Оценка уровня корпоративной культуры
Рисунок 6
Средний показатель оценки уровня корпоративной культуры
Исходя из проделанного исследования, можно сделать выводы о значении корпоративной культуры для функционирования организации.
Корпоративная культура влияет на работоспособность сотрудников, качество принимаемых решений, коммуникаций с внутренней и внешней средой. В зависимости от степени демократичности она может, как положительно влиять на организацию, так и отрицательно.
Стоит подчеркнуть, что корпоративная культура является важным элементом эффективности менеджмента компании и психологическом состоянии её сотрудников.
Рекомендации по совершенствованию элементов корпоративной культуры отеля «Чеховъ» г. Екатеринбург
На сегодняшний день качественное обслуживание гостей является наиболее важным моментом на рынке гостиничных услуг и в связи с высокой конкуренцией постоянно необходимо совершенствовать данное направление.
Под стандартами обслуживания гостиниц понимается совокупность определенных процедур и операций, выполняемых персоналом, способствующих максимальному удовлетворению гостей. Залогом коммерческого успеха гостиничного предприятия, является возможность предугадать желание гостя. Исходя из этого, каждому гостиничному предприятию необходимо разрабатывать индивидуальные стандарты с учетом международных и национальных требований. Стандарты должны быть гибкими и отражать пожелания гостей, кроме того, соответствовать концепции предприятия.
Большим недостатком гостиницы «Чеховъ» является отсутствие миссии. Как известно, миссия сплачивает коллектив, объединяет персонал разных уровней в единую команду, формирует и усиливает корпоративный дух и т. д. Если у гостиницы нет миссии, то она вряд ли достигнет своих стратегических целей.
Для того, чтобы улучшить корпоративную культуру, руководству нужно, прежде всего, четко сформулировать миссию гостиницы и донести ее до всех сотрудников. Миссия является той обобщающей идеей, на которую равняются все структурные составляющие корпоративной культуры.
В связи с этим, предлагаю ознакомиться с предложенной миссией. За основу создания миссии было взято выражение А.П. Чехова «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». Таким образом, миссия отеля «Чеховъ» звучит следующим образом: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души каждого гостя!»
Миссия гостиницы формулирует ее главное предназначение в сфере гостеприимства, составляет смысл функционирования организации. Чтобы быть успешной миссия должна отвечать ряду требований:
- на первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности гостей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе;
- восприятие миссии не должно вызывать затруднений, поэтому она должна быть сформирована предельно ясно для легкого понимания всеми субъектами, и всеми сотрудниками гостиницы.
Сформулировав миссию руководство должно направить свои усилия на развитие корпоративной культуры.
Предлагаю несколько практических рекомендаций руководителям по улучшению корпоративной культуры в гостинице:
- давать больше свободы работникам, чаще выслушивать их мнения и стараться действовать, учитывая предложения работников;
- все работники должны обладать одинаковыми правами, независимо от статуса;
- повысить квалификацию сотрудников низшего уровня;
- повышать мотивацию на достижение целей;
- оказывать помощь сотрудникам, оказавшимся в сложной ситуации;
- осуществлять продвижение по служебной лестнице внутри фирмы;
- при повышении в должности учитывать стаж работы;
- приветствовать солидарность;
- главным должно стать получение морального, а не материального удовлетворения от работы.
Гостиница не может функционировать, если ее работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и не писаных правил, законов жизни данной фирмы, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации и коллегам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения, правила организации и создают корпоративную культуру гостиницы «Чеховъ».
К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется ввиду стремление к мировым стандартам и расширению производства, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.
Предлагаю некоторые конкретные мероприятия для решения задачи формирования корпоративной культуры:
- чёткий ритуал организации приёма новых сотрудников (вручение в день приёма на работу буклета с информацией о гостинице, справочных телефонов; организация адаптации новичков к условиям работы в гостинице, включая закрепление наставников; обучение новичков);
- планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении);
- установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в гостинице определённое число лет, например, 5 и более;
- расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников гостиницы (часы, галстуки, записные книжки, календари и пр.);
- установление Дня рождения фирмы со статусом выходного дня сотрудников (по возможности).
Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к организации, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.
В данной дипломной работе были рассмотрены основные положения, принципы и составные элементы формирования корпоративной культуры. И можно сделать вывод, что если организация не занимается процессом формирования организационной культуры, не придает ей должного значения, то она обречена на провал, так как выжить в современных рыночных условиях гостиница «Чеховъ» может только с сильной сплоченной командой всего персонала, то есть с эффективной корпоративной культурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной дипломной работе, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута. Была рассмотрена корпоративная культура как свод наиболее важных положений деятельности гостиницы, определяемых ее миссией и стратегией развития, находящих выражение в социальных нормах и ценностях, способах разрешения конфликтов, принятой системе лидерства, символике. Основу корпоративной культуры определяют фирменные стандарты.
