Тема 8. Этический аспект культуры речи
Цель:сформировать представление об этическом аспекте культуры речи.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание понятий «этический аспект культуры речи», «этика», «этикет», «речевой этикет» и речевых этикетных формула; знание о специфике русского речевого этикета; формирование умения находить адекватную реальной ситуации общения этикетную речевую форму.
Актуальность темызаключается в том, чтоспецифика развития культуры, в том числе речевой, состоит в том, чтобы удержать высшие ценности, выработанные предшествующими поколениями. Ушел из жизни российского общества сословный этикет, но остались универсальные, общечеловеческие нормы поведения, облегчающие и облагораживающие человеческое общение. Поэтому ознакомление студентов-нефилологов с данной темой важно.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Этические нормы диктуют необходимость нести ответственность за слова и речевые поступки. Они защищают нравственные ценности каждой культуры и регулируют формы их проявления в речи. Ещё в античности вставал вопрос о соблюдении этики ораторами.
«Этика – 1) Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2) Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы»[10]. Умение соблюдать этические нормы всегда высоко ценилось в обществе. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и речи всегда свидетельствовало и свидетельствует о хороших манерах, о хорошем воспитании и образовании говорящего.
Этикет – это установленный порядок поведения. В каждом обществе и у каждого народа есть свои традиции общения, ритуалы, выработанные столетиями: свадебные, застольные, похоронные и т.д. Совокупность этих традиций и норм поведения составляет этикетное поведение, а в речевом отношении – речевой этикет.
«Речевой этикет – это совокупность национально специфических вербальных и невербальных средств языка, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения и желательной тональности соответственно правилам речевого поведения»[11].
Человек, владеющий в полной мере речевым этикетом, вызывает уважение, доверие и приобретает авторитет. В общении проявляется воспитание людей. Следование правилам речевого поведения создает благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию как человека в отдельности, так и целой организации. Особенно это касается педагогов, политиков, юристов, врачей и людей других профессий: соблюдение ими правил речевого поведения имеет воспитательное значение и способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.
Каждым народом создана своя система правил речевого поведения, т.е. речевой этикет имеет национальные особенности. В русском языке, например, такой особенностью является употребление форм местоимений «ты» и «вы», которые могут использоваться как формы второго лица единственного числа в зависимости от социального положения собеседников, характера их отношений, официальности/неофициальности обстановки общения. Местоимение «вы» по принятому в России этикету используется: 1) по отношению к незнакомому человеку; 2) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; 3) в официальной ситуации общения; 4) к старшему (по возрасту, статусу) коммуниканту. Местоимение «ты» употребляется: 1) при общении с хорошо знакомым человеком, с другом или приятелем; 2) в неофициальной ситуации общения; 3) при фамильярном, интимном отношении к собеседнику; 4) к младшему (по статусу, возрасту) адресату. По этикету в официальной обстановке, даже если с адресатом установились дружеские отношения, желательно переходить с формы «ты» на речевую форму «вы». Следует отметить, что национальные пожелания русских, как правило, связаны с пожеланием здоровья: «Будь здоров».
Формулы речевого этикета |
Речевые формулы, используемые в начале общения (формулы знакомства, приветствия) |
Речевые формулы, употребляемые в конце общения (формулы расставания, прекращения общения) |
Речевые формулы, характерные для основной части общения. После приветствия обычно завязывается разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая. В зависимости от обстановки используются разные модуляции речевых клише приглашения, поздравления, соболезнования, замечания, предупреждения, просьбы, благодарности, извинения, пожелания, согласия, разрешение, отказ, комплимент и т. д) |
Рисунок 8.1.Формулы речевого этикета
Существует много речеповеденческих стратегий и тактик, но при хорошем, этически грамотном общении отдается предпочтение тактике социальных «поглаживаний»[12]. Сфера общения жестко регламентирует соблюдение этических правил. В бытовом общении человек наиболее свободно выражает свои чувства, предпочтения. В деловом, профессиональном общении незнание или непонимание требований этикета может отрицательно сказаться на трудоустройстве, при продвижении по службе и т.д. В настоящее время особенно это касается специалистов сервиса, сферы обслуживания и др., любая оплошность в адрес клиента, нетактичность, невежливость, может спровоцировать конфликт.
