Увеличение себестоимости продукции
ШАНС НА ВЫЖИВАНИЕ – В ОБЪЕДИНЕНИИ
После того как устная часть, т.е. Ваш доклад готов, распечатайте его, согласно содержанию слайдов. Это значит, что к каждому слайду должен быть свой пояснительный текст. В каждую свободную минуту вдумчиво читайте текст вслух.
Это поможет Вам:
● запомнить содержание близко к тексту, но не наизусть
● обрести уверенность в себе, т.к. каждое прочтение Вашего же текста углубляет понимание предмета.
Возможно, Вам придут в голову какие‑то новые идеи, которые Вы сможете отразить в своей презентации.
Карточки – помощники. Одновременно Вы должны приготовить на карточках размером с открытку шпаргалки, которые Вы будете держать при себе в процессе презентации и которые помогут Вам не сбиться с мысли. На карточках напишите основные мысли, аргументы, факты, т.е. все то, что Вы собираетесь сказать, показывая данный слайд. Напишите только начало предложения: этого будет достаточно, чтобы вспомнить забытое, восстановить порядок следования презентации и пр. Количество карточек равно количеству слайдов, нумерация карточек должна соответствовать нумерации слайдов и листов доклада. Как только Вы почувствуете себя достаточно уверенно в изложении текста, отложите в сторону листы доклада и воспользуйтесь приготовленными карточками. Вы должны иметь перед собой слайд и карточку в руках, т.е. проводить подготовку в обстановке, приближенной к боевой.
Золотое правило:
При выступлениях с презентацией категорически запрещается использовать как глаголы с отрицанием, так глаголы негативного смысла!
Название презентации
Золотое правило:
Как судно назовешь, так оно и поплывет.
Капитан Врунгель
Название презентации должно отвечать следующим требованиям:
● однозначно отражать цель презентации,
● быть запоминающимся,
● быть коротким, но емким.
Чтобы придумать название, напишите в одном предложении цель презентации, т.е. то, в чем Вы собираетесь убедить Вашу аудиторию. Затем начинайте сокращать на уровне слов, пока не сможете четко сформулировать свою главную мысль в 4 – 5 словах. Если Вы придумали несколько вариантов названия, – очень хорошо, оставьте их, смотрите на них свежим взглядом каждый день. Наверняка у Вас появится еще несколько звучных, емких, ярких и запоминающихся названий. Из собранной коллекции Вам надо будет выбрать наиболее подходящее. Если Вы делаете презентацию от лица Вашего подразделения, компании, посоветуйтесь с коллегами, устройте обсуждение названия. Название доклада не должно быть провоцирующую или призывать к конфликту с аудиторией! Название, введение и аргументы заключения запоминаются больше всего . Поэтому и Ваше название должно быть ярким, как газетный заголовок.
Рис. 9. Титульный лист презентации
Введение
Введение и заключение – два ключевых момента презентации. Строго говоря, в презентации, как и в любом спектакле, нет неважных моментов. Но первое впечатление – самое важное, оно формирует у слушателей доверие к докладчику и, как следствие, к вопросу, который он или она представляет. Введение делается по следующему плану:
√ Представьтесь, сообщите Ваше имя, компанию, должность.
√ Предложите регламент.
√ Назовите тему презентации. Титульный лист.
√ Сообщите цель презентации. Не забудьте особо подчеркнуть выгоды и преимущества, предлагаемые слушателям.
Рис.10. Слайд «Введение»
Из второго слайда, представляющего цель, должно быть понятно, какие вопросы вынесены на обсуждение (понять, исследовать, рассмотреть и т.п.), а какие остались за его рамками. Это поможет в дискуссии избежать не относящихся к делу вопросов. Третий слайд стоит посвятить истории вопроса. Это особенно важно для людей, впервые присутствующих на таком докладе и не знающих предыстории. Приготовьте стандартные фразы приветствия, официально представляющие Вас, Вашу компанию. Такие заготовки пригодятся и в Вашей дальнейшей деятельности.
