Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти

Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Многогранный мир вла­сти и властных отношений описывается в настоящее время в об­щей сложности более чем пятью тысячами понятий. Философы говорят о власти объективных законов развития природы, обще­ства и человеческого мышления, экономисты - о власти эконо­мической, политологи - о власти политической, юристы -чэ пра­вовой, государственной и судебной власти, ^ты'1^~ власти, родители - о власти семейной, богословы | о власти Бога

и т.д. Есть также понятия законодательной и исполнительной власти, власти массовых общественных союзов и организаций средств массовой информации и др. Как писал русский юрист А. С. Алексеев, «властвует также и чарующая красота, и гениаль­ный ум, и художественный талант, и мода»1.

Можно ли в таком случае выявить сущность власти и власт­ных отношений, дать им научное определение? В прошлом часть философов, социологов, политологов, представителей других со­циально-гуманитарных наук, подчеркивая исключительную слож­ность, многогранность и многоаспектность этого общественного явления, не давали однозначного ответа на поставленный вопрос. Большинство же современных ученых-обществоведов положи­тельно отвечают на него и указывают путь его решения. Смысл ответа состоит в том, что власть необходимо исследовать как ши­рокое социальное явление, как общесоциологическую категорию, выделяя при этом субстанциональные основания властных отно­шений и их наиболее общие признаки, выражающиеся в любом типе, виде или форме власти и придающие ей объективно-зако­номерный характер.

В настоящее время на основе данной исходной позиции в кратологической науке разработаны различные определения по­нятия «власть»2. К числу наиболее распространенных из них сле­дует отнести: во-первых, власть - это способность, право и воз­можность тех или иных лиц, органов, учреждений, систем распо­ряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздейст­вие на судьбы, поведение и деятельность людей, их общностей и институтов с помощью различных средств (права, авторитета, воли, принуждения, убеждения); во-вторых, власть - это государ ственное, общественное, политическое, экономическое л™

! Алексеев А. С. К учению о юридической природе государства и го­сударственной власти. М., 1895. С. 17.

2 Кратология (от греч. кгаю& - власть, сила, господство, могущество и 1о§о« - слово, учение)- учение о власти, ее роли в общественной.жиз­ни человечества, о закономерностях ее происхождения, функциониро­вания и развития. (См.: Власть в

Перечисленные трактовки понятия «власть, передаются с определением власти в Толковом словаре В.И. Даля- «Влаат, право, сила и воля над чем-либо, свобода действий, распоряже­ний; начальствование; управление ... Властвовать - управлять властно, господствовать, повелевать, распоряжаться»2.

Приведенные определения власти не являются раз и навсегда данными, они постоянно развиваются и уточняются. Однако в них заложено принципиальное понимание сущности и источни­ков власти, ее признаков и структуры. Как следует из этих опре­делений, сущность власти как социального явления заключается в господстве одних людей над другими, их воздействии на них и выражается она в широко известной в современном мире форму­лировке: «А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б». Наиболее характерным специфическим признаком власти являет­ся доминирование властной воли.

Как социальное явление власть возникает и функционирует на основе определенных источников. Принято считать, что ис­точником власти является объективная неоднородность социаль­ного положения людей, дифференцированность их социальных ролей. И это важно подчеркнуть, так как при равном положении людей, при тотальном социальном равенстве власти нет. Она возникает лишь вследствие появления различий людей в их соци­альном положении. При этом власть сводится к системе преиму-

1 См.: Философия власти / Под ред. А А Ильина. М: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. И - 13; Х&липовВ.Ф. Кратология. Наука о власти, м.. ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. С. 18 - 20.

*ДамьВ.И. Толковый словарь живого великорусского языка, м..

Русский язык, 1978. Т. 1. С. 213.

ществ, обеспечивающих дополнительные степени свободы лю дям и дающих право одним влиять на других.

Власть всегда была связана с проявлением силы как в фШи ческом, так и в социальном смысле. Именно сила (принуждение нередко рассматривалась и рассматривается как конечный и , более эффективный источник власти, ибо важнейшие средства власти (влияние, право и т.д.) функционируют лишь на фоне это­го источника.

Имеются и другие, более глубокие источники власти. Одним из них является богатство - владение материальными ценностя­ми в виде денег, собственности или средств производства. Субъ­екты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: са­мим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов эко­номики; финансированием определенных политических партий и движений, избирательных кампаний; влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давле­ния в парламенте, государственных учреждениях, общественных организациях и т.д.

К важнейшим источникам власти относятся знания и инфор­мация. Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни обще­ства и государства. Как считает известный американский социо­лог и футуролог А. Тоффлер, в конце XX - начале XXI в. именно знания и информация становятся важнейшими источниками вла­сти. Он подчеркивает, что «в современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демокра­тичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти»1. А русский философ и просветитель А.И. Стронин, характеризуя этот источник власти, отмечал: «Как знание начинается с богатства, так власть начина­вши! от знания. Если превосходство в силе есть единственный

1 Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль. 1992. № 2. С. 114.

первоначальный источник богатства, если превосходство в йпг„ стве есть единственный первоначальныйисточник™!™^" единственно первоначальным источником власти бываТСлько превосходство в знании. Но так как ЭТ0 последнее превосходнопредполагает и два первых, то отсюда и выходит, ™ властГГть соединение силы, богатства и знания, а всякое соединение силТ богатства и знания есть власть» .

