Вступительная статья, примечания и комментарии
Гунты Рудзите
ПИСЬМА С ГОР: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. I (1932–1937) / Вступ. ст., примеч. и коммент. Г.Рудзите. – Мн.: Лотаць, 2000. – 584 с.
Двухтомник переписки Елены и Николая Рерих с председателем Латвийского общества Рериха Рихардом Рудзитисом включает более 420 писем, телеграмм и других документов, охватывающих период с 1932 по 1940 годы.
В I том переписки вошли письма 1932–1937 гг. Большая часть материалов публикуется впервые.
Знак Агни помещён на обложке и титульном листе книги с разрешения президента Латвийского общества Рериха Гунты Рудзите.
© Г. Рудзите, 2000.
© ИП «ЛОТАЦЬ», 2000.
«Словно цветущую ветвь внесли в комнату...»
Эти письма – уникальный исторический документ, объединяющий времена, народы, удивительнейших людей. Здесь и белая тишина старейшин Гималаев, и вековечный шум Балтийского моря, небоскрёбы Нью-Йорка и шпили церквей Старой Риги. И те же звёзды над всем.
Переписка Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерих с латышским поэтом и философом Рихардом Рудзитисом, председателем Латвийского общества Рериха, охватывает девять лет предвоенного периода (1932–1940). Здесь впервые письма Е.И. Рерих в Ригу даны в несокращённом виде. Впервые напечатаны письма Н.К. Рериха к Р. Рудзитису. Впервые увидим не только письма Елены Ивановны и Николая Константиновича, но и письма Рудзитиса к ним, а также черновики и наброски, некоторые непосланные по тем или другим причинам письма к членам семьи Рерих.
Зачатки Латвийского общества Рериха надо искать в начале 20-х годов XX столетия, когда осенью 1919 года рижанин Владимир Анатольевич Шибаев знакомится с семьёй Рерих в Лондоне. Н.К. Рерих уже тогда останавливает выбор на нём как на своём секретаре.
Осенью 1920 г. Н.К. Рерих отправляется с выставкой в Америку, а Шибаев возвращается в Ригу, где по совету Николая Константиновича собирает группу друзей и основывает Ложу Мастера М. – как в то время называли Общество по примеру теософской ложи. Елена Ивановна и Николай Константинович являлись членами Ложи и посылали членские взносы.
Через письма, которыми семья Рерих регулярно обменивается с Шибаевым, он получает Указания Восточного Учителя. Первое условие участия в Ложе – воплощение этических принципов в жизни. Позже эти Указания этико-философского характера лягут в основу первых книг Учения Живой Этики, или Агни-Йоги. Книги эти по указанию Учителя должны были издаваться в Риге. Лишь по финансовым соображениям некоторые из них были напечатаны в Париже, а затем переизданы в Риге.
Зимою 1924/1925 гг. В.А. Шибаев по просьбе Н.К. Рериха приезжает к нему в Дарджилинг, в Гималаи. В мае 1925 г. Елена Ивановна, Николай Константинович и их сын Юрий Николаевич отправляются в экспедицию по Центральной Азии, Шибаев же возвращается в Ригу и основывает международную книготорговую фирму World Service и филиал издательства Алатас, где печатает книгу Н.К. Рериха Пути Благословения (1925).
Членов Общества в то время было немного, число их колебалось в границах одного десятка. Некоторые пришли в группу через книжный магазин (ул. Екаба, 16; ул. Пиле, 1), где среди книг на разных языках были книги Н.К.Рериха, Е.П.Блаватской, Вивекананды, Г.Гребенщикова, новейшие парапсихологические исследования на английском и других языках, книги об Индии, о ВоСтокс, чарующие своей необычностью. Таким образом встретились врач-гомеопат Феликс Денисович Лукин и каменщик Аугуст Берзиньш.
Сотрудником книготорговой фирмы стал бывший полковник царской армии, впоследствии участник Центральноазиатской экспедиции Николай Викторович Кордашевский, которому посоветовал переехать в Ригу из Литвы сам Н.К. Рерих. Позднее к кружку приобщилась также супруга полковника Эвелина Кордашевская.
