Предмет социологии знания. Знание в теориях современного и будущего общества (теория информационного общества; теория общества риска; теория сетевого общества; теория общества знания).

Социология знания - это раздел социологии, охватывающий теоретические и эмпирические исследования взаимоотношений между знанием, которое понимается в самом широком смысле как интеллектуальный продукт, и его социальной базой, так же понимаемой очень широко.

Знания - результат и процесс мыслительной деятельности человека.

Исторические предпосылки:

1. Появление большого класса пролетариев.

2. Раньше наука писалась правящим классом, но когда появляются рабочие движения, оказалось, что есть люди, которые видят мир совершено по-другому.

3. Распространение информации.

4. Демократизация общества.

5. Буржуазия приходит на смену аристократии. Смена ценностей

Проблематика (предмет):

Согласно Р. Мертону парадигма социологии знания включает пять групп проблем: 1) выявление элементов и структур «экзистенциального базиса» знания (таковыми могут быть социальные позиции субъектов, социальные и классовые интересы, ценности, организационные структуры и т.д.); 2) выявление типов духовных продуктов, которые подлежат социологическому анализу (идеологии, системы верований, достижения позитивной науки и др.); 3) анализ характера обусловленности духовных продуктов их «экзистенциальным базисом» (причинная, функциональная обусловленность, отражение и проч.); 4) выявление явных и латентных соц. функций экзистенциально обусловленного знания — поддержание или критика существующей власти, вуалирование социальной действительности и т.п.; 5) анализ условий, при которых достигается соединение определенных духовных продуктов и соответствующих им «родственных» «экзистенциальных факторов». В целом круг проблем социологии знания очень широк, зачастую они носят междисциплинарный характер.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:

Концепция информационного общества возникла в 60х годах 20 века, появилась как результат осмысления информационной революции. Общая черта всех концепций: представление, что информация играет ведущую роль в обществе.

Дэниел Белл. Информационное общество как постиндустриальное.

Термин ввел в конце 50х годов 20 века в работе «Грядущее постиндустриальное общество». Говорил, что в послевоенном американском обществе происходит переход от индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме, к постиндустриальной, основанной на знании.

Под постиндустриальным он подразумевал социум, где основной производственной силой станет наука, потенциал же всякого общества будет измеряться масштабами той информации и тех знаний, которыми оно располагает.

Постиндустриальное общество характеризуется быстрым развитием политических технологий и научных сообществ. По его мнению, основным условием социального прогресса являются не финансовое богатство, а знания и технологии + экономика будет переориентирована на удовлетворение культурных потребностей. Будет новый принцип государственного управления. Меритократия – позволит устранить бюрократию, и чиновники будут избираться по возможностям и способностям. На первое место выходит сфера услуг, то есть замена физического труда беловортничковым (из производящей экономики в обслуживающую).

Если индустриальное общество определяется через количество товаров, определяющее уровень жизни, то постиндустриальное общество характеризуется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами, - здравоохранением, образованием, отдыха и культурой.

Элвин Тоффлер – технологический подход.

Он был одним из авторов концепции информационной цивилизации. Разработал понятие «третьей волны», которая объясняла его видение общества. Основные идеи сформулировал в книгах «Шок будущего», «Третья волна», «Изменение власти».

Главная мысль: в обществе будет нарастать скорость потребления информации и ее обновления, результат – дезориентация людей, они не будут готовы ко многим событиям. Уже в середине 60х утверждал, что в экономике главная роль будет принадлежать информационным технологиям + сделал вывод: с конца 20 века технологические изменения будут лишь ускоряться. Страх перед будущим будет иметь место только у тех, кто «застрял» в прошлом. Ввел понятие «шок будущего» - шок будущего, защитная психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса.

В «Третьей волне» Тоффлер пытается разработать схему постиндустриального общества. Доиндустриальное общество – 1я волна, она совпала с сельхохозяйственной революцией. 2я волна – промышленная революция (изменение экономики и общественных институтов). Ее влияние до сих пор не закончилось. На этом фоне возникает третья волна, связанная с появлением компьютера, реактивных двигателей и высокий технологий. Здесь Тоффлер соглашается с Беллем,что производство переходит к развитию в области знаний. Изменятся ценности, которые будут основаны на мгновенной передаче и приеме данных. Тоффлер говорит, что 3я волна будет сопровождаться социальными конфликтами и глобальными проблемами. Информация, знание составят основу власти. Основной формой борьбы станет борьба за новые источники знаний. Плюс в том, что знание не может быть монополизировано, и потенциальные возможности к новым источникам власти получат другие слои общества.

Теория Мануэля Кастельса: СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО.

