Оформлялись информационные стенды для родителей « Советы психолога»

Итоговая таблица диагностического обследования 2015-2016уч.г

  Уровень ниже возрастной нормы Уровень возрастной нормы
Низкая Средняя Высокая
Начало года 7(43,75%) 9(56,25%) - -
Конец года 3(18,75%) 4(25%) 9(56,25%) -

Познавательное развитие

Следует отметить, что педагогический коллектив ДОУ развивает познавательную активность, любознательность детей, воспитывает у дошкольников правильное отношение к предметам окружающего мира, чувства бережного отношения к природе и всему живому, уважение к труду и людям труда, работа на участке, на цветниках, дает детям возможность ближе познакомиться с природой, пополняет знание ребят о росте и развитии растений, приучает заботиться о ней и становится добрее.

Дети старшей группы знают животных основных классов, особенности их поведения, среду обитания, питания, умеют устанавливать связи между средой обитания и внешним видом. В апреле месяце в нашем детском саду проходил конкурс «Огород на окошке», все группы детского сада приняли активное участие и создали у себя в группах замечательные экспозиции.
Все родители с самого рождения стремятся научить ребенка считать.

В детском саду ННОД по ФЭМП проводятся, начиная со второй младшей группы, т.е. с 3 лет. Как правило, это игровые занятия, где дети учатся считать, знакомятся с величиной, формой, объёмом. Все занятия интегрированные, т.е. включают разные виды деятельности: игру, экспериментирование, моделирование, драматизация, игры на развитие интеллекта, памяти, мышления. В группах создана образовательная среда, стимулирующая познавательную активность детей - это дидактические игры, раздаточный материал, наличие нескольких видов конструктора.

В работе по ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений) для восприятия учебного материала занятия проводятся в форме игр, путешествий, экскурсий.

Воспитатели учат ребят отвечать на вопросы, касающиеся количества, формы, цвета, размера, качества, величины, пространственных и временных ориентиров. Дети в пределах своего возраста знают цифры, ведут счет в прямом и обратном порядке, знают геометрические фигуры. В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ.

Рекомендации:Однако с целью накопления опытов познания, развитие логического мышления у детей, воспитателям необходимо больше использовать вопросы поискового характера, активизировать ответы ребят, направляя их на рассуждения и нахождения правильного ответа.

Наши рекомендации