Вступительная статья о смехе. Статья о творчестве Генриха Сапгира

Страна Вообразилия

Смешно и серьёзно. Поверь в чудо

Тема. В. Берестов. «Честное гусеничное»

Вступительная статья о смехе. Статья о творчестве Генриха Сапгира - student2.ru Цели урока:1. Развитие умения выборочного чтения.

2. Развитие умения составлять характеристики героев.

3. Выработка умения рассуждать на предложенную тему.

4. Развитие умения принимать решение в проблемной ситуации.

5. Воспитание доброжелательного отношения к людям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Слушание придуманных учащимися весёлых и смешных историй про хвост

3. Введение в новую тему

-Когда вы разгадаете загадку, узнаете о ком будет наше новое произведение

Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

4. Чтение учителем, учащимися сказки В. Берестова «Честное гусеничное»

Сначала учитель выразительно читает сказку и выявляет её эмоциональное восприятие (понравилась ли сказка? чем?), а затем предлагает учащимся перечитать её цепочкой

5. Анализ сказки, составление характеристики героини

В сказке целый ряд нравственных ситуаций, которые определяются её эпизодами. Так, в первых двух абзацах героиня какая (самовлюблённая, любующаяся собой)?

В эпизоде встречи с девоч­кой - в героине не только разочарование и обида, но и целеустремлённость, трудолюбие.

Новая встреча с девочкой - боязнь не стать обманщи­цей и выяснение того, почему Гусеница не сдер­жала своего слова

Физкультминутка

6. Решение проблемных ситуаций, размышления по теме

Сказка позволит создать проблемные ситуации, в которых учащиеся должны нравственно определиться: Представьте, что про вас говорят плохо только потому, что вы не совсем красивы. Как вы себя будете чувствовать? Считается ли вос­питанным человек, который говорит о физиче­ских недостатках людей? Как в таких случаях поступать?

7. Поиск и анализ в тексте пословицы.

8. Чтение и анализ «Жемчужин народной мысли»

В тексте есть пословица: «Дал слово - нужно его держать». С ней и с другими пословицами, углубляющими понимание смысла сказки, необходимо поработать в заключение урока

9. Домашнее задание

Выполнить задание № 4 в тетради (стр. 28) Вспомнить весёлые истории про Винни-Пуха из книжки или мультфильма

10. Подведение итогов урока.

11. Рефлексия.

Страна Вообразилия

Любимые герои

Тема. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»

Цели урока:1. Развитие умения пересказывать самостоятельно прочитанное произведение.

2.Обучение умению высказывать своё отношение к персонажам.

3.Выработка умения выразительно читать прозаический текст.

4.Воспитание чувства юмора, адекватного восприятия комических ситуаций.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Третьеклассники рассказывают весёлые и смешные истории, которые происходили со знакомым им медвежонком Винни-Пухом и его друзьями. Этот этап урока под­готовит учащихся к чтению и восприятию отрывка из книги А. Милна

3.Краткая вступительная беседа.

Алан Александр Милн Почетное место среди английских сказочников
(1882—1956) занимает А. Милн.

Милн начал свою литературную деятельность с произведений для взрослых: романов, стихов и пьес. Но на­стоящую славу принесли Милну его произведения для детей: стихи и повести-сказки. У героя книг Милна, Кристофера Робина, есть реальный прототип — сын писателя. Этим героем, немного наивным, милым и умным мальчиком, объединены основные книги Милна: сборники стихов «Когда мы были молоды» и «Теперь, когда нам шесть» и прославленная сказка «Винни-Пух и все-все-все» (1926).

И взрослый и маленький читатель получает эстетическое наслаждение не только от остро­умия и оптимизма этой книжки, но и от редкого сплава художественной сложности и внешней незамысловатости этой сказки. Все персонажи ее — дети, только одни и говорят, и ведут себя, как дети (сам Винни-Пух, Пятачок), а другие кажутся детьми, которые стараются вести себя на взрослый лад (Сова, Кролик, Иа-Иа). Нечего и говорить, что все они разно обаятельны и ста­новятся любимыми детскими героями.

Активное мировосприятие связано в книге Милна с детским словотворчеством, с тем милым называнием и придумыванием, которое у нас в стране долгие годы изучал К. Чуковский и опубликовал в книге «От двух до пяти». Кристофер Робин играет словом и в слово. Когда Сова произносит трафаретную фразу, вроде следующей: «Ну, обычная процедура в таких случаях нижеследующая...», то Винни-Пух не в силах выслушать ее до конца и перебивает Сову: «Что значит Бычья Цедура? Ты не забывай, что у меня в голове опилки и длинные слова меня только огорчают». Они огорчают и Пуха, и Кристофера Робина, и самого автора, который терпеть не может канцеляризмов. Мальчуган из книги Милна не только разлагает слова на сос­тавные части и играет ими, как эксцентрик-жонглер в цирке. Он создает из двух слов одно. Например, придумал Слонопотама, создав странный гибрид из «слона» и «гиппопотама». Но если это слово могло бы удивить любого взрослого, то оно воспринимается совершенно спокойно Пятачком.

«— Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.— А что он делал?— спросил Пятачок. Можно было подумать, что он ни капельки не удивился!— Ну, просто слонялся,»—сказал Кристофер Робин».

В сказке Милна, строго говоря, нет элементов фантастики (ес­ли, конечно, не считать обыденного для сказки факта — умных, говорящих животных и игрушек). Парадокс «Винни-Пуха» в том, что фантастические персонажи в фантастических условиях живут самой обычной жизнью, со своими радостями и обидами, путе­шествиями и прогулками, неотложными делами и развлечения­ми. Но искусство Милна таково, что эта обычная жизнь оказыва­ется для читателя чарующей и ироничной сказкой.

4. Чтение учителем, учащимися отрывка из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»

Учитель даёт образец выразительного чтения, притом к песенкам Винни-Пуха можно придумать мелодию,

При повторном чтении текста цепочкой учащиеся попробуют по-своему пропеть песенки героя

Физкультминутка

5.Анализ и выборочное чтение текста

После чтения могут следовать вопросы: Почему Винни-Пух никак не мог решить, кого из друзей посещать первым? Что привлекало медвежонка в посещении Кро­лика? (Прочитайте.) Почему Винни-Пух передумал пой­ти к Кролику? (Найдите в тексте.) Какое слово пропус­тил автор во фразе «Было одиннадцать часов. Вполне подходящее время, чтобы немножко ...»? Почему медве­жонок всё-таки пошёл к Пятачку?

6.Работа в тетради по литературному чтению

Коллективное выполнение под руководством учителя задания № 5 (стр. 29)

7. Домашнее задание Научиться выразительно читать текст

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия.

Страна Вообразилия

Любимые герои

Тема. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»

Цели урока:1.Развитие творческого воображения.

2.Обучение умению составлять план прочитанного произведения.

3.Развитие умения подробного пересказа.

4.Воспитание чувства дружбы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение текста учащимися цепочкой. Оценка чтения классом

3.Коллективное составление плана текста

Учащиеся под руководством учителя делят текст на логически законченные части. Каждой части даётся название, которое записывается на доске, например: 1. Размышления медвежонка.

2. Первая песенка Вин­ни-Пуха.

3. Желание навестить Кролика.

4. Продол­жение песенки Винни-Пуха.

5. Поход к дому Кроли­ка и размышления медвежонка.

6. В гости к Пятачку.

7. Пушистая песенка Винни-Пуха

4. Подробный пересказ текста с выборочным чтением

Текст учащиеся могут рассказывать подробно по пла­ну, а вот песенки оставить такими, как они есть в тексте, и вставлять их в текст пересказа

Физкультминутка

5.Творческая работа

Учитель может предложить учащимся сочинить новую песенку Винни-Пуха. У него уже будет заготовка такого текста, а ребята лишь вставят пропущенные слова (например: Винни-Пух большой ... (сластёна). / Да!/

Ест он мёд и сладости/ ... (всегда)

6.Работа в тетради по литературному чтению

Описать словами рисунок, который хотелось бы нарисовать к одной из историй о Винни-Пухе (часть I задания № 6, стр. 29)

7. Домашнее задание Перечитать текст. Сделать рисунок к полюбившейся

истории о Винни-Пухе

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия.

Страна Вообразилия

Любимые герои

Тема. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Цели урока:1. Активизация эмоций, чувств, памяти.

2.Обучение умению пересказа по памяти.

3.Закрепление умения выборочного чтения; составление характеристики героя.

4.Воспитание чувства дружбы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Анализ рисунков

3.Вступительная беседа

Во вступительной беседе учитель напомнит о швед­ской писательнице Астрид Линдгрен, написавшей для детей повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Писательница создала сказочное существо - Карлсона - доброго и забавного человеч­ка, необыкновенного друга, умеющего шутить и за­бавляться, готового в любую минуту пуститься на ма­ленькие «хитрости» и приключения. Третьеклассникам предлагается вспомнить (по книге и мультфильму), в какие весёлые истории попадали Малыш и его друг Карлсон

4. Чтение учителем, учащимися 1-й главы из повести.

Физкультминутка

5. Анализ текста

После повторного чтения учащимися учитель задаёт несколько вопросов на воспроизведение и анализ:

- В каком городе и в какой семье жил Малыш?

- Почему автор так часто повторяет выражение «самый обыкновенный»?