Современные этические нормы по-прежнему строятся на триединой гармонии в речи – мысли, красоты, добра. Они отражают нравственное состояние общества, его моральные устои.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.Что такое этика?
2.Как вы понимаете термин «этикет»?
3.Что представляет собой этический аспект культуры речи? Что такое речевой этикет?
4.В чем специфика русского речевого этикета? Нужно ли учиться умению владеть нормами речевого этикета? Почему?
5.Что такое этикетные речевые формулы? На какие группы они делятся?
6.В каких функциональных стилях речевой этикет проявляется максимально, а в каких меньше?
7.Знаете ли Вы о происхождении этикетных форм «спасибо» и «здравствуйте»?
Задание 2. Ответьте на комплименты. Используйте разные ответные реплики, не повторяйтесь.
– Как вы красивы!
– Вы так умны.
– Вам идет эта прическа.
– Какое у вас сегодня платье (костюм)!
– Вы прекрасно танцуете.
Задание 3.Используя ряд прилагательных, который вы можете продолжить, сделайте комплименты понравившемуся вам человеку: симпатичный, милый, элегантный, великолепный, чудесный, восхитительный, остроумный…
Потренируйтесь. Разбейтесь на пары. Засеките 2 минуты и начинайте говорить друг другу комплименты, на каждого собеседника по 1 минуте. Старайтесь не прерываться и не останавливаться, когда будете говорить комплименты. Трудно Вам было это делать? Сколько примерно комплиментов Вы сказали.
Задание 4.Важным компонентом речевого этикета является обращение. Подготовьте небольшое сообщение на тему: «Обращение в русском речевом этикете».
Задание 5.Подготовьте сообщения на темы: «Вежливость как качество хорошей речи»; «Взаимодействие этических и коммуникативных норм». Используйте литературу, данную ниже.
Задание 6. Выполните практикум по нормам русского языка.
1.Расставьте ударение в словах.
Трансфер, трансферт, триптих, тренеры (не тренера), троечник (шн), тряпочный (шн), тряпичница (шн), туника, туфля, (мн.ч.) туфли, туфель, тяготы, тяжба,табу, таинств, таможня, танцовщиц, творог, творог, темп (тэ), тенденция (тэ, дэ), тендер (тэ, дэ), теплопровод, терапевт (тэ и те), термин (не тэ), термос (тэ), тефтели и тефтели, тигровый.
2.Вставьте пропущенные буквы.
Вид...л небо, увид...шь небо, та...л снег, лен се...т, пове…ло весной, затее...л дело, команд...вать ротой, расст...ваться с родными, рассказ…вал басню, танц...вала до упаду, раненый вздраг...вал, музыкант поигр...вал, узн…вать родные места, раз...вать рот, переб...вались кое-как, отыск...вается, посовет...ваться с друзьями, перемиг...ваться с одноклассниками.
Пиш…щий, слыш…щая, страда…щий, стро…щиеся, дыш…щий, вид…щий, увлека…мый, мысл…мый, вычисля…мая, завис…мый, следу…щий, буду…щий.
Вид…вший, слыш…вший, увид…нный, разве…нный, постро…нный, вырубл…нный, брош…нный, расстрел…нный, исправл…нный, развеш…нные шары, подстрел…нный, взвеш…нный, купл…нный.
Список рекомендуемой литературы:
1.Богданова В.А., Кочеткова Т.В. Взаимодействие этических и коммуникативных норм // Хорошая речь / Под ред. М.Л. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – М., 2009. – С. 197-211.
2.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов-на-Дону, 2004.
3.Жизнь в свете, дома и при дворе. – М., 2007.
4.Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н. Зверева. – М., 2008.
5.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М., 1998.
6.Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М., 2013.
7.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.
8.Формановская Н.И. Русский речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М., 1989.
9.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты / Н.И. Формановская. – М., 2008.
10.Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. – М., 2007.
11.Шамьенова Г.Р. Вежливость как качество хорошей речи // Хорошая речь / Под ред. М.Л. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – М., 2009. – С. 163–179.