Типология политической культуры Розенбаума

У.Розенбаум предложил различат типы политических культур по другому критерию – степени согласия населения относительно базовых ценностей и форм политического устройства. Он выделил три типа ориентаций относительно политических объектов:

· Ориентации относительно институтов государственного управления (оценки государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции и реакция на них- ориентация относительно режима; оценки различных требований к политической системе и реакции на них- ориентация относительно «входа»; оценки решений, принимаемых политической властью и реакции на них – ориентация относительно «выхода».

· Ориентации относительно «других» в политической системе (политическая идентификация-ощущение принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувства сопричастности и лояльности к ним; политические верования, отражающие отношения к другим политическим группам в интервале «хорошо- плохо»; представление об остальных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы-представления о правилах игры.

· Ориентации относительно своей собственной деятельности (политическую компетентность - оценка индивидом собственных политических ресурсов, позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека; политическую действительность - представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции).

В зависимости от характера их взаимоотношений Розенбаум выделяет (1) интегрированные и (2) фрагментированные типы культур, между которыми находятся промежуточные типы:

· Интегрированные культуры предполагают согласие большинства по базовым ценностям (относительно основных целей развития общества, функций политической системы и политических норм). Высокая степень согласия граждан в вопросе о базовых ценностях, в представлениях об эффективном функционировании политических институтов, в признании различных форм политического участия. Политическая жизнь стабильна, процедуры урегулирования политических конфликтов отлажены, политическая активность граждан невысока. В отношениях господствует толерантность, политкорректность, лояльность к политической системе (Англия, США, Скандинавские страны).

· Фрагментированные культуры – отличаются острой конфликтностью субкультур, преобладанием патриархальных и подданических ориентаций над общенациональными, глубокой подозрительностью носителей различных субкультур друг к другу. На выходе фрагментированная политическая культура обуславливает нестабильность политической системы и неустойчивость ее политических институтов (Канада, Северная Ирландия, Россия, Бельгия, Латинская Америка). Отсутствие консенсуса граждан в принятии основных политических ценностей, оценке политических институтов или необходимости их реформирования. Общество фрагментируют разные социальные разломы: языковые, этнические, религиозные, экономические. Все эти различия отражаются а характере политической жизни - она становится нестабильной.

Рыночная и этатистская политическая культура (Э.Я.Баталов «Политическая культура современного американского общества»)

Рыночная политическая культура- фиксирует проникновение рыночных конкурентных механизмов в политику. Политическая деятельность трактуется как разновидность бизнеса, в котором профессиональные политически умения представляют собой товар, служащий предметом купли-продажи на политическом рынке. Способы удовлетворения политических потребностей одних групп населения обмениваются на поддержку властных притязаний других.

Этатистская (государственническая) политическая культура-государство представляет собой жесткий стержень организации политических отношений. Оно основополагающая ценность. Государственные интересы преобладают во всем. Граждане, группы интересов, сословия, организации ориентированы на поддержку государства и к нему аппелируют решение большинства общественных проблем. Государственные формы регулирования доминируют над механизмами самоуправления и самоорганизации общества.

Наши рекомендации