Также были раскрыты и рассмотрены элементы корпоративной культуры, ее типы, выявлено влияние корпоративной культуры на деятельность гостиницы «Чеховъ», дана характеристика деятельности гостиницы «Чеховъ», и проанализированы компоненты корпоративной культуры гостиницы «Чеховъ».
Корпоративная культура существует в любой организации независимо от ее размеров и сферы деятельности. В любом сообществе есть свои принципы, нормы, правила, порядки и ритуалы, которыми руководствуются члены группы. Корпоративная культура представляет собой область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.
Носитель корпоративной культуры – организация, основу которой составляют люди в ней работающие. Основная цель корпоративной культуры – обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому, что приводит к максимизации эффективности производственного менеджмента и к качественным улучшениям деятельности предприятия в целом. Корпоративная культура не приносит доход и прибыль сама по себе. Но сплоченный и стремящийся к единой цели коллектив, способен решать поставленные перед ним задачи с гораздо большим энтузиазмом и эффективностью, чем разрозненный персонал. Лидеры организации, ее руководители оказывают наиболее сильное влияние на становление организационного климата, формирование и развитие корпоративной культуры.
Корпоративная культура занимает важное место в жизни организации, влияет на ее конкурентоспособность, помогает наладить как внутренние связи в организации, так и ее взаимодействия с потребителями и партнерами. Именно корпоративная культура гостиницы является неотъемлемым фактором, который может обеспечить ему успех, поможет стать более конкурентоспособным и эффективным. В гостинице с развитой корпоративной культурой сформирован благоприятный психологический климат в коллективе, персонал четко знает главную цель его существования и то, какими способами необходимо достигать этой цели, при оказании услуг руководствуется корпоративными правилами поведения, чувствует себя частью сплоченного коллектива, таким образом, сотрудники лучше выполняют свои обязанности, повышая эффективность работы гостиницы.
Проанализировав деятельность гостиницы «Чеховъ» можно сделать вывод что, «Чеховъ» это – гостиница наполнена гостеприимством и современной инфраструктурой, которая предоставляет гостям приятный отдых и обеспечивает своих сотрудников интересной работой.
Гостиница «Чеховъ» имеет уже сложившуюся корпоративную культуру. Корпоративная культура гостиницы имеет как преимущества, так и недостатки. «Чеховъ» имеет свои сложившиеся традиции, нормы, свои правила. Предприятие имеет свои сложившиеся отношения между сотрудниками, правила принятия решений, свои правила руководства гостиницей. В то же время присутствуют и методы нематериального стимулирования, отмечаются праздники, а самое главное в гостинице создана уютная атмосфера отдыха, благоприятная психологическая обстановка в коллективе. Сотрудники уверены в завтрашнем дне и дорожат своей работой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ [Текст]: утверждены постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ с изм. и доп. 10 января 2016 г.]. (п. 1. ст. 115).
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ с изм. и доп. 21 июля 2014 г.]. (ч. 3 ст. 29).
4. Закон о защите прав потребителей от 13.07.2015 N 233-ФЗ.
5. Гражданский кодекс РФ (с изм. от 31.01.2016).
6. А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб. Гуманистка, 2006 г. [7].
7. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». - М., 1999.
8. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения. Управление персоналом. - 2007. - № 12.
9. Калюжнов Н.В. Корпоративная культура обучающейся организации / Н.В. Калюжнов // Вестник ИРГТУ. - №4. - 2009. - С.131-134.
10. Кандария И.А. Формирование корпоративной культуры в организации.
11. Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития: Монография. – М., 2001. – (C. 9.). [4]
12. Корчагина Е. В. Роль корпоративной культуры в обеспечении эффективного управления и перехода к устойчивому развитию компании.
13. Менеджмент организаций – Шморгун Л.Г. 323. Типы корпоративной культуры). [6].
14. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб. Питер, 2001. – (С. 27.) [3].
15. Эдгар Шейн. «Организационная культура и лидерство» (2004. – с.438) [5].
16. Н.В. Павлова. «Администратор гостиницы». Учебное пособие. – Москва, 2013. С.4. [9].
17. История возникновения понятия корпоративной культуры. Режим доступа: http://studopedia.ru. [1].
18. Влияние корпоративной культуры на формирование внутреннего корпоративного имиджа. Режим доступа: http://uecs.ru/marketing/item/1987-2013-02-16-07-40-04). [2].
19. Козопас Н.А. Понятие корпоративной культуры отеля. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.horeca-consulting.biz.
20. Кузнецов И. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации. Режим доступа: www.c-culture.ru - 10.09.2008.
21. Журнал «Пять звезд» (ежемесячный информационно-аналитический журнал для специалистов гостиничной отрасли). [8].
22. Портал гостиничного бизнеса. Режим доступа: http://www.hotelline.ru/
23. Центр развития туризма Свердловской области. Режим доступа: http://gotoural.com/
24. Электронная газета Российской гостиничной ассоциации. Режим доступа: http://rha.ru/vestnik/vestnik-rga-6-7-53-54
25. Официальный сайт отеля «Чеховъ». Режим доступа: http://chekhov-hotel.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1