- Почему Малыш считает себя самым обык­новенным мальчиком?

- Кто и почему является не со­всем обыкновенным существом?

6. Выборочное чтение. Составление характеристики Карлсона

Учащиеся ещё раз выборочно перечитывают текст (отрывок о Карлсоне). Из первого абзаца они определяют, что Карлсон - самоуверенный человечек, важный, с чувством собственного достоинства, а также дают его словесный портрет.

Во втором абзаце к характеристике героя добавляется то, что он «любит мечтать, смотреть на звёзды и раз­мышлять»

7. Работа в тетради по литературному чтению

- Выполнение задания № 16 (стр.37)

8. Домашнее задание

Перечитать 1 -ю главу. Вспомнить интересные истории о Малыше и Карлсоне из книги или мультфильма

9. Подведение итогов урока.

10.. Рефлексия.

Страна Вообразилия

Любимые герои

Тема. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Цели урока:1. Развитие умения подробного пересказа.

2.Закрепление умения составлять характеристики действующих лиц.

3.Расширение словарного запаса учащихся.

4.Воспитание чувства дружбы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают новые истории о Малыше и Карлсоне, а учитель каждый раз задаёт вопросы типа:

- Какой в этом эпизоде Малыш?

- Какие черты Карлсона здесь проявились?

Таким образом готовится общая ха­рактеристика героев

3. Чтение учителем, учащимися 2-й главы повести

После чтения текста учащимися учитель задаёт вопросы:

- Что нового мы узнаём о Малыше во 2-й главе?

- О Карлсоне?

Физкультминутка

4. Анализ текста. Составление характеристик героев

Во второй главе определяются такие качества Малыша, как мечтательность,любовь к животным (учащиеся подтверждают это выборочным чтением).

К характеристике Карлсона добавляются такие черты, как внимательность,наблюдательность. Коллективно можно обобщить характеристики героев

5. Лексическая работа

Класс работает над смыслом устойчивых выражений «дух захватило от волнения», «по спине мурашки по­бежали», над использованием приёма «одушевления предмета» - «занавески медленно раскачивались, слов­но здоровались с маленькими бледными звёздами...»

6. Свободная беседа

В заключение урока можно поразмышлять над понятиями «настоящая дружба», «настоящий друг (подру­га)», выяснить, какие качества третьеклассники ценят в своих друзьях

7. Работа в тетради по литературному чтению

Выполняется задание № 21 (стр.41)

8. Домашнее задание Перечитать весь текст. Выполнить задания № 9, 17 (стр.32, 38) в тетради по литературному чтению

9. Подведение итогов урока.

10. Рефлексия.

Страна Хохотания

Введение в раздел «Страна Хохотания»

Вступительная статья о смехе. Статья о творчестве Генриха Сапгира

Цели урока:1. Знакомство с произведениями новой темы.

2.Знакомство с творчеством Генриха Сапгира.

3.Развитие творческих способностей, фантазии.

4.Развитие умения анализировать и обобщать.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Рассказы о самостоятельно прочитанных весёлых и смешных произведениях с указанием фамилий авторов

3.Вступительное слово учителя. Рассматривание произведений раздела «Страна Хохотания»

Учитель предлагает учащимся высказать свои предположения о названии новой страны Хохотании. Для подтверждения своих версий они просматривают раздел и определяют, с какими произведениями они будут знакомиться, с творчеством каких писателей продолжат знакомство

5.Чтение учителем вступительной статьи о смехе. Размышление учащихся по теме

Вместе с учащимися учитель размышляет, всегда ли смех полезен и нужен. Ребята должны привести примеры, когда они весело и от души смеялись, а когда

смеяться было нетактично, неприлично

Физкультминутка

6. Чтение учителем статьи о творчестве Генриха Сапгира. Чтение стихотворений Г. Сапгира учителем, а затем учащимися

Кроме помещённых в учебнике стихов поэта можно использовать любые сборники его стихов. Их могут принести и учащиеся. Важно подчеркнуть в беседе
после чтения, что поэт - большой шутник. Он любит привлекать в свои стихи шутки, загадки, потешки. Он как будто видит мир глазами волшебника и весельчака. Кроме того, каждое стихотворение поэта - это окошко в мир слов: поющих, звенящих, смеющихся. И это важно показать на примерах в стихотворениях. Учащиеся, которые читали к уроку стихи Г. Сапгира, могут их перечитать вслух для всех

7. Работа в тетради по литературному чтению

Выполняется задание № 2

8. Домашнее задание Перечитать статьи о смехе и о творчестве Г. Сапгира.

Выполнить задание № 4 в литературной тетради

9. Подведение итогов урока.

10. Рефлексия.

Страна Хохотания

Наши рекомендации