Словарь культурологических терминов
(звездочкой помечены термины, используемые авторами в контексте данной работы)
Авуары (культурные) *—духовныеактивы культуры, обеспечивающие смысл и ценность знаковыхвыраженийя артефакта.
Аккультурация — изменения материальной и духовной культуры, происходящие в результате непосредственного контакта различных культур.
Аксиология — учение о ценностях.
Актор* — субъект культурного творчества. «Отправитель» культурно-значимого сообщения.
Акцептор* — субъект, воспринимающий продукт культуры. «Адресат» культурно‑значимого сообщения.
Артефакт — в культурологии —любой целесообразный искусственный объект (вещественный или символический). В ряде случаев целесообразно различать артефакт как единичный предмет и воплощенную в нем культурную форму.
Архетип — прообраз. В «глубинном психоанализе» Юнга — формообразующий элемент коллективного бессознательного, воплощающийся при определенных условиях в индивидуальном воображении или в культурном творчестве.
генотекст/фенотекст — в постструктурализме (Кристева) это долингвистический процесс формирования континуума значений (генотекст) и структуры, в которых выявляется содержание генотекста, получив культурное оформление (фенотекст).
Герменевтика — наука о принципах понимания и истолкования. В философии и культурологии — обобщенная теория трансляции смыслов в актах общения, толкования и культурной памяти.
Гештальт* — в философии и культурологии (но не в психологии) — образ различной степени развернутости (от представления до повествования), передающий фиксированный смысл, несводимый к понятийному содержанию. В гётеанской традиции — образная репрезентация прафеномена.
Дискурс — в постструктуралистской философии и культурологии — правила построения речевой коммуникации, заданные стилевой или социальной функцией. Для анализа культуры важны как явные, так и неявные дискурсивные «прописи», по которым оформляется та или иная тема.
Диспарация*—обособление культурной формы от ее артефакта. Диспаратные формы могут быть общими у разных по своей внешней форме типов культурных явлений.
Доминанта* — преобладающая культурная форма. Доминантные формы, в отличие от рецессивных, являются активными и предпочитаемыми способами культурного творчества.
Идентичность — отождествление себя с тем или иным классификационным типом (нация, культура, социальная группа, роль, пол, возраст и т. п.). Может осуществляться в неосознанных формах.
Изоморфемы* – сопоставимые морфемы, принадлежащие разным культурным рядам, но коррелирующие в отношении культурной формы. Например, роман и симфония изоморфны как жанровое решение, найденное 18-19 вв.
Инкультурация — усвоение индивидом (реже — группой) норм и моделей определенной культуры. Синоним — культурализация. Иногда частным случаем инкультурации считают социализацию.
Интернализм — признание определяющей силой развития той или иной области культуры ее собственных внутренних содержательных и формальных факторов. Противоположная позиция — экстернализм. Термины возникли в 30-х годах XX в. в ходе методологических споров в истории и философии науки.
Интертекстуальность — способность текста выражать собой реакцию на другие — предшествующие и синхронные — тексты. Термин введен в оборот постструктурализмом (Кристева, Барт). Интертекстуальность может быть сознательным указанием источников, влияний или оппонентов. Но в первую очередь это бессознательные «цитаты». Постструктурализм утверждает, что каждый текст является интертекстом.
Конфигурация — характеристика культуры с точки зрения своеобразной или уникальной композиции ее элементов, которые могут быть общими с другими культурами. При относительной гибкости и вариативности конфигурация сохраняет свои основные параметры, что позволяет сделать ее основой для описания специфики данной культуры. Категория введена А. Л. Крёбером.
Креатура* – артефакт в аспекте его порожденности субъектом культуры.
Культуралистика* — совокупность наук о культуре и тематических разделов о культуре в разных науках.
Ментальность (менталитет) — умственный и психологический склад, присущий индивидууму, группе или культуре на протяжении значимого исторического времени.
Модернитет* — Новое время. Термин в данном смысле малоупотребим в нашей литературе, но термин «Модерн», также употребляемый как синоним Нового времени, кажется нам менее удобным, так как его легко перепутать с принятым в русской традиции обозначением стиля Ар Нуво.