Основная часть
Основная часть презентации начинается с показа плана. Каждый пункт такого плана – отдельный блок информации. Расположите смысловые модули так, чтобы они следовали друг за другом по нарастающей, чтобы к заключению выйти на кульминацию Вашей презентации. Основная часть содержит в себе фактические материалы, поэтому вызовет наибольшее количество вопросов, большую часть из которых Вы обязаны предвидеть.
Рис. 11. Слайд «Основная часть».
Золотое правило:
Тонкая лесть – эффективное коммерческое средство.
Обязательно тепло поблагодарите за предоставленный фактический материал, укажите источники, из которых Вы его получили.
Заключение
Апофеоз, самая важная часть. Заключение, как правило, самая короткая и самая эмоционально насыщенная часть презентации. В заключении Вам предстоит представить все аргументы, выводы, подводящие Вашу аудиторию к принятию нужного для Вас решения, т.е. к выполнению поставленной цели. Для этого нужно выполнить следующую последовательность действий:
√ повторить главную цель презентации, заявленную во введении,
√ сделать краткое резюме основной части (мы рассмотрели основные составляющие, концепцию вопроса, проблемы… Это рассмотрение однозначно показало, что… и т.п.),
√ сформулировать, исходя из результатов основной части, такие аргументы, которым будет невозможно противостоять. Порядок следования аргументов может быть таким же, как и в основной части, или согласно формуле «3, 1, 2, 4». Здесь наиболее важный и сильный аргумент – 4, самый слабый – 1. Для трех аргументов формула выглядит таким образом: «2, 1 ,3». Проверьте на Вашем конкретном материале, какой порядок следования аргументов будет в данном случае наиболее эффективным. Здесь, как и везде в маркетинге, должен применяться индивидуальный подход. В любом случае скажите: «Таким образом, мы имеем как минимум 3 (4) неоспоримых аргумента в пользу …. решения о…»,
√ По окончании заключения поблагодарите с улыбкой аудиторию за внимание и переходите к ответам на вопросы. Спросите: «Какие будут вопросы?». Этим самым Вы приглашаете аудиторию спросить о чем‑то конкретном, относящемся к предмету презентации. Поэтому говорить: «Будут ли вопросы? » не стоит, это неверно по существу. Конечно же, вопросы будут, так к чему об этом спрашивать?
Рис. 12. Слайд «Заключение»
Золотое правило:
Важно не то, что ты сказал, а то, что услышали.
Важно не то, что услышали, а то, что поняли.
Важно не то, что поняли, а как начали выполнять.
Процесс принятия аудиторией аргументов Вашего заключения состоит из трех шагов: услышать, понять, выполнять. Выполнять – значит принять решение, к которому Вы призываете. Поэтому не стесняйтесь в заключении не один раз повторить выводы и аргументы. Во‑первых, не все смогут с первого раза все услышать и понять. Дайте аутсайдерам аудитории такой шанс, повторите выводы, это в Ваших же интересах. Во‑вторых, между процессами слышать и понимать проходит определенное время, у разных людей по‑разному. Заполните этот коротенький интервал времени повторением выводов, включив моторную память аудитории. Известно же, что повторенье – мать ученья. В‑третьих, повторяя выводы в разном темпе и с разными смысловыми ударениями, Вы тем самым подчеркиваете их различные аспекты. В результате Вы получите набор равноценных по восприятию и очень сильных аргументов. Вспомните о вопросе «почему?». Кратко и очень уверенно повторите, на основе чего Вы пришли к такому заключению.
