Теория информационного общества.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Изобретение самого термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института.

Д. Белл

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

· Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия

· Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма

· Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления

Мануэль Кастельс (1942) – теория сетевого общества. «Информационный век: экономика, общество, культура». Формируется новое информационное общество, порождает глобальное и сетевое общество. Главное направление его научной деятельности, связано с рождением информационного общества и теми изменениями, которые принесла научно-техническая революция. Эти изменения, по мнению Кастельса, сравнимы с промышленной революцией и даже превосходят ее. Развивается спонтанно. Интернет имущие/интернет неимущие.

Элвин (Олвин) Тоффлер «Футуршок» «Третья Волна»

Ранний позитивизм.

Социология происходит из философии. Зарождение связано с позитивистами.

Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Представители раннего позитивизма:О. Конт (основатель), Сен-Симон, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

Сен-Симон (1760-1825) - «Индустриальная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». Развитие социологии как науки. Основатель школы утопического социализма (предшествовавшее марксизму учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве). Сотрудничал с О. Контом, оказал влияние на Э. Дюркгейма, К. Маркса

Эволюционизм общества. Выделял три стадии развития общества (в зав-ти от типов знания): идеологическая, метафизическая, позитивная – с появлением индуст. об-ва (его термин) →появление отдельного многослойного класса (занятые в индуст. произ-ве), появление технологии (господство над природой), государство превращается из инструмента господства в инструмент просвещенного благосостояния, появляется управляемая от имени нового индуст. класса интеллект.элита, обладающая позитивным социологическим мышлением.

Однако до возникновения доброжелательного, элитарного варианта социализма неизбежен переходный период соц. расстройства ввиду перехода от религии к светскости. Позитивная, научная социология (соц. физика, как называет ее Сен-Симон) призвана помочь и ускорить переход к позитивной стадии.

О. Конт (1798-1857) - последователь Сен-Симона. Основоположник позитивизма. «Основание социологии», «Курс позитивной философии». Социология – позитивная философия. Наблюдение, накопление фактов. Образец позитивизма – естествознание. Социальная политика: философия – религия всего мира

Разделы социологии:

­ Соц. Статика. Учение об условиях существования общества (семья, церковь, государство)

­ Соц. Динамика. Учение об изменении социальных систем

­ Социальная политика. Программа соц. Действий

Закон 3-х стадий соц. динамики: теологическая (познание мира через сверхъестественные силы), метафизическая (первосущности), позитивная (отказ от познания мира, накопления фактов).

Джеймс Милль(1773-1836) - «История британской индии», журнал «Филантроп». Концепция утилитаризма. Общая польза со стороны морали.

«Анализ феноменов человеческого духа». Ассоцианизм – знания сводятся к чувствам, а не к логике. Ассоциации – соединение смежных понятий через них. Принцип ассоциации идей. Слабости философии и ума. Этические концепции общества. Теория воспитания, социализации (проверял на своем сыне). Против концепции естественного права.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – идея о том, что человеческое сознание – механизм.

«Система логики»: существуют общие законы логики. Индивидуальные отклонение – личный опыт. à Разделение опыта и категории. à Привнесение эмпирического элемента – анализ данных, опыта. Отверг идею опыта социологии.

Г. Спенсер (1820-1903) – основатель теории эволюционизма (социал-дарвинизм). Естественный отбор – интеграция материи в связанную разнородность из бессвязной однородности. Общество = организм (Органицизм - социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы)

Человек по природе асоциален. Институты социализации: домашние, обрядовые (этикет), политические, церковные, профессиональные и промышленные – помогают эволюционировать. Эволюция → социализация

«Основные начала», «Система синтетической философии» (принципы социологии – 1 том). Государство не должно вмешиваться в институт общества. Учение о соц.институтах.

Социология Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.Основные работы: «Социология и философия», «Самоубийство», «Метод социологии». Основатель социологического реализма. Основатель функционализма. Основатель социологии религии.

Социологизм – специфичность и автономность социальной реальности. Социальное объясняется лишь социальным.

Основа социальной жизни - социальный факт – всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него («принудительная сила»). При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Отражается на всех членах общества.

Социальные факты следует рассматривать как вещи. Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида. Демографические, социально-психологические факторы.

Дихотомия – разделение человека и общества. В человеке социальное/ коллективное преобладает над индивидуальным.

Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:

1) Социальная морфология. Она исследует материальную основу общества (его форму, структуру), географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч.

2) Социальная физиология. Она исследует жизненные проявления общества. Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д.

3) Общая социология. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

Наши рекомендации