Группа постепенно расширяется. В неё входят Карлис Фрейман, аптекарь Гертруда Лейтан-Сурвилло, супруги Лидия и Курт Иогансон, актриса Национального театра Милда Риекстынь-Лицис, литератор Янис Залькалн, много сделавший для перевода книг Живой Этики на латышский язык, кондитер Эрнест Шеффелис, который впоследствии вместе с женой усердно работал в хлебопекарне Общества. Активным членом кружка стала астролог Людмила Бриеде-Слётова. Когда в 1928 г. Шибаев уезжает работать секретарём Н.К.Рериха, то спокойно может оставить руководство человеку высокой культуры – Ф.Д.Лукину, который уже давно заслужил доверие и уважение всей группы.
Пока это был лишь кружок, правда, Ф.Д.Лукин пытался его реорганизовать, оставляя лишь наиболее надёжных людей. Феликс Денисович регулярно переписывается с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем, встречается с Николаем Константиновичем и Юрием Николаевичем в 1930 г. в Париже.
В начале 30-х годов международное внимание привлекает Музей Рериха в Нью-Йорке, по сути греческий «Музейон» – дом Муз, вместивший целый ряд культурных учреждений, учебно-просветительских и научно-исследовательских. В его экспозиции – лучшие картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича, произведения восточного искусства и др. Рерих мечтает о Лиге Культуры, которая бы объединила все государства. Широко известной становится его идея о «Красном Кресте Культуры» – проект Пакта по охране культурных сокровищ и Знамя Мира. Создаётся Общество женского единения при Музее в Нью-Йорке. Благодаря этому в разных странах растёт число обществ имени Рериха, людей, увлечённых его прекрасными идеями. К 1933 году их уже более тридцати.
17 октября 1930 г. было объявлено о создании Латвийского общества друзей Музея Рериха (дата официальной регистрации – 13 октября) – Музея Рериха в Нью-Йорке. Его председателем стал Ф.Д.Лукин. Как официальная организация Общество быстро разрасталось. В начале 30-х годов в Общество пришли бывший офицер царской армии Александр Иванович Клизовский, учитель немецкого языка Карл Иванович Стуре, Ольга и Янис Мисинь и другие.
Издательское дело становится приоритетным направлением деятельности Общества. Елена Ивановна и Николай Константинович посылают в Ригу новые манускрипты и просят переиздать книги, вышедшие ранее в Париже, увы, не очень качественно. Ведётся широкая культурная деятельность, пропаганда Пакта Мира, но, к сожалению, широкие планы Ф.Д.Лукина были оборваны его преждевременной смертью.
По рекомендации Феликса Денисовича председателем Общества становится Карл Стуре. Вначале он активно берётся за продвижение Пакта Мира, но вскоре охладевает к работе. Сложно складываются и его отношения с членами Общества. Елена Ивановна в письме к Стуре предлагает руководство Обществом осуществлять нуклеусу – Стуре и Рудзитису, о чём Стуре умалчивает. Однако 10 мая 1936 г. председателем единогласно избирают Р. Рудзитиса.
Рихард Рудзитис всю жизнь был духовным искателем и апологетом красоты. Он вырос в семье крестьянина на Рижском взморье, в тесном общении с природой. Чувство гармонии и красоты подсказывает ему ритмы и мелодии стихов уже с юных лет. Ещё девятилетним мальчиком Рудзитис пишет Льву Толстому, а в юности – Янису Райнису. Рихард рано задумывается о мировых законах, о смысле жизни. Будучи студентом Тартуского университета, он увлекается лекциями теолога Карла Кундзиня, и сам в ту пору мечтает стать священником. На свои скромные средства покупает Библию на пяти языках, в том числе и древних, чтобы сравнить источники и добраться до истинной сути Учения Христа. Однако более близкое знакомство с официальным богословием разочаровывает его своим догматизмом, закоснелостью и различием между словами и делами.