Морфология культуры — раздел культурологии, изучающий культурные формы, структуры и закономерности их изменчивости.
Морфогенез — раздел культурологии, изучающий происхождение и становление культурных форм, а также складывание их в устойчивые системы.
Нарратив — повествование, строящееся по определенным правилам речевого или художественного сообщения. В эти правила входит, в частности, система субъектов и уровней повествования, различные отношения к адресату и предмету сообщения, особый тип повествовательного времени и т. п. Одна из операциональных категорий постструктурализма. Существует нарратология как литературоведческая дисциплина.
Осевое время — период мировой истории с 800 по 200 гг. до н. э., когда были заложены основы и цели цивилизационного развития и постулированы такие принципиально новые ценности, как личность и история. Концепт создан Ясперсом.
Парадигма — базовая концептуальная модель постановки проблем и методов их решения, доминирующая в течение некоторого исторического периода. Понятие введено в науковедение Т. Куном. С его точки зрения смена парадигм происходит в ходе научных революций, что не позволяет считать развитие науки эволюционной преемственностью.
Программа* — культурная форма в аспекте последовательного осуществления ее возможностей и целей.
Рецессия — см. Доминанта.
Семиотика — наука о свойствах знаков и знаковых систем в культуре и ее отдельных сферах. Изучает также способы передачи информации в человеческом обществе и мире животных.
Символ — знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию; причем правила интерпретации исключают как однозначную «расшифровку» знака (поскольку у предмета нет другого способа данности, с которым можно было бы соотнести смысл знака), так и произвольное толкование (поскольку знак соотнесен именно с этим, а не с другим предметом). Также: 1) синоним понятия «знак» (например, в лингвистике, информатике, логике, математике); 2) аллегорический знак.
Синдром* — в культурологии обозначает иногда соединение признаков или характеристик, повторяющееся в исторически конкретных случаях, не поддающихся логической генерализации.
Синтаксис культуры*— раздел культурологии, изучающий способы соединения культурных форм в системы (синтагмы), способные стать источником стилей и парадигм.
Социализация — см. Инкультурация.
Субкультура — самостоятельное целостное образование внутри доминирующей культуры (например, конфессиональная, молодежная субкультуры). Зачастую субкультура конфликтует с доминантой или оппонирует ей.
Текст* — любой артефакт как связная система знаков, несущая потенциальное сообщение. Текст может включаться как часть в смысловое целое (контекст) и использоваться (модифицироваться) коммуникативной практикой (дискурсом).
Фенотекст — см. Генотекст.
Форма культурная (морфема) — способ, которым артефакт выражает свое внеутилитарное символическое «сообщение». Например, один и тот же сюжет в искусстве, выполненный в разных стилевых манерах, имеет разные культурные формы.
Экстернализм — см. Интернализм.
Энтелехия — неологизм Аристотеля, означающий целеобладание и воплощении цели в индивидуально очерченной предметности. Обе основные интерпретации энтелехии — как обладание завершенностью и как содержание в себе цели — предполагают внутреннюю работу цели (процесс), приводящую к исполнению и воплощению (результат). Так, по Аристотелю, душа есть энтелехия тела. В оккультно-пантеистической натурфилософии Ренессанса энтелехия — обозначение внутренней жизненной силы. Понятие используется Лейбницем в «Монадологии», Гёте — в его натурфилософских размышлениях, Гуссерлем — в «Кризисе европейских наук». Как культурологический концепт энтелехия работает в культурологии Г. С. Кнабе.
Этаблирование –превращение культурного феномена в институт.
[1]Здесь и далее авторы уделяют преимущественное внимание средиземноморско-европейской культурной истории. Это обусловлено не европоцентризмом, а большей иллюстративностью и доступностью для понимания той традиции, к которой принадлежат наши читатели.
[2]Греч. «демиургос» значит «мастер», «ремесленник».
[3]Антигона (332—375). Перевод Д. С. Мережковского.
[4]Лурье, 558.
[5]Ст. 1448—1455. Пер. Ф. Петровского.
