Понятие и формы власти. Основной механизм реализации власти в организации
Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.
Власть - это возможность влиять на поведение других.
В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются - фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделения организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег.
Без содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организации, находящихся вне их собственной организации - поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность, ведомств и профсоюзов.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, ибо никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б равен степени зависимости лица Б от лица А.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что те зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, который зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.
Поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование руководителем в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Это может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей, поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, - непокорности.
Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его власть над этим другим руководителем.
- Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти, согласно которой имеется пять основных форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении. Она ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворение какой- то насущной потребности (уважения, работы, положения в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. Длительное ее применение вызывает скованность, отчуждение, текучесть кадров.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Здесь имеет место положительное подкрепление воздействия вознаграждением, которое активизирует исполнительную деятельность подчиненного.
3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть (власть примера). Эта власть основана на личных свойствах руководителя и носит название харизма.
Харизма - это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников. Харизматическая личность наделена следующими свойствами:
- внушительная внешность;
- умение говорить;
- умение держаться в коллективе;
- независимый характер.
5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг - подчиняться им. Он реагирует не на личность, а на должность. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе - предпочтительно вдохновленной - направленной на достижение целей организации. Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.
Задача оказывать влияние на подчиненных так, чтобы их действия максимально соответствовали целям предприятия
Власть основанная на принуждении
1. Основа реализации - возможность налагать взыскания;
2. Основа подверженности - ожидание наказания в случае неподчинения;
3. Механизм влияния - страх и принуждение;
4. Ограничения - необходимость контроля результатов деятельности подчиненных и надзора за их поведением. Рост стремления работников к сознательному обману организации, отсутствию инициативы, отчужденности.
Власть эксперта
1. Основа реализации - наличие знаний;
2. Основа подверженности - принятие на веру ценности знаний руководителя и сознательное желание подчиниться;
3. Механизм влияния - доверие (разумная вера);
4. Ограничения - ограничена зоной компетенции руководителя (руководитель должен разбираться в том, о чем говорит, и уметь продемонстрировать наглядные доказательства знаний).
Власть норм, традиций
1. Основа реализации - наличие звания, статуса или роли (более высокого положения);
2. Основа подверженности - поддержка руководителя в следствии совпадения внутренних ценностей;
3. Механизм влияния - принятие ценностей организации;
4. Ограничения - ограничена кругом совместно принятых ценностей. Исполнитель должен усвоить внутрифирменные нормы и традиции.
Власть основанная на вознаграждении
1. Основа реализации - наличие поощрительных ресурсов;
2. Основа подверженности - ожидание адекватного вознаграждения;
3. Механизм влияния - подчинение;
4. Ограничения - ограниченность ресурсов, сложности при определении ценности вознаграждения для работника.
Власть примера
1. Основа реализации - привлекательность руководителя, харизма;
2. Основа подверженности - желание быть таким же, как руководитель;
3. Механизм влияния - идентификация (отождествление) с носителем власти;
4. Ограничения - ограничена влиянием, не противоречащим идеалам, которые лежат в основе отождествления. Руководителю необходимо поддерживать отношения с подчиненными, быть постоянно на виду, в центре их внимания, быть привлекательным для них.
Власть информации
1. Основа реализации - наличие доступа к важной информации;
2. Основа подверженности - ожидание, что эффективное использование информации приведет к удовлетворению потребности;
3. Механизм влияния - подчинение;
4. Ограничения - необходимость иметь достоверные источники важной информации.