Восточная философия и поэзия всё больше и больше привлекают Рудзитиса. Близкими по духу становятся и поэты Востока. Он переводит стихи Саади и Дж.Руми, труды Вивекананды, Бхагавадгиту. Уже в отрочестве Рудзитис делает неплохие переводы поэзии Рабиндраната Тагора. Позже участвует в работе над изданием избранных сочинений великого индийского поэта на латышском языке. Появляется эссе Р.Рудзитиса о Тагоре Солнечная культура (1923), а также обширная статья, посвящённая его философии. Выходят сборники стихов Рудзитиса Песни Человека (1922), Прекрасной душе (1933) – стихи, посвящённые Востоку, Мелодии пчёл – переводы греческой лирики, эссе Мыслители и воители, Записки пилигрима и другие книги. Он становится известным как журналист и путешественник. Близки ему прекрасные города и искусство Италии, но больше всего притягивают к себе горы: Альпы, Татры...
В 1921 году Р.Рудзитис пишет Р.Тагору, делясь с ним болью своей души, и тот отвечает, что за свои идеалы надо бороться: «Всё, что я могу на расстоянии в нескольких словах сказать, – что я надеюсь: Ваши духовные устремления в конце концов победят все внутренние и внешние трудности. Излишне сказать, что все выявления правды нуждаются в препятствиях, – великие скульптурные работы сотворены не из воска, но из камня. Люди-художники в жизни творят из вещества инертного и не проявленного в себе – свой мир идеалов» (17.06.1921 г.).
Сходные мысли в ответном письме Р. Рудзитису французского писателя Ромена Роллана, одна из книг которого посвящена Рамакришне и Вивекананде: «Кто создаёт, не может быть глубоко несчастным. Потому что творчество само по себе радость. Надо вечно следовать своему стремлению, направляя его умом, следовать Живому Богу в себе. Кто живёт в сердце сущего, тот не может быть одиноким. Одиночества нет ни в начале, ни в конце. Оно только посредине – у того, кто забывает исток и море» (25.12.1926 г.).
Эти письма – могучая поддержка для начинающего поэта, но искания его продолжаются. Много созвучного для себя он находит в латышском фольклоре – там говорится и о карме, и о путях души в потустороннем мире, где красивое должно быть добрым и наоборот. Многочисленные статьи и книги Рудзитиса вмещают удивительную способность объединять точность и эрудицию учёного с поэзией, эстетическим подходом к явлениям жизни. И дипломная работа Р.Рудзитиса на философском факультете Латвийского университета – тоже о метафизическом аспекте категории красоты (1931 г.). Эта тема сопровождает Рудзитиса всю жизнь.
В жизни Рудзитиса привлекают подвижники и мыслители. В природе – горы. Любовь к Востоку, к горам приближает его и к Учению Живой Этики, к семье Рерих.
Свою деятельность в Латвийском обществе Рериха он начинает в качестве переводчика. В 1929 году д-р Феликс Лукин приглашает его как знатока Востока для работы над переводом книги Листы Сада Марии на латышский язык.
И Рудзитис наконец находит то, что искал долгие годы. В день официального открытия Латвийского общества в 1930 году он уже числится среди активных членов Общества. Рудзитис записывает в дневнике: «Хожу светлым на заседания кружка. И устремлённым. И в прекрасных мыслях нахожу великую правду. Я чувствую себя ещё лишь на пороге неизвестного духовного мира. Ещё громады звёздных дорог впереди. Но я своё знамя подниму ещё выше. Я ещё становлюсь. И мне кажется, что именно в этом году у меня новое духовное переживание. Идеи же мне знакомы лет десять, с тех пор как знаю Тагора и индийцев. Но лишь теперь легче понять некоторые вопросы в основах своих. И космическое видение стало немного другим. Взгляд поднимается на Космос через чистоту снегов Гималайских вершин».
