Формы реализации исполнительной власти: понятие, виды.

Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах.

Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления.

Формы управления различаются:

в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) – на внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутриорганизационных вопросов);

по способу выражения – на словесную (письменная и устная) и 'конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);

по характеру вызываемых последствий – на правовые и не правовые.

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов управления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наиболее значимыми правовыми формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов и издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам. Поэтому последние акты и называются индивидуальными.

Не правовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, – они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Не правовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними.

Одной из не правовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. и т.п.

Другой не правовой формой реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.

Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти.

Конечно, деление всех форм управления по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, переплетены одна с другой. Но все же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания.

60. Функции административного права. Административно-правовое регулирование управленческих об­щественных отношений может иметь различную целевую нагруз­ку и, соответственно, различные формы своего выражения. Учи­тывая это, можно говорить о трех важнейших проявлениях регу­лятивной функции административного права.

1. В полном соответствии с ролью исполнительной власти в го­сударственно-властном механизме с достаточной степенью отчет­ливости проявляется правоисполнительная функция админи­стративного права. Это означает, что главное содержание админи­стративно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего российского законода­тельства.

2. Административно-правовое регулирование вместе с тем вы­ражается и в том, что соответствующие субъекты исполнительной власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы. В этом суть правотворческой или правоустановителъной функции административного права. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что ад­министративное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и слу­жит ее интересам. Практически это означает, что нормы админи­стративного права, создаваемые самими органами исполнитель­ной власти, по своей сути также являются конкретной формой правоисполнения. Так, Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

3. В процессе административно-правового регулирования реа­лизуется также и правоохранительная функция, имеющая своим назначением обеспечение соблюдения установленного правового режима и защиту законных прав и интересов участников регули­руемых общественных отношений. Следует еще раз подчеркнуть, что в порядке осуществления широкого круга контрольно-надзор­ных полномочий и применения мер административного принуж­дения исполнительные органы и их должностные лица практичес­ки обеспечивают правовую защиту многих общественных отноше­ний, регулируемых иными отраслями действующего права.

При осуществлении административно-правового регулирова­ния в настоящее время главное внимание уделяется реализации федеральных и региональных программ (например, жилищной, энергетической); проведению в жизнь требований, обеспечиваю­щих организационно-правовые основы хозяйственной жизни (на­пример, пресечение монополизма, государственное стимулирова­ние предпринимательства, охрана прав потребителей); обеспече­нию реализации прав (включая их охрану) и обязанностей физи­ческих и юридических лиц в сфере государственного управления; координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственного и частного секторов хо­зяйственной и социально-культурной жизни; осуществлению го­сударственного контроля и надзора в регулируемой сфере общест­венных отношений.

Наши рекомендации