[6]321 с — е. Пер. В.С. Соловьева.
[7]322 с-d.
[8]Мы, конечно, не можем отождествить эту науку с культурологией. Есть даже мнение, что «созданная Ибн Халдуном наука никак не совпадает ни с каким “аналогом”, который мы могли бы обнаружить в западной мысли, — по той простой причине, что такие аналоги отсутствуют». В ст.: Смирнов А. В. Ибн Халдун и его новая наука / Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008, сс. 185—186.
[9]Именно этот термин используют французские мыслители, в отличие от немецких просветителей, выбравших термин «культура». Считается, что впервые слово «цивилизация» в современном смысле введено французским экономистом В. Р. Мирабо в книге «Друг людей» (1756).
[10]Автор термина «культурфилософия» — немецкий романтик А. Мюллер.
[11]От «Sturm und Drang» — названия драмы Ф. М. Клингера (1752—1831), одного из активных деятелей движения. Отсюда и термин «штюрмеры» применительно к участникам «Бури и натиска».
[12]«Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», 1784; «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», 1784; «Предполагаемое начало человеческой истории», 1786; «Религия в пределах только разума», 1793; «Конец всего сущего», 1794; «К вечному миру», 1795; «Антропология с прагматической точки зрения», 1798; «Логика», 1800; «О педагогике», 1803.
[13]Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 701.
[14]Там же.
[15]Кант И. Трактаты и письма. М., 1980, с. 453—454.
[16]Там же, с. 454.
[17]Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 711.
[18]От греч. hypotypōsis — набросок, очерк, эскиз, пример, образец.
[19]Случай, рассмотренный в «Критике чистого разума».
[20]Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 515.
[21]«Das Schöne ist das Symbol des Sittlich-Guten». В кн.: Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 517.
[22]Там же, с. 523.
[23]Там же, с. 525.
[24]Особо следует отметить различные версии феноменологии духа, данные Гегелем и Шеллингом (и напрямую связанные с методом Канта), и опыт морфологии культуры в виталистских, символических и герменевтических направлениях культурологии XX в.
[25]Свой исходный философский «миф» Гегель излагает в «Феноменологии духа», значение которой не умалили более поздние версии системы. Для понимания Гегеля также важны «Лекции», составленные на основе записей его учеников. В нашем случае ценный источник — это лекции по философии права, эстетике, философии религии, философии истории, истории философии.
[26]Этот термин сам Дильтей употреблял редко. Но именно он переосмыслил герменевтику Шлейермахера и создал предпосылки для герменевтики Хайдеггера и Гадамера.
[27]Хайдеггер критически заметил, что «формальная структура взаимосвязи жизни в конечном итоге определяется у Дильтея гуманистическим идеалом Гёте и Гумбольдта», но сегодня мы в этом скорее можем увидеть преимущество Дильтея, его способность сохранить преемственность европейской гуманитаристики.
[28]Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000.
[29] Интересна, но менее показательна в этом отношении эстетика раннего и среднего Дильтея, представленная в т. 4 издаваемого собрания. См.: Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Герменевтика и теория литературы. М., 2001.
[30]«Философия Ницше в свете нашего опыта». Собр. соч. в 10 тт. Т. 10, с. 359.
[31]Намечена даже семиотика повседневности. См., например, статью Самарина «Два слова об одежде» в кн.: Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997.
[32]Зеньковский В. В. История русской философии. Харьков; М., 2001, с. 201.
[33]Там же, с. 231.
[34]Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993, с. 151.
[35]Там же, с. 265.
[36]Там же, с. 264.
[37]Там же, с. 344.
[38]Там же, с. 342.
[39]Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему». В кн.: Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. М., 2002.
[40]Там же.
[41]Там же.
[42]Трубецкой С. Н. Чему учит история философии. В кн.: Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. М., 2002, с. 492.
[43]Там же, с. 501.
[44]Там же, с. 495.
[45]Там же, с. 504.
[46]См.: Струве П. Б. Избранные сочинения. М., 1999, с. 127—150.
[47]Там же, с. 135.
[48]Там же, с. 132—133.
[49]Там же, с. 9—10.