Методика обучения детей дошкольного возраста русским народным подвижным играм

Методика проведения русской народной подвижной игры в целом ничем не отличается от проведения подвижной игры и включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его наблюдательность. Стимулируя интерес ребёнка к игре, увлекая его, воспитатель замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Методика проведения игры направлена на воспитание эмоционального, владеющего разнообразными двигательными навыками и сознательно действующего в меру своих возможностей ребёнка.

Для грамотной подготовки к проведению русских народных подвижных игр воспитателю важно знать их содержание и правила, уметь четко и ясно донести их до играющих.

Подвижные игры проводятся ежедневно в разные режимные периоды. Основное время для проведения подвижных игр приходится на утреннюю и вечернюю прогулки.

Е. А. Тимофеева считает, что не следует организовывать коллективные игры и упражнения после занятия, требующего сосредоточенного внимания. Целесообразно предоставить детям возможность поиграть самостоятельно, заранее организовав соответствующие условия, включающие подбор пособий, активизирующих самостоятельную деятельность детей.

М. А. Доронина также считает, что игры подбирают в основном сами воспитатели. Педагог обязательно обращает внимание на сложность двигательных заданий и правил, их соответствие знаниям и представлениям, индивидуальным особенностям и желанием детей [7].

Создавая условия для проведения подвижных игр и упражнений, педагог должен опираться на самостоятельность и активность дошкольников, которые по указанию или просьбе взрослого могут подготовить необходимые пособия, разместить их в соответствии с требованиями проведения игры.

Е.А. Тимофеева также считает, что объяснение игры детям 4-5 лет, в отличии от предыдущих групп, чаще всего организуется заранее, т.е. до ее проведения, а не по ходу. Первичное объяснение сложной русской народной подвижной игры обязательно сопровождается показом, проигрыванием наиболее трудных ее моментов [30].

После объяснения дети сразу переходят к игре, а в ее процессе воспитатель уточняет то, что было недостаточно усвоено ими, объясняет, как не допустить нарушения правил.

Автор также считает, что успешность игры во многом зависит от того, как дети поймут и запомнят правила. Они стремятся как можно быстрее воспроизвести все услышанное в действиях и часто, не дослушав объяснения, изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Тогда для концентрации внимания детей можно рассказать об игре в форме сказки, что воспринимается ими с большим интересом и способствует творческому исполнению ролей [30].

Непосредственное участие воспитателя в играх детей подготовительной к школе группы необязательно. Он руководит ходом игры, напоминая правила и внимательно следя за их выполнением, подает сигналы, а также наблюдает за правильностью движений детей, регулирует физическую нагрузку, чередуя активные действия и отдых, своевременно переключая детей с одного вида деятельности на другой, постепенно повышая интенсивность движений, увеличивая расстояние, пробегаемое детьми.

В отдельных случаях участие воспитателя в игре необходимо. Он может взять на себя самую ответственную роль и показать, как быстро должен действовать ловишка, чтобы поймать много детей, как правильно выполнять то или иное движение.

Е. А. Тимофеева считает, что воспитателю важно овладеть разными способами распределения игровых ролей; при этом следует делать так, чтобы каждый ребенок мог исполнять ответственную игровую роль, например водящего, что помогает развитию способности правильно оценивать и свои силы, и силы товарищей.

Для распределения ролей применяются считалки-шутки, например: «Пчелы в поле полетели, закружили, загудели; сели пчелы на цветы, мы играем, водишь – ты!»

Выбрать водящего можно и по-другому. Дети встают в круг, воспитатель называет имя ребенка; тот должен назвать любое число до 10 и сказать, в какую сторону вести счет – вправо или влево. Ребенок идет по кругу и считает – тот, на ком счет оборвется, и будет водящим.

Также в руководстве подвижными играми особое место занимает подведение итогов: детей интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Поэтому в конце игры педагог обязательно кратко подводит итоги, отмечает успехи детей, говорит, что выполнено хорошо и какие и кем нарушения были допущены.

Оценка воспитателя должна быть обоснованной, аргументированной. Это поможет предупредить возможные неадекватные проявления в поведении детей, снять излишнюю возбужденность, азарт, стремление добиться выигрыша любой ценой.

Для выбора ведущих и разделения играющих на команды в подвижных играх используются считалки и жеребьевки. Можно использовать народные или авторские произведения этих жанров, а также придумывать их самостоятельно (к сюжету игры или решая определенную воспитательную задачу, связанную с конкретной группой) и вместе с детьми.

Этапы проведения подвижной игры:

· подготовка игры самим педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов);

· эмоциональный настрой детей на игру;

· точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил;

· проигрывание игры с обязательным участием педагога (в роли ведущего, водящего или "капитана" группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее);

· 2-3 повторения игры на одном занятии;

· предложение детям выбирать понравившиеся игры из известного репертуара и закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил.

Таким образом, по методике обучения детей дошкольного возраста русским народным подвижным играм можно сделать следующие выводы, что народные игры позволяют решать следующие задачи:

Ø развитие умений выполнять игровые образы;

Ø развитие творческой индивидуальности;

Ø развитие музыкального и эстетического вкуса;

Ø развитие всех психических процессов;

Ø формирование понимания красоты речи;

Ø формирование духовной сферы, патриотических чувств;

Ø развитие эмоциональной сферы;

Ø формирование физических качеств, здоровья;

Ø формирование коммуникативных качеств;

Ø приобщение к народной культуре, традициям.
В работе педагога используются следующие методы:

Ø словесный;

Ø наглядный;

Ø практический.
Словесный метод:

Ø рассказы об игре, её правилах;

Ø объяснение значений старинных слов;

Ø беседы с элементами диалога;

Ø вопросы - ответы;

Ø заучивание текста народных игр,
Наглядный метод:

Ø рассматривание иллюстраций к играм;

Ø рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

Ø рассматривание костюмов;

Ø показ презентаций.
Практический метод:

Ø проведение игр;

Ø изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

Ø проведение праздников и развлечений;

Ø консультации для родителей;

Ø консультации для педагогов.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:

Ø знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

Ø личный пример при разучивании игр;

Ø пример ребёнка при создании игрового образа;

Ø использование костюмов, атрибутов.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра: воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре, обеспечивая физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей; помогает переключению детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость в интересную игру.

Для детей положительный эффект в том, что русские народные подвижные игры:

ü укрепляют здоровье;

ü развивают сообразительность, ловкость, творчество;

ü знакомят с окружающей жизнью;

ü развивают любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

ü формируют нравственные качества;

ü закрепляют полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

ü развивают эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

ü развивают эмпатичные способности;

ü формируют чувства принадлежности к своему народу.

Наши рекомендации