Организация труда детей старших групп.

* На усмотрение воспитателя могут иметь место и другие виды дежурств. При этом следует учитывать, что обязанности дежурных должны служить удовлетворению нужд группы.

Во время проведения сезонных работ число дежурных может быть увеличено, например, весной возникает потребность полива посевов и посадок на огороде. В этом случае можно увеличивать число дежурных или организовывать общие поручения.

Рассмотрим эту таблицу с точки зрения участия в труде одного ребенка в течение недели. Допустим, ребенок один раз выполняет индивидуальное поручение, один раз участвует в общем поручении вместе с 2 – 3 сверстниками, один раз трудится вместе со всей группой. Представляется, что такое участие в труде можно назвать систематическим и не создающим преград для организации самостоятельной деятельности по интересам.

2. Учет нагрузки на ребенка.

Труд детей в детском саду ни в коей мере не заменяет труд взрослых. Так, дети расчищают дорожки от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т. д. Это же выполняют и взрослые, работающие в детском саду. Но дети выполняют эту работу только в той мере, которая им посильна. Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дошкольники, фактически незначителен, и потому он оценивает результаты труда детей по отношению их к работе.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, так как любая работа всегда сопряжена с приложением усилий. Формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если дошкольник испытывает физическую нагрузку. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным заданием, не испытывает трудового усилия, привыкает трудиться без должного напряжения. И когда появляется необходимость выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и оставляет работу незаконченной, потеряв интерес.

Вместе с тем нельзя допускать и перегрузки: она вызывает у детей не только переутомление, что, конечно, недопустимо, но и отрицательное отношение к труду. Следовательно, распределение нагрузки в труде непосредственно связано с воспитанием положительного отношения к деятельности. Выполняя задание и затрачивая необходимые усилия, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз, встретившись с трудностями, не пасовать перед ними, быть уверенным в своих возможностях, достигать результата.

Организуя труд детей, воспитатель обращает внимание на их физическое и эмоциональное состояние, особенно в тех видах работы, где требуется нагрузка, например, при уборке снега, вскапывании земли. Не следует полагаться на детей, считая, что, если ребенок устал, он просто прекратит работу; большая увлеченность работой, стремление получить более ощутимый результат часто приводят к переутомлению ребенка, которое может быть вызвано и темпом деятельности: в период овладения навыком ребенок часто останавливается, приспосабливается, привыкая к орудиям труда, прислушивается к разъяснениям педагога. Такие перерывы служат коротким отдыхом. Но, овладев навыком, некоторые дети начинают работать так энергично, что вскоре у них появляются внешние признаки утомления: краснеет лицо, учащается дыхание. В таких случаях ребенку следует предложить другую работу, связанную с меньшим приложением физических сил.

Есть виды работ, которые не связаны с физическим напряжением, но вызывают утомление в силу своей монотонности, однообразия. Это следует учитывать при организации труда детей. Кроме того, надо помнить, что детям посильно вскапывание рыхлой земли, например, вторичное вскапывание град, устройство «снежных лабиринтов» на месте гряд (дети не затаптывают их, а, передвигаясь по лабиринтам, утрамбовывают землю в междугрядьях). Детям предлагается уборка свежевыпавшего снега, они могут перевозить его на место будущих построек на санках в ящиках.

3. Трудовая деятельность детей должна осознаваться ими как необходимая. Только понимание важности будущего результата формирует нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к качественному выполнению заданий и преодолению трудностей.

При этом понятие нравственной ценности мотивов появляется постепенно. Младшие дошкольники еще не способны понимать общественное значение своего труда. Их побуждает к деятельности «интерес к процессу», который легко переходит в игру, и они могут терять цель, поставленную педагогом. В среднем дошкольном возрасте активность вызывает получение результата, имеющего значение для самого ребенка, желание научиться новым умениям, новизну предлагаемой деятельности или возможность действовать совместно со взрослым. В старшем дошкольном возрасте к этим мотивам прибавляются другие, в большей мере связанные с осознанием смысла деятельности: возможность помочь, порадовать близких людей, понимание своих обязанностей.

4. Трудовая деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной и привлекать процессом действий, будущим результатом, игровыми моментами. Немаловажное значение имеет предвосхищающая оценка педагога, которой он выражает уверенность в возможностях детей и успехе. Если получение результата отсрочено во времени, используется положительная оценка промежуточных результатов. Например, при посеве семян цветов можно показать детям открытки с изображениями цветущих растений, рассказать о появлении всходов, бутонов. Очень важно создать в процессе деятельности детей эмоциональную обстановку, вызвать радость от работы, поощрять проявления инициативы и способность преодолеть возникшие трудности. Детское «я сам» в таких ситуациях дополняется гордостью за свои достижения: «Я сам сумел справиться!», «Я сам придумал, как лучше выполнить задание!»

5. Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение приемам работы и воспитание отношения к ней, нравственно-волевых качеств.

Необходимо всякий раз устанавливать причины остановок в деятельности. Вызваны ли они недостаточным владением навыками или отсутствием должного отношения к заданию? Именно понимание причин поможет найти наиболее адекватные методы и приемы воздействия на ребенка: помочь ему, подсказать желаемое действие или побудить к более прилежному выполнению задания.

Осуществление принципа воспитания в деятельности не следует понимать как прямое воздействие на ребенка. Любую ситуацию следует рассматривать как активное взаимодействие педагога и дошкольника. И когда воспитатель ставит перед собой задачу формирования готовности следовать его совету, он, прежде всего, ориентируется на возможности ребенка, его активность, поддержание всех предложений и предупреждение возможных негативных проявлений. Целью этих воздействий является формирование у детей осознания значения ответственного отношения к деятельности.

6. При организации труда детей необходимо учитывать еще одну особенность – воспитание коллективизма. Так, если ребенок не испытывает в работе никакой зависимости от других участников, действуя рядом с ними, то в ней создаются возможности для индивидуального воздействия: обучения приемам развития внимания, сосредоточенности, настойчивости. Если же деятельность объединяет участников общей целью, возникает возможность воспитания понимания причастности к работе всей группы: такая деятельность вызывает необходимость распределения работы, согласования мнений, интересов. Дети получают возможность, взаимодействуя с партнерами, отстаивать свою правоту или соглашаться с мнением сверстников, оценивать справедливость их замечаний, обосновывать свое несогласие. Все это влияет на становление и развитие доброжелательных взаимоотношений между ребятами, ребенку становятся небезразличным мнение сверстников о себе, поддержка ими его успехов, проявление внимания к его затруднениям.

Наши рекомендации