Глава 2 методика проведения занятий по физической культуре игровым методом
Дозировка нагрузки при использовании игрового метода
В подвижных играх трудно учитывать возможности каждого игрока и его физическое состояние. Поэтому, необходимо обеспечить оптимальные нагрузки, чередуя динамичные игры с отдыхом или с малоподвижными играми. Увлечённые игрой дети не рассчитывают своих возможностей, переоценивают свои силы, не чувствуют наступающего утомления и перенапрягаются. Поэтому учитель должен помнить о возрастных особенностях занимающихся, их подготовленности и состоянии здоровья.
Руководитель игры может увеличить или уменьшить темп игры, её общую подвижность и эмоциональность следующими способами:
1)Увеличением или уменьшением числа игроков в командах, проведением групповой игры одновременно со всеми или разделением их на несколько самостоятельных групп (одну, две, три );
2) Установлением кратковременных перерывов (отдых ) или без них.
3) Увеличением или уменьшением количества повторений;
4) Увеличением или уменьшением времени на игру;
5) Увеличением или уменьшением дистанции и площадки, числа препятствий, количества и веса инвентаря;
6) Увеличением или уменьшением числа водящих;
7) Изменением правил (усложнить или упростить) и роли водящих.
Нельзя допускать, чтобы водящие длительное время водили без отдыха. Рекомендуется время от времени его менять, даже если ему не удалось “отыграться”.
Конспект занятия по физической культуре, построенного с применением игрового метода для детей старшего дошкольного возраста
Основные виды движений выполнялись с помощью круговой тренировки, основу которой составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений, объединённых в комплекс. Упражнения выполнялись в порядке последовательного прохождения 5-ти «станций», которые располагались в зале по кругу. На каждой «станции» повторяется один вид движений. Эффект переключения (смены деятельности) создает благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.
Круговая тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовки детей старшего дошкольного возраста. В процессе выполнения совершенствуются навыки основных движений (ползание, лазание, равновесие), развиваются навыки совместных взаимодействий.
Задачи.
а) Закрепить выполнение физических упражнений для профилактики плоскостопия, а также способствовать формированию правильной осанки при выполнении различных видов упражнений.
б) Упражнять в детей в ходьбе по скамейке, удерживая равновесие; в прыжках из обруча в обруч, расположенные в шахматном порядке; в метании мячей в цель, развивая ловкость и глазомер; в ходьбе по канату; в ходьбе и беге «змейкой» между кеглями.
в) С помощью физических упражнений развивать память, внимание, воображение, волю, творческие способности.
г) Создать на занятии положительный эмоциональный настрой с помощью музыки, устранить замкнутость, снять усталость с помощью вводной медитации и релаксации.
д) Различными педагогическими средствами способствовать проявлению детьми чувства удовольствия от двигательных заданий.
е) Обогащать двигательный опыт детей; способствовать элементарному перевоплощению; развивать интерес к языку движений.
ж) Способствовать развитию увёртливости в беге, умению действовать по сигналу воспитателя (подвижная игра «Серый волк»).
з) Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни.
Материально-техническое оборудование.Музыкальный центр, фортепиано, картинки для оформления зала в виде лесной полянки, массажные дорожки, канат, кегли, гимнастическая скамейка, кубики, малые мячи, корзины, обручи, маска Волка.
Подготовительные упражнения.
Ходьба по массажным дорожкам(проводится под щебетание птиц).
Предлагаю вам поиграть в игру «Тропинка» -будьте внимательны.
В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом; «Копна!» — все участники игры берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. На сигнал «Кочки!» все участники игры приседают, положив руки на голову.
Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой. Выполнить 2 раза.
Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения (инструктор предлагает детям потанцевать).
- Мы вышли на чудесную солнечную полянку, и если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни. Я предлагаю провести небольшую разминку здесь на полянке. Для того, чтобы ещё больше укрепить здоровье.
Упражнения выполняются в такт музыки.
1) И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево.
2) И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Наклон головы вверх, вниз.
3) И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднимаем плечи вверх-вниз, одновременно.
4) И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднимаем плечи вверх-вниз, по-очереди.
5) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вправо влево, руки к плечам.
6) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперёд – потянуться за руками.
7) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Пружинящие наклоны туловища на три счёта.
8) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Покачивание бёдрами вправо-влево.
9) И. п.: ноги шире плеч, руки на поясе. Выполнять приседы на правую и левую ноги.
10) И. п.: сидя, ноги вытянуть вперёд, руки упор на локти. «Велосипед» - круговые движения ногами.
11) И. п.: сидя на коленях и на пятках, руки на поясе. Подняться на колени, руки вверх – опуститься на пятки.
12) И. п.: ноги слегка расставить, руки на поясе. Поднимать согнутые в колене ноги, чередуя с бегом «Цирковая лошадка».
13) И. п.: ноги вместе, руки внизу. Хлопки внизу и вверху, руки прямые.
14) «Бабочка» -упражнение на восстановление дыхания. Медленная ходьба по кругу, машем крыльями. Бабочка летит к ручейку.
Упражнение «Хрустальная вода»(проводится под звучание воды).
Присесть, набрать пригоршни «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и-и-и».
Выполнить 3 раза.
Перестроение в колонну по одному.
Предложить детям самим обойти полянку.
- Ребята на нашей полянке много интересного: бревно с сучками, болото с кочками, колючие кусты, тонкая дощечка и ещё нам предстоит помочь белке заготовить орешки.
Основные движения (способ организации — поточный)
1) Ходьба по канату приставным шагом, боком.
2) Ходьба и бег «змейкой» между кеглями (пройти и пробежать между колючими кустами, не задев их).
3) Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка (пройти по упавшему изогнутому дереву, осторожно перешагивая сучки).
4) Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой (забросить шишку в корзину).
5) Прыжки на двух ногах из обруча в обруч, расположенные в шахматном порядке (прыгать с кочки на кочку).
Выполнить 2-3 раза.