Формируется так называемое новое постиндустриальное пространство, которое характеризуется возможностью разделения производственного процесса по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, и обеспечения единства производственного процесса за счет современных коммуникационных технологий.

Кастельс изложил свою теорию в работе «Информационная эпоха». В своей теории доказывает, что мы переживаем переход к информационной эпохе, и главной чертой этого перехода является возникновение сетей, связывающих людей, общественные институты, государство – прежде всего через интернет. Это развитие, с одной стороны, привело к глобализации, с другой – к социальной стратификации. Интернет и определил начало информационной эпохи.

Возможность доступа к интернету сегодня определяет место страны в мировой иерархии. Знание информации становится главным признаком работоспособности. Экономика всех стран зависит от глобальных финансовых рынков, международных связей в торговле и управлении. Иностранные инвестиции формируют модели экономики большинства стран планеты.

В новом сетевом обществе меняется система оплаты работы. В индустриальном общества работа в основном коллективная – теперь индивидуальные формы работы, гибкий график, фриланс. Диджитализация – переход информации в цифровую форму.

ОБЩЕСТВО РИСКА:

Современный мир это мир рисков, например, рынка инвестиций, от состояния которого зависит благополучие миллионов людей. Современное общество перенасыщено знаниями о рисках, что уже само по себе является проблемой. Гидденс ввел понятие среда риска, выделив три ее компонента: угрозы и опасности, порождаемые рефлексивностью модернизацией (чем больше обществ модернизируется, тем больше агентов приобретает способность размышлять о социальных условиях своего существования и тем самым об их изменении); угроза насилия над человеком, исходящая от промышленных войн, и угроза возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования, порождаемая попытками человека соотнести свое личное бытие с рефлективной модернизацией.

Концепция общества риска У.Бека

Согласно Беку, риски постоянно производятся обществом, причем это производство легитимное, осуществляемое во всех сферах жизнедеятельности общества экономической, политической, социальной. Риски неизбежные продукты принятия решений.

Риск - систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, производимыми модернизацией как таковой. Общество риска - это фактически новая парадигма общественного развития. Ее суть состоит в том, что господствовавшая в индустриальном обществе позитивная логика общественного производства, заключавшаяся в накоплении и распределении богатства, все более вытесняется негативной логикой производства и распространения рисков.

Не менее важно, что одни страны, общности или социальные группы, согласно данной теории, только извлекают прибыль из производства рисков и пользуются производимыми благами, другие же подвергаются воздействию рисков.

Однако, замечает Бек, производство рисков порождает эффект бумеранга, в конечном счете настигая и поражая тех, кто наживался на производстве рисков или же считал себя застрахованным от них. Производство рисков мощный фактор изменения социальной структуры общества, перестройки его по критерию степени подверженности рискам. Это, в свою очередь, означает, что в обществе складывается новая расстановка политических сил, в основе которой лежит борьба за определение, что рискогенно (опасно), а что нет.

Риски политически рефлексивны, т. е. вызывают к жизни новые политические силы (например, социальные движения) и оказывают влияние на существующие социальные институты общества.

В формировании идеологии и политики современного общества одну из ключевых ролей играет наука, производство знаний. По тяжести потерь риски бывают: средние, критические, непреодолимые, мега-риски (средний – наносящие ущерб в рамках допустимых потерь; критический – чрезмерный, недопустимый, не позволяющий функционировать; непреодолимый – не зависящий от воли акторов (к примеру, война); мега-риски – высшая форма критических рисков, отражающая помимо тяжести потерь сферу глобальных, международных взаимоотношений гос-ва)

ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ:

Конкретные проявления этого процесса он описывает следующим образом:

1. нaсыщение всех сфер жизни и деятельности научным знанием;

2. замещение других форм знания наукой

3. развитие науки в качестве непосредственной производительной силы;

4. формирование нового сектора производства (производство знания);

5. изменения в структуре власти (технократия – общество в котором власть принадлежит научно-техническим специалистам)

6. развитие знания на основе социального неравенства

7. трансформация основных источников социальных конфликтов

8. производство знания направляется ожиданиями полезности и ориентацией на практическое применение;

9. процесс социального обучения должен поддерживаться знанием;

10. фундаментальные исследования все чаще переходят из университетов в промышленные лаборатории, а основными стимулами их проведения становятся экономические интересы;

С точки зрения Штера характеристики общества знания отражают возрастающее значение знания и связанного с ним труда для развития и воспроизводства общества. Научное знание становится единственным источником общепризнанного знания. Это не означает, что у общества исчезают все другие источники знания – такие, как житейская мудрость, религиозное знание, поэтическая интуиция и т.д. Однако решающим для перехода к обществу знания является то, что знание предполагает активное участие в наращивании культурных ресурсов общества.

Наши рекомендации