Постепенно под начало Рудзитиса переходят все издательские дела Общества, начинается переписка с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. Первое письмо – 4.05.1932 г. – от Николая Рериха. Р.Рудзитис получает благодарность за хорошо изданную книгу – антологию Книга о матери (1932), где помещены также отрывки из произведений Н.К. Рериха. Следующее письмо Николая Константиновича – радость об изданном сборнике Знамя Преподобного Сергия Радонежского (1934).
В дальнейшем были изданы прекраснейшие книги. Большая монография Рерих (1939), книги Н.К. Рериха Врата в Будущее и Нерушимое, Живая Этика. Для каждого издания деньги приходилось собирать сызнова, книги не окупали себя. Меценатами издательства были главным образом сын Ф.Д.Лукина врач Гаральд Лукин и Клементий Вайчулёнис, а позднее владелец строительной фирмы Янис Мисинь. У Вайчулёниса был лишь небольшой обувной магазинчик на базаре Берга, но большую часть доходов от него он отдавал Обществу на издание книг.
А.И. Клизовский и Е.А. Зильберсдорф издавали свои книги на темы Живой Этики (Основы миропонимания Новой Эпохи, Правда о масонстве; В поисках правды, Воспитание духа) на свои средства, помещая на титульном листе знак издательства Угунс. Теодор Буцен нашел в старинной библиотеке Гельсингфорса книгу Оригена О Началах и также издал её на свои средства.
В октябре 1937 г. при Обществе был открыт музей, экспозиция которого включала 45 картин Н.К. Рериха и 10 – С.Н. Рериха, а также отдел прибалтийского искусства.
Шла активная работа в секциях Общества: Пакта Мира, изучения Живой Этики, женского единения, научной, художественной. В Обществе читали лекции лучшие преподаватели Университета и Академии художеств, также приезжие лекторы.
Во второй половине 30-х годов в списках членов Общества насчитывалось уже свыше 120 человек. Но основной состав был гораздо меньше.
Конечно, были и очень тяжёлые моменты в жизни Общества, о чём Рудзитис пишет в своём дневнике, и в самых трудных ситуациях он советуется с Еленой Ивановной. Чуткость Р. Рудзитиса удерживала гармонию в Обществе. Во многом помогали советы Е.И. Рерих. Елена Ивановна учила, что каждый должен быть ответствен за всех, – это и определяет коллектив. Она писала Рудзитису, что если из 100 членов он может пятерых считать сотрудниками, которые подходят серьёзно, то он может считать себя очень богатым.
Большое место во всей деятельности Латвийского общества занимали «Письма с Гор» – от Елены Ивановны и Николая Константиновича. Николай Константинович писал о Пакте и Знамени Мира, издательских и музейных делах. Перевес проблем в письмах Елены Ивановны – философия, основы Живой Этики, взаимоотношения людей.
Свои письма Н.К. Рерих иногда диктовал своему секретарю В.А. Шибаеву, но чаще писал сам. Прекрасная память Николая Константиновича позволяла обойтись даже без черновиков. Письма у него короткие, концентрированные, хотя поэтичность, гармоничность слога выдаёт художника слова.
Обычно письмо Николая Константиновича занимает один небольшой лист, в левом углу – герб рода Рерихов. Иногда бумага потоньше, цвета слоновой кости или голубая, с позолоченным гербом.
Письма Е.И. Рерих были на бумаге большого формата, шире обычного листа, и часто занимали много страниц. Писала она на машинке обычно сама, бывало, что-то диктовала Рае Богдановой.
Иногда к письмам Рудзитису присоединялись копии писем другим лицам, если речь шла о вопросах, которые должен был знать и Рихард Яковлевич.
В отличие от 20-х годов, когда письма писались от руки, теперь и Елена Ивановна и Николай Константинович все письма печатали на машинке. Они советуют это и другим. Подпись обычно чёрными чернилами, как правило, полная, аккуратная. Лишь в начале войны, из-за цензуры, подпись была сокращённой, иногда даже одна буква Р.
