Глава 14. публичная коммуникация

Итак, лекция является важнейшим звеном учебного процесса. Она выполняет основную функцию образования — функцию пере» дачи знаний. Хорошая лекция отличается от плохой лекции ролью, которая отводится в ней адресату. Если адресат является объектом, а не субъектом обучения, то, скорее всего, это плохая лекция. Во время хорошей лекции слушатель занят постоянной мыслительной работой, чему способствуют приемы диалогизации этого моноло­гичного жанра публичной речи.

Все сказанное относится к лекции в русской культуре. Другие культуры имеют свои особенности чтения лекций. Например, в финской культуре чтение лекции, впрочем как и доклада на конфе­ренции, предваряется раздачей достаточно полного конспекта лек­ции каждому слушающему. Так что в каждой культуре имеются свои представления о способах достижения должного уровня понима-г ния у слушателей.

14.4. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Устная деловая публичная речь обслуживает разные субъекты дело­вой сферы — от индивидуальных субъектов (фирмы, организации) до институциональных (суды, парламент).

Деловое общение - процесс взаимодействия деловых партнеров, направ­ленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В целом деловое общение может проходить в форме межличност­ного (например, деловая беседа), группового (совещание, перего­воры) или коллективного общения (собрание). Нас будут интересо­вать только формы коллективного общения.

Психологи различают общение в малой и большой группе. В малой группе сохраняется возможность использования межлич­ностных форм общения (прямого диалога). В большой группе (на­пример, собрание трудового коллектива) личный контакт более ог­раничен, развиты формы публичного общения. Малую группу обычно составляют 6—10 человеке в зависимости от форм группо­вой работы. Так, на совещание рекомендуется приглашать 6—7 че­ловек. Группа более 10 человек считается уже большой группой, общение с которой имеет свои особенности. И малая, и большая группы представляют собой социальную группу, т.е. тип социаль­ной общности людей, объединенных в процессе совместной дея­тельности. Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, в которую входят статусно-ролевые отношения, профес­сионально-квалификационные характеристики, половозрастной


14.4. Устная деловая публичная коммуникация

состав. В отличие от учебной аудитории, где все члены группы имеют более или менее равный социальный статус (студенты, школьники), трудовой коллектив представляет собой сложную ие­рархическую структуру. Для каждой социальной группы характер­ны свои групповые ценности, групповое обособление, групповое давление (т.е. воздействие на поведение членов группы), общие цели и задачи деятельности, стремление к устойчивости, закрепле­ние традиций. В группе складываются свои отношения, формиру­ются симпатии и антипатии, на основании которых каждая боль­шая группа распадается на малые психологические группы, в каж­дой из которых есть лидер. Руководитель при организации публич­ного делового общения должен обязательно учитывать все особенности отношений, которые складываются между малыми психологическими группами.

Эффективность публичного делового общения для групп с раз­личным характером иерархических отношений будет исчисляться по-разному в зависимости от стиля руководства, который определя­ется степенью делегирования руководителем своих полномочий подчиненным, степенью участия подчиненных в принятии реше­ния, уровнем информированности подчиненных и типом власти, используемым руководителем. Среди типов власти выделяют: власть, основанную на принуждении; власть, основанную на поощ­рении; экспертную власть, т.е. власть, основанную на признании подчиненными высокой профессиональной компетентности руко­водителя; власть примера, основанная на уважении руководителя; законную, или традиционную власть, основанную на высоком офи­циальном статусе руководителя.

Для авторитарного стиля руководства, который характе­ризуется единоличным принятием решения руководителем, жест­ким управлением деятельностью подчиненных, ограничением ини­циативы подчиненных, эффективным будет информативный тип собрания или собрание-инструктаж.

Для демократического стиля руководства, при котором руководитель передает подчиненным часть своих властных полно­мочий, в том числе осуществление контроля, вводит элементы кол­лективного самоуправления, консультируется с подчиненными, а подчиненные принимают участие в выработке решений, имея до­статочно информации, эффективными будут формы публичной коммуникации, основанные на поощрении инициативы (собра­ние — поиск решения, «мозговой штурм») и кооперативной со­вместной работе (собрание — принятие решений).

При либеральном стиле руководства руководитель вообще старается минимально вмешиваться в деятельность группы, обеспе-


14.4. Устная деловая публичная коммуникация

Глава 14. Публичная коммуникация





чивая своих подчиненных информацией и материалом, необходи-мым для выполнения работы, он минимально использует властные полномочия, поэтому либеральные руководители в меньшей степе­ни используют формы деловой публичной коммуникации.

Для каждого типа культуры свойствен свой характер отношений между руководителем и коллективом, свой национальный идеал ру­ководителя. Например, японские студенты так трактуют смысл рас­сказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»: автор смеется над Червяко­вым и осуждает его за то, что он, пытаясь перешагнуть установлен*-ные социальные рамки, в театре сидел рядом с людьми, находящи­мися на высшей ступени общественной лестницы, в то время как ему следовало занимать место, соответствующее его положению.

Таким образом, жанры публичной деловой коммуникации явля­ются неотъемлемой частью национальной культуры, и поэтому вла­дение ими должно быть обязательной составной частью коммуни­кативной компетенции любого носителя языка.

Выделяют общие и специальные жанры деловой публичной ком­муникации.

Общие жанры деловой публичной коммуникации выполняют важные функции: 1) информирования, доведения до каждого члена коллектива руководящих установок (собрание); 2) функцию объ-: единения людей в единый рабочий организм, в котором важны не • только распределение рабочих функций, но и удовлетворение по­требностей человека в одобрении, включенности в социальные группы, самоутверждении (юбилеи, банкеты, торжественные со­брания); 3) функцию создания положительного общественного мнения вокруг организации (РК-жанры — пресс-конференция, пре­зентация).

