Формирование общественного мнения с помощью пиар-технологий. Способы манипулирования общественным мнением.

Манипуляция общественным мнением — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т.д. На каждом этапе эволюционного развития общества ключевой целью было завоевание доверия и сознания основных групп общественности.

Методы манипуляции сознанием:

1) Использование внушения. Источник информации должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы её альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в т. н. суггестивное состояние — в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает всё на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики — озадаченного стада. На этом методе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».

2) Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Применяется в случае, когда, например, анонсируется единичное шокирующее событие, а выводы, следующие из него распространяются на всю систему.

3) Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим. В этом случае мы имеем дело с распространением слухов и «додумываний» относительно предмета обсуждения.

4) Замалчивание одних фактов и выпячивание других. В подобной ситуации имеет место сокрытие информации.

5) Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование.

6) Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного рассказа всей ужасности большего зла меньшее зло представляется уже не как зло, а как предпочтительный вариант.

7) Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира.

8) Многократные повторы или «метод Геббельса». Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в неё поверила. Это внушение. На этом же основана вся реклама, а заодно и многие из броских новостей бульварных газет.

9) Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае создаётся событие, которого не было, и выдаётся за факт.

Способы манипулирования Ноама Хомского

1. Отвлечение внимания - постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления.

2. Проблема-реакция-решение - создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

3. Способ постепенного применения -чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Например, сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь - если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4. Отсрочка исполнения -способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве "болезненного и необходимого" и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ склонен лелеять наивные надежды, что "завтра все изменится к лучшему".

5. Обращаться к народу как к малым детям - в большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, слова и интонация, как будто речь идет о детях. Чем сильнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты, потому что если обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ будет отсутствовать критическая оценка, что характерно как раз для детей и удобно в использовании.

6. Делать упор на эмоции - прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. Использование эмоционального фактора позволяет внедрять в подсознательное мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения.

7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность - добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью - внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.

9. Усиливать чувство собственной вины – заставлять человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.

В практике PR общественность подразделяется на закрытую и открытую социальные системы.

1) Закрытая общественность — это сотрудники фирмы, компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.

2) Открытая общественность — это широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория средств массовой информации, идейные участники политических движений, партий и фракций.

Факторы формирующие общественное мнение:

• личностные факторы, т.е. совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов целевой аудитории;

• социальные факторы отражают происхождение людей, их позицию в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности;

• культурные факторы;

• психологические факторы;

• факторы научно-технического порядка отражают уровень научно-технического прогресса с выделением возможностей реализации престижной торговли уникальными видами продукции суперкачества.

Функции общественного мнения:

• информационная;

• аналитическая;

• оценочная;

• конструктивная.

Наши рекомендации