С Н.К. Рерихом Рудзитиса связывает поэтическое восприятие мира. В их творчестве стираются грани между прозой и поэзией. Р.Рудзитис говорит о «поражающей простоте» поэзии Н.К. Рериха, «естественной, проникновенной сердцем». Он подчёркивает «глубину души Рериха-поэта, связь его с Космосом и Великим Мастером». «Поэт ищет святые знаки везде, везде он видит отблеск Несказуемого. Из красоты мира он собирает капли духа в своём сердце, чтобы оно воспламенело Чашей Грааля» (из книги Р. Рудзитиса Николай Рерих – Водитель Культуры).
В Елене Ивановне Рудзитис находит женский облик, достойный обожествления. Она становится его Духовной Матерью, и в письмах к ней он часто более откровенен, чем даже в своём дневнике. Также и письма Е.И. Рерих к нему откровенны, сердечны, – это беседа близких по духу людей. Не зря Елена Ивановна упоминает о древних встречах. «Словно цветущую ветвь внесли в комнату...» – записывает Рудзитис в дневнике после получения письма от Елены Ивановны.
Она по-матерински воспитывает его, когда он начинает слишком слепо подчиняться каждому её слову. В случаях, когда Рихард Яковлевич должен был принять решение сам, её письма как будто специально приходят с некоторым опозданием...
Елена Ивановна поощряет его писательский талант. Уже первую посланную ей статью Р. Рудзитиса она тонко разбирает: «Вновь перечла Вашу превосходную статью, посвящённую красоте... Как прекрасно построена она, мысль идёт, всё расширяясь напряжённым нарастанием, и заключается мощным Аккордом Красоты Беспредельности. И слог Ваш превосходен, видно, что Вы поэт... Потому буду так счастлива, если Вы уделите часть Вашего времени, чтобы в прекрасной форме писать на темы, затронутые в Учении» (24.02.1934 г.).
Получив обширный доклад о Великих Братьях человечества, прочтённый Рихардом Яковлевичем, она убедительно просит написать книгу о Них.
Выходят книги Р. Рудзитиса Сознание Красоты спасёт, Николай Рерих – Водитель Культуры, но это были последние его работы, напечатанные в 30-х годах. Он слишком перегружен, ведь днём он работает в Государственной библиотеке, у него семья. Общество издало около 50 книг, – их издателем, также редактором, корректором, иногда и переводчиком был Р. Рудзитис.
Супруга Рудзитиса Элла пишет Елене Ивановне, обеспокоенная, что Рихард теряет себя как писатель. Но кто больше других хочет видеть его писателем, как не сама Е.И.Рерих? Она просит Рихарда Яковлевича по возможности переложить всю техническую работу на других. Р.Рудзитис мучается, в дневнике он полностью согласен и с упрёками жены, и с мыслями Е.И. Рерих. Но слишком мало людей, которые умеют достойно нести ответственность за дело, им порученное. Неизданными останутся вторая и третья части большой монографии о Н.К. Рерихе, книга Алтай–Гималаи на русском языке, труд Ю.Н.Рериха По тропам Срединной Азии. А книга Р. Рудзитиса о Братстве Грааля (первая часть) выходит в Минске лишь в 1994 г., вторая часть остаётся недописанной.
Отдельно хотелось бы остановиться на истории подготовки и издания двухтомника Письма Елены Рерих.
Первое издание писем было осуществлено по величайшей необходимости. Люди собирали драгоценные советы и объяснения, изложенные в письмах Елены Ивановны, а то и целиком переписывали их от руки. Письма стали учебником по жизненной этике. Потому и в первом двухтомном издании (1940 г.) оставлены почти только изложения вопросов по Живой Этике, личное было опущено.
Сначала Елена Ивановна против такого издания, ведь в письмах всегда много личного, фрагментарного, для определённого момента, определённого человека. Лишь поняв всю необходимость в этом, она соглашается на издание писем в Риге.
Может быть, в этом сыграло роль слово Учителя. Из письма Е.И. Рерих Р. Рудзитису от 1.11.1938 г.: «Вчера получили от Великого Владыки следующее: “Письма могут быть изданы даже раньше Основ буддизма. Предоставьте им делать, как хотят и как легче”».