И наконец, наиболее важным источником власти является сам человек. Люди, народ - это универсальный, многофункцио­нальный источник власти. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации. В Ос­новном Законе России - Конституции записано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»2.

Власть как социальное явление имеет свою структуру. Ее
основные элементы - субъект и объект. Властвующий субъект в
системе двусторонних отношений людей воплощает в себе ак­
тивное, направляющее и ведущее начало. Именно от субъекта
исходит волевое влияние и воздействие, следуют распоряжения,
указания, требования, спрос и контроль. При этом субъект власти
должен обладать целым рядом качеств: желанием властвовать;
волей к власти; готовностью брать на себя ответственность; зна­
нием дела, за которое берется; умениями и навыками руководства
и управления; авторитетом и многими другими. Власть имущие в
разной степени наделены этими качествами, но все же знания,
умения, профессионализм - неотъемлемые атрибуты власти,
главные предпосылки обязательного выполнения объектом тре­
бований субъекта власти. „™я~т
Немаловажную роль в системе властных отношениииграет
объект власти. Это обусловливается тем, что власть, как подчер

' Цит. по: Антология мировои"политической мысли: В 5 т. М: Мысль, '^Ко^гуиия (Основной Закон) Российской Федерации. М, Юрид. лит., 1994. Ст. 3. Щ

кивалось, всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и подданного, т.е. субъекта и объекта. Она невозможна без доми­нирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсут* ствует подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти.

Взаимодействие и взаимоотношения субъекта и объекта вла­сти опосредуются целым комплексом различного рода средств которые в современной философской, социологической и поли­тологической литературе называются ресурсами или основами власти. Ресурсы власти - это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. В системе властных отношений ресурсы используют­ся для поощрения, убеждения, принуждения и наказания объекта власти. Они многообразны и обычно подразделяются на утили­тарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социаль­ные блага, которые связаны с повседневными интересами и по­требностями людей. С их помощью субъект власти, особенно го­сударство, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые социальные слои населения, например, предоставлять опре­деленные социальные льготы различным категориям людей (уве­личение заработной платы, снижение налогов и др.) или, наоборот, лишать этих льгот (уменьшение заработной платы недобросовест­ным работникам, различного рода штрафные санкции и т.п.).

Принудительные ресурсы - это меры административного воз­действия. Дело в том, что власть как таковая немыслима без применения принудительных средств. Ресурс принуждения силен тем, что субъект власти с его помощью имеет возможность непо­средственно подчинить себе волю объекта и распоряжаться им. При этом принуждение может выступать в самых различных формах: подавление, насилие при тоталитарных политических режимах; убеждение, давление общественного мнения, руково­дство - при демократических политических режимах.

Нормативные ресурсы - это средства воздействия на внут­ренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения челов! ка. Их предназначение состоит в том, чтобы убедить управлГ мых в общности их интересов с интересами властвующие оо^Г печить одобрение со стороны объекта власти действий субъекта власти, побудить людей принять требования власти. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоя тельства и через них на поведение людей, то третий - с непосред­ственным влиянием на поведение человека.

Все перечисленные ресурсы власти применяются ее субъекта­ми, как правило, комплексно, системно. Это позволяет им приво­дить в движение все компоненты властных отношений, обеспечи­вать определенную динамику их функционирования и развития.

Любая общественная власть имеет различные формы реали­зации (проявления). Наиболее типичными из них являются: гос­подство, руководство, управление, организация и контроль. Гос­подство - это подавление, преобладающее влияние, обладание всей полнотой власти. По своей сути оно проявляется в полном подчинении одних людей другим. Руководство - воздействие (прямое или косвенное) на людей в определенной сфере. Управ­ление - использование предоставленных полномочий для под­держания задуманного (заданного) режима конкретной деятель­ности. Организация - регулирование функционирования, субор­динация и координация элементов или компонентов системы. Контроль - проверка соответствия деятельности людей установ­ленным принципам и нормам и ее корректировка.

Власть как социальный феномен, пронизывая своим влияни­ем все сферы общественной жизни и все виды человеческой дея­тельности, имеет множество разновидностей. Она классифшщру-ется по различным основаниям: по формационному и ™™™*™* признакам (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодаль­ная, капиталистическая, коммунистическая (^и^^™ по типу политического режима (тоталитарная, авторитарная де мократическая); по отношению к социальному ПР°^^ грсссивная, реакционная, динамичная, застойная); по суОъекту(государственная власть, власть общественно-политических оо ганизаций и движений, власть средств массовой информации церковная власть и др.); по степени институционализации (цен­тральная, региональная, республиканская, окружная, областная городская, районная, муниципальная и др.); по сферам общест­венной жизни (экономическая, политическая, социальная, духов­ная, военная и др.); по количественному признаку (единоличная олигархическая, полиархическая); по правовому признаку (ле­гальная, нелегальная); по степени признания власти населением страны (легитимная, нелегитимная); по принципу разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная) и т.д.

Имеются и многие другие разновидности общественной вла­сти. Исследователи насчитывают их более 1501. Среди перечис­ленных разновидностей власти наиболее общественно значимой является политическая власть, ядро которой составляет власть государственная. Политическая власть, по сравнению с другими разновидностями власти, оказывает наиболее существенное и всестороннее влияние на общественную жизнь, выступает ее важнейшим регулятором.

Наши рекомендации