Цинизм подростка как педагогическая проблема и коммуникативный барьер
Цинизм — это преднамеренно непристойное глумление над тем. что дорого людям; это умышленное выражение пренебрежения. Безоговорочное принятие всех взрослых норм и правил означает для подростка полную обезличенность. а потому совершенно неприемлемо. Причинами возникновения цинизма могут быть: болезненный удар несправедливостью старших; разочарование в людях, которых подросток идеализировал; атмосфера элитарности — положение отпрыска именитого человека, изобилие дорогих «фирменных» вещей, невольное подражание близким старшим.
Цинизм очень легко приживается в психике подростка. И когда его наказывают за это, цинизм только усиливается. Проявления цинизма — это потребность в самоутверждении, в самозащите.
Цинизм может сформироваться в стойкую асоциальную позицию там, где утрачена вера в социальную справедливость. Чаще всего «заражены» цинизмом подростки из неблагополучных семей — в силу хронического эмоционального неблагополучия. Но и в атмосфере благополучия подросток является индикатором скрытых (иногда неосознаваемых) тенденций в семье.
Подростковый цинизм, мода, музыка, жаргон заставляют взрослых брезгливо морщиться, но, похоже, именно эту цель подростки безотчетно преследуют. И так от поколения к поколению на протяжении столетий.
Если длительное время происходит накопление отрицательных эмоций, то оно может превратиться в мину замедленного действия. И в первую очередь, она разрушает или уродует личность ее носителя. У каждого человека (тем более, подростка) должно быть прибежище, где он может безнаказанно, беспрепятственно излить все, что переполняет его душу. Не следует «затыкать рот» подростку, если его информация содержит отрицательную оценку старших или выражение неприязни к ним, когда он возмущается поведением учителей. Если говори ть ему, что «учителя не могут быть такими» — это только усилит его ненависть, обиду.
Мы боимся оказаться в роли пособников бунта подростка («как это не одернуть, если он оскорбляет старших!»). А ведь чаще всего он отшвырнет обратно взрослому брошенное оскорбление («сами вы!..»). Помочь подростку можно, если терпеливо выслушать его, добиться снятия эмоционального напряжения. В наших силах помочь ему понять, что достоинство человека не в том, чтобы насолить обидчику, а в том, чтобы разрядить начавшуюся грозу, не дать состояться конфликту, родиться злобной агрессии.
В работе с подростками можно использовать различные способы коммуникации:
Информирование — расширение информативности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным.
Метафора — использование аналогий, образов сказок, притч, случаев из жизни, пословиц. Она позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, снижается субъективная значимость проблемы.
Самораскрытие — подростка побуждают «стать самим собой», взрослый делится собственным опытом, выражает терпимое отношение к высказываниям и чувствам подростка.
Парадоксальная инструкция — чтобы вызвать чувство протеста и активизировать подростка, можно предложить ему продолжать делать то, что он делает. Пусть он повторит свои действия (мысли, поступки), по крайней мере, три раза.
Убеждение (на фоне уравновешенного эмоционального состояния) — используя понятные подростку аргументы позволить ему убедиться (утвердиться) в правильности определенных мыслей.
Эмоциональное заражение — при установлении доверительных отношений взрослый становится образцом для эмоциональной идентификации, за счет этого он может откорректировать эмоциональное состояние подростка, заражая его собственным эмоциональным настроем.
Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций -актуальна при острых эмоциональных состояниях. Может выражаться в форме слез, смеха, выговаривания, активного действия (постучать, нарисовать, побить подушку, потопать ногами). Отреагирование позволяет разрядить напряжение, вызванное негативной эмоцией.
Конкретные упражнения для оказания психологической поддержки всегда ситуативные, они обусловлены, прежде всего, индивидуальными характеристиками подростка.
Некоторые трудности в общении с подростками обусловлены их поведенческими проявлениями, присущими данной возрастной категории. (см. табл. 1)