«Что касается до сборника писем, то, конечно, предоставляю Рихарду Яковлевичу сделать все пропуски, замены и исправления, какие только он найдёт нужным» (31.12.1938 г.).
Введение к письмам Николай Константинович просит написать Рихарда Рудзитиса.
Елена Ивановна добавила к манускрипту некоторые свои письма в Европу и Америку, которые имели познавательный характер, разбирали философские вопросы. Многие письма были пополнены Указаниями, актуальными на тот момент. Всё это определило особое лицо издания, помогающего изучать книги Восточной Мудрости.
Первый экземпляр книги в пурпурном переплёте был послан Елене Ивановне к её 60-летнему юбилею 12.02.1939 г.
Письма в маленькую Латвию приходили из горного селения Наггар, расположенного в долине Кулу в Гималаях, пересекая многие страны, океан, пока не попадали в руки «Monsieur Richard Rudzitis, Riga». Письма шли через Берлин или через Афины, находясь в пути около 12 дней, но, бывало, доходили до адресата уже за 6 дней. Шибаев однажды наклеил на конверт марки, которые показывали, какими путями попадают письма в Латвию: идёт почтальон с поклажей на спине, потом нагруженный мул, автомашина, самолёт, наконец, пароход...
Письма Рудзитиса отличают благоговение перед своими земными учителями, духовными руководителями, искренность и чувство большой ответственности за доверенное ему.
Некоторые выдержки из дневника Рихарда Яковлевича:
«Получил огромную, огромную радость – чудесное длинное письмо от Е.И. Рерих. С какими чувствами я держал его в руках. Ибо каждая строка высшего знания – благословение. Я благословен: мой портрет будет на столе у неё рядом с портретами других друзей и всем вместе она пошлёт добрые мысли... Поощряет меня писать в связи с Учением, охотно читала бы что-то моё по-русски... Истинно Благословенная Мать Человечества! Заслужил ли я, что получаю столь благородные письма!» (21 декабря 1934 г.)
«Пусть будет благословенным этот день! Стократно благословенным! Этот день вновь принёс в мою жизнь невыразимое словами счастье. Удивляюсь, как я могу вынести это напряжение красоты» (23 сентября 1936 г.).
«И вот в эту субботу, 4 июля, я удивительно скоро получил ответ Е.И. Рерих. Этот ответ опять принёс цветущую ветвь с Гималаев, одно из наиболее напряжённых, но и высших переживаний в моей жизни. Е.И. пишет: “Считаем, что книга эта [речь идёт о книге о Белом Братстве. – Г.Р.] не только полезна, но именно необходима”.
Как же после такого письма я мог дальше жить! Это было будто касание Огненного Мира. После прочтения письма меня проникла такая напряжённость, что я ушёл из дома в более одинокое место в глубине леса. Был ли я достоин этих самых чудесных Слов! Смогу ли я так писать, как я писал восемь лет назад, свободно улетая! Но теперь надо писать в десять раз более вдохновенно!» (1936 г.)
В конце 30-х годов Елена Ивановна и Николай Константинович собираются вернуться на родину. Они просят достать визы в Россию через советское полпредство любой ценой, любым способом. Иван Блюменталь и Гаральд Лукин идут на сотрудничество с представителями советской власти для того, чтобы получить визы, но это не удаётся.
Во время войны прекратилась переписка. Трогают «позывные», вопросы, брошенные в пространство очерками Н.К. Рериха: «А где Лукин? Цел ли? А Блюменталь, Рудзитис?»
«Где наши друзья-рижане: Лукин, Блюменталь, Рудзитис?»
«А куда девались Руманов, Асеев, Георгиев, Лукин, Рудзитис и множество добрых деятелей?»
«Как сейчас живёт Гаральд? Что Рудзит и прочие?»
«А Блюменталь, Рудзит, Клизовский и все прочие?»
И наконец получена первая послевоенная весточка.