Кик‑боксинг, или ответы на вопросы
Выше Вы согласились, что на вопросы лучше ответить в конце презентации. Понятно, что в процессе подготовки презентации Вы стали экспертом в данном вопросе. Действительно, никто, кроме Вас, не потратил столько времени и усилий, чтобы досконально разобраться во всех деталях. Вы серьезно изучили свою аудиторию. Поэтому Вам не составит труда приблизительно спрогнозировать вопросы, которые Вам могут задать и почти наверняка зададут. Для этой цели приготовьте свое «секретное оружие» – ответы на предполагаемые вопросы. Их можно представить на отдельных скрытых слайдах, выполненных в стиле презентации. Вы также можете спровоцировать аудиторию на вопрос, ответ на который у Вас приготовлен в скрытом слайде. Отвечать на вопрос нужно тоже по плану.
План ответа на вопрос
1. Обязательно поблагодарите задавшего вопрос, каким бы глупым или каверзным он Вам ни казался, в следующих выражениях: «Спасибо. Отличный вопрос!», «Спасибо. Очень интересный вопрос! ».
2. Если человек задавал вопрос только для того, чтобы обратить на себя внимание, он будет удовлетворен публичной похвалой, мало вникая в суть ответа.
3. Если Вам удалось спрогнозировать вопрос, и у Вас уже на отдельном слайде есть ответ, просто покажите этот слайд и объясните, в чем тут дело.
4. Если вопрос относится к конкретным данным, о которых Вы уже упоминали в своей презентации, найдите соответствующий слайд и покажите его.
5. Если Вы не готовы сразу точно ответить, переформулируйте вопрос и спросите, правильно ли Вы его поняли? Самое главное – это правильно понять вопрос! Дайте короткое объяснение и пригласите спрашивающего вернуться к этому вопросу по окончании общей дискуссии. За это время Вы почти наверняка сумеете вычислить правильный ответ.
6. После того как Вы ответили, уместно будет спросить, удовлетворен ли спрашивающий Вашим ответом? Если да, переходите к следующему вопросу. Если нет, пригласите спрашивающего вернуться к вопросу после общей дискуссии в интересах остальной аудитории: «Хорошо. Чтобы не задерживать наших коллег, я объясню Вам, в чем тут дело после общей дискуссии ». Сказав «Хорошо », Вы дали оценку своему ответу. Это не Вы плохо ответили, это спрашивающий не может понять.
7. Если Вы к концу презентации чувствуете, что никак не можете найти правильного ответа, начинайте задавать вопросы, чтобы понять, что же спрашивающий имеет в виду. Вы можете также показать ему слайды той части презентации, которая прямо связана с вопросом. Если вопрос разумный, то совместными усилиями Вы обязательно найдете правильный ответ.
8. Не уклоняйтесь от ответов на вопросы. Ведь любой вопрос показывает, что Ваши слушатели услышали, запомнили и поняли из Вашей презентации.
Золотое правило:
Если Вы хотите что‑то понять, не стесняйтесь задавать вопросы.
Вы ответили на последний вопрос. Время подвести итоги. Как бы Вы ни выступили, бороться надо до конца. Поэтому Ваше заключительное слово должно быть выдержано строго в положительном ключе. Если Вы довольны своим выступлением, то повторите еще раз цель, кратко суммируйте результаты ответов на вопросы, которые еще больше подтвердили справедливость Ваших утверждений. Поблагодарите аудиторию за внимание, завершите презентацию. Если в самой презентации или в ходе ответов на вопросы имели место моменты, которые не позволяют сказать, что Вы отлично выполнили поставленную задачу, постарайтесь свести их значение к минимуму парой заранее подготовленных фраз: «Несмотря на небольшие, некоторые разногласия в, при…., все равно, тем не менее можно заключить, что… Хотя в отдельных вопросах существует разногласие, мы хотим подчеркнуть, что это всего лишь небольшой частный случай, вопрос… , который ни в коей мере не меняет сути дела . «. Если в мероприятии участвует ведущий, он должен сказать несколько заключительных фраз – поблагодарить Вас как докладчика, аудиторию – за ее интерес. Презентация закончена.