Типология политической культуры

Под влиянием общественных условий, а также получивших массовое распространение норм и образцов поведения граждан, особенностей быта различных социальных групп и т. д., политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное груп­повое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоев населения, регионов государства.

Марксистская концепция исходила из того, что типология культуры, а, следовательно, и политической культуры, зависит от переживаемой общест­вом исторической формации (поэтому культура может быть рабовладельче­ской, феодальной, капиталистической, социалистической), а также от соци­ально-классового состава, который ее исповедует (поэтому культура может быть, к примеру, дворянской, буржуазной, пролетарской). Причем, господ­ствующей культурой в обществе, согласно марксизму, является культура господствующего в стране класса.

В западной политологии получила наибольшее признание классифика­ция политических культур, обладающих общезначимыми свойствами, пред­ложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура»[137], вышед­шей в 1963 г. Они выделяют три типа политической культуры: провинциалистскую (традиционную илипатриархальную), подданническую, партиципаторную или политическую культуру участия (активистскую).

Для провинциалистской политической культуры «частотность ориен­тации на специализированные политические объекты» достигает нуля. Пре­обладание этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин, где не существует специализиро­ванных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и не имеют установок на ее изменение.

Подданническаяполитическая культура характеризуется высокой частотностью ориентации в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализирован­ных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании поли­тической системы.

В политической культуре участия все ориентации достигают высо­кой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую поли­тическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.

В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов, что образует три типа смешанных политических культур: провинциалистско - подданническую культуру, под­даннически – партиципаторную, провинциалистско-партиципаторную.

Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура запад­ных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они на­звали культурой гражданственности, характеризующаяся рационально-ак­тивным поведением граждан, которое соответствует демократической поли­тической системе. Первоначально такая культура, по их мнению, сложилась в Англии, но более характерна для США.

Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрыли через набор следующих качеств:

1) общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта;

2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомлённость в этой области;

3) чувство гордости за политические институты своей нации;

4) ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отно­шение со стороны официальных лиц;

5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;

7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам;

8) компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;

9) компетентность в использовании правовых установлений в целях ус­пешного противодействия актам произвола;

10) вера в то, что демократия участия является необходимой и жела­тельной системой государственного управления.

Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Ал­монда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем уча­стии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственно­сти существенно корректируются. «В идеальной культуре гражданственно­сти, - замечали они, - активность и вовлечение граждан должны уравновеши­ваться некоторой дозой пассивности и неучастия» [138].

Помимо общих типологий существуют и специфические.Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов политической куль­туры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относи­тельно основополагающих политических ценностей и «правил игры», и. со­ответственно, наличия и специфики субкультур.

У. Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры фрагментарную и интегрированную.Для фрагментарной характерно от­сутствие согласия относительно политической устройства страны, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также дове­рия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культурахарактеризуется непротиворечиво­стью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддер­живается в развитых странах высоким уровнем образования и общего мате­риального благосостояния.

Английский политолог Д. Каванах выделяет гомогенную, фрагментар­ную, смешанную и искусственно гомогенную политические культуры.

Гомогенная политическая культура характеризуется единством об­щества по основополагающим ценностям и толерантностью. Фрагментар­ная- конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Смешанная политическая культура - наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима. Искусственно гомогенная - апатичностью (подданническим характером) [139].

Политические субкультуры

Политические культуры представляют собой сложные, внутренне не­однородные системы, включающие подсистемы политических ориентации, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура - совокупность политических ори­ентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обще­стве культурных ориентаций.

В отечественной политологической литературе субкультура рассматри­вается как совокупность политических ориентаций, значительно отличаю­щихся от ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессио­нальных групп.

Г. Алмонд подразделяет субкультуры на вертикальные -субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные- религиозные, региональные, этниче­ские. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осущест­вляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, на­ционально-этническим, религиозным, демографическим и другим.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, по­рождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их по­литико-культурный уровень.

На политическую культуру региона существен­ное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализа­ция данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аг­рарные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консер­вативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень полити­ческой активности, то есть ограни­чиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия — демонстрации, забастовки и т.п., иногда социально неприемле­мые.

Центральные регионы по уровню развития политической культуры от­личаются от периферийных степенью политической сознательности и актив­ности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благо­состояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, ло­яльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к полити­ческой самостоятельности (Центральное Черноземье) [140].

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различ­ный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политиче­скими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль над государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры приме­няют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпоч­тение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этниче­скими особенностями соответствующих социальных групп. На политиче­скую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие фак­торы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия яв­ляется основным всепроникающим элементом общей культуры определен­ной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространенное яв­ление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обу­словливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движе­ния.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры суще­ствуют в основном в транзитивных обществах. Старшие поколения, полити­ческая культура которых сложилась в условиях отжившей политической ре­альности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных систе­мах.

Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также образовательными, половозрастными и другими признаками.

Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. К. Манхейм писал, что основная функция молодежи состоит в том, что она сво­его рода резерв, выступающий на переднем плане, для приспособления к бы­стро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию. Поведение молодежи является в определенной мере «распредмеченным» слепком с конкретного общества.

Становление современной российской молодежи сопровождается:

§ усилением состояния тревоги, связанной с ухудшением социального по­ложения и падением уровня и качества жизни. 62% опрошенных в январе 1999 г. студентов ставропольских вузов с беспокойством смотрят в будущее, так как не видят возможности для самореализации, при этом лишь 1/5 опрошенных связывают свое будущее с Россией, 2/3 – готовы уехать за границу [141];

§ утратой привычной среды и благоприятного социума, необходимых для скорейшего выхода из кризиса. Утратой старых стереотипов, при­вычных форм взаимодействия со средой. Так, 82% опрошенных на первое место в жизненных приоритетах ставят карьеру. 50% молодых людей не видят правовых путей достижения лучшего будущего. При этом 42% - не хотят в будущем трудиться [142];

§ преобладанием «дорыночного» менталитета, отвергающего самостоя­тельность, предприимчивость. Большинство опрошенных студентов уверены в том, что будущее России за демократией, но при этом лишь 5% готовы участвовать в этом процессе, остальные 95% - считают, что это будет сделано кем-то другим [143];

§ процессом маргинализации молодежи, что вызывает такие негативные явления, как пьянство, наркомания;

§ актуализацией социокультурной антитезы «мы» - «они», что в силу спе­цифики возраста приводит к бескомпромиссности и однозначности в восприятии действительности.

Отсюда для молодежной субкультуры характерно преобладание нон­конформизма, радикализма, культа силы, что дезориентирует молодежь и приводит к растерянности, пессимизму и способствует росту агрессивности, экстремизма, шовинизма, криминальности [144], в то время как для представителей старших поколений наибольшими ценностями является стабиль­ность, традиции, опыт, материальный достаток и обеспечение.

В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане).

Наши рекомендации