«Радость, что Рудзитис отозвался, и другие друзья живы и дух их не угас». Н.К. Рерих добавляет, что «получена осторожная малая весточка. Но не будем тревожить их. Ведь всюду свои условия» (1 мая 1947 г.).
«Теперь не будем их тревожить. Если им возможно, то и напишут» (15 апреля 1947 г.).
После коротенького письмеца «оттуда» – опять молчание. Но Николай Константинович понимает: «Не будем тревожить их, – должно быть, какая-то дверка захлопнулась» (15 апреля 1947 г.).
Доходят слухи – все печальные. Боль от уничтожения изданий Общества, издательства Угунс.
«Опять печаль о Риге, о всех добрых там начинаниях. Опять зверский вандализм! Опять дикари, – на складах было множество изданий. Кроме всей серии «Этики» были Письма Елены Рерих, была Доктрина Блаватской... какой зловещий вандальский костёр! <...> Ведь случившееся несчастье произошло теперь на глазах «цивилизованного» мира на позор человечества» (1 марта 1947 г.).
Н.К. Рерих умирает в сборах на родину 13 декабря 1947 г. Это тяжёлый удар для Рудзитиса, узнавшего об этом от людей, слушающих запрещённое «зарубежное радио».
Похоронив Николая Константиновича, Елена Ивановна с сыном Юрием пытается вернуться на родину. Когда это не удаётся (в СССР начались уже аресты теософов, рериховцев и членов других обществ), она в Наггар больше не возвращается, а переезжает в Восточные Гималаи – в Калимпонг.
В апреле 1948 года Р.Я. Рудзитис был арестован и отправлен в Москву, на Лубянку. Потом в лагеря в Коми. Все его архивы, уникальная библиотека были уничтожены. Сохранились лишь те письма Елены Ивановны и Николая Константиновича, которые он, предупреждённый вещим сном, повторяющимся 3 ночи подряд, успел зарыть в опилках на чердаке дома своей матери на взморье, в Меллужи.
С 1948 по 1951 годы были арестованы и осуждены Особым совещанием на срок до 25 лет более 30 членов Латвийского общества Рериха, в том числе жена Р. Рудзитиса Элла, и отправлены в разные лагеря, от Караганды до Воркуты. Лишь после смерти Сталина, с 1954 по 1956 годы, они начали возвращаться, реабилитированные, но всё равно с клеймом, измученные, но верные идеям, из-за которых пострадали.
Мой отец умел удивительно чисто и сильно, возвышенно любить. И любовью всей его жизни была Елена Ивановна Рерих, его земная наставница.
Помню, как отец мучился в 1938 г., думая о поездке в Горы, к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу. Ведь они звали его. Но ум протестовал. Ведь не было денег, не хватало на издание книг. И главное – как ему, такому несовершенному, предстать перед своими Наставниками.
Но они никогда не оставляли его. Отец рассказывал, что, когда его пытали на Лубянке, в самую трудную минуту он увидел сияющий образ Елены Ивановны Рерих со священным ларцом в руках.
Рихард Рудзитис успел увидеть сыновей Елены Ивановны и Николая Константиновича – Юрия и Святослава, в Москве. В их лицах он увидел черты родителей, столь дорогих ему. А в поступках – школу, воспитание родителей.
Рано оборвалась жизнь мученика и самого счастливого в мире человека, – так Рудзитис говорил о себе. Отец мне как-то сказал: «Люди будут завидовать нам. Подумать только – мы жили в особое время, когда боги ходили среди людей, как когда-то в Древней Греции». И ещё: «Мы живём в истинно чудеснейшей эпохе человечества. И может быть, будущие поколения создадут легенды о нас, а образы Елены Ивановны и Николая Константиновича будут окружены неувядающим лучистым ореолом. И тогда бесконечно счастливыми станут считать тех людей, которые когда-то имели возможность соприкасаться с ними».
Знакомясь с судьбами великих людей, мы понимаем, что личность начинается там, где человек оставляет всё личное ради лучшей жизни людей на Земле.
Гунта Рудзите
15 июля 1998 г.