Собрание— устное коммуникативное взаимодействие коллектива, 1 которое организуется руководителем организации для обмена определенной-^ деловой информацией, связанной с жизнью коллектива.

Проведение собрания всегда связано с одной из функций управ- < ления — функцией планирования, организации, мотивации или| контроля. На этапе планирования и организации оно" служит для решения следующих задач: найти коллективное реше­ние проблемы (собрание — поиск решения); отобрать и принять конструктивные решения (собрание — поиск решения, собрание — | принятие решения); проинформировать коллектив о поисках в ре-; шении проблемы, о новом опыте и возможности его внедрения! (информативный тип собрания).

На этапе контроля и мотивации собрание проводится с , целью: скоординировать усилия подразделений организации по вы-1

полнению работы; выяснить, проанализировать состояние дела; от­метить наиболее удачный опыт подразделений или отдельных ра­ботников при выполнении задачи.

Основными особенностями собрания как публичного делового жанра общения являются следующие:

^ подготовленный характер общения, т.е. наличие заранее объяв­ленной повестки дня (обсуждаемых вопросов и основных до­кладчиков);

•ф- наличие ведущего — председателя собрания, который следит за соблюдением процедуры собрания;

•ф- наличие регламента, временная протяженность всего собрания не более 2 часов 10 минут;

•ф- чередование монологических, диалогических и полилогических форм общения, обычно — основное сообщение, вопросы, вы­ступления с мест в виде дискуссии;

•ф- ведение протокола собрания;

•ф- принятие решений по итогам собрания на основе голосования;

•ф- групповой характер общения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В качестве примера приведем повестку дня второго заседания Совета по русско­му языку при Правительстве РФ, которое состоялось 13 октября 2000 г. Повестка дня

1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Докладчик: Челышев Евгений Петрович — заместитель председателя Совета, ака­демик-секретарь Отделения литературы и языка Российской академии наук. Содокладчики: Губогло Михаил Николаевич — заместитель директора Институ­та этнологии и антропологии имени Н.М. Миклухо-Маклая Российской академии наук;

Кузнецов Феликс Федосъевич — директор Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.

2. Утверждение состава комиссии Совета по русскому языку при Правительстве Российской

Федерации.

Докладчики: председатели и заместители председателей комиссий. 3'. Разное.

Остановимся на процедуре собрания. Собрание — это групповое общение, где у каждого есть право голоса. Однако вос­пользоваться этим правом можно в соответствии с процедурой со­брания: либо заранее записавшись в прения, либо после поднятия руки и предоставления слова председателем собрания. В начале со­брания обычно устанавливается его регламент, т.е. продолжитель­ность основных докладов, а также выступлений с места. В зависи­мости от количества обсуждаемых вопросов: продолжительность основного доклада 10—20 минут, выступления с места — до 5 минут.


14.1. Устная деловая публичная коммуникация

Глава 14. Публичная коммуникация





Сценарий собрания чаще всего строится следующим об­разом. Сначала ведущий (обычно руководитель организации, если он не является основным докладчиком) во вступительном слове объявляет тему собрания, основные задачи собрания, регламент или ставит этот вопрос на голосование, предоставляет слово перво­му докладчику.

Основная часть собрания состоит в обсуждении поставленных на повестку дня вопросов. Здесь в идеале должен состояться кон­структивный обмен мнениями между участниками собрания. В за­дачу ведущего входит создание атмосферы заинтересованности, доброжелательности, конструктивного обсуждения. Поэтому имен­но ему в первую очередь нужно следить за корректностью высказы­ваний собравшихся, за соблюдением регламента, обобщать выска­занные суждения, особо выделять конструктивные предложения.

Если в повестку дня внесен конфликтный вопрос, требующий, коллективного решения, то в начале дискуссии ведущий должен четко сформулировать суть спорного вопроса, четко обозначить разногласия сторон.

При ведении собрания ведущий должен постоянно следить за реакцией аудитории, особенное внимание обращать на лидеров не­формальных групп, с которыми целесообразно заранее обсудить вопросы, поднимаемые на собрании.

На собрании ведущему приходится иметь дело с разными психо­логическими моделями поведения людей. Типология участников деловой беседы в какой-то степени может характеризовать и участ­ников собрания. Приведем эту типологию.

Вздорный человек, «нигилист» — склонен все предло­жения отвергать, ничего не предлагая, нетерпелив, возбужден. По отношению к нему лучше использовать тактику «группового давле­ния», т.е. дать высказаться по этому вопросу другим участникам со­брания.

Позитивный человек— доброжелателен, стремится к со­
трудничеству, вносит конструктивные предложения. Ему следует
дать слово в критической ситуации, когда нужен трезвый взгляд на
проблему. ;

Всезнайка — уверен, что знает все лучше всех, постоянно требует слова. Хорошо использовать эти качества при переходе к резюмированию, формулировке промежуточных заключений.

Болтун — пространно высказывается, отклоняется от темы,-уводит ход дискуссии в сторону. Чтобы остановить его, стоит вое--1 пользоваться регламентом, применяя для этого резюмирующее вы-,Г сказывание: «Спасибо. Ваша точка зрения ясна».

Трусишка - неуверен в себе, боится показаться глупым, смешным. Он нуждается в ободрении: «Всем было бы интересно ус­лышать Ваше мнение»; реплики-поддержки — «Да? Очень интерес­но!»; задавать уточняющие вопросы.

Хладнокровный, неприступный — держится отчуж­денно, не включается в обсуждение, так как это кажется ему недо­стойным его внимания и усилий. Если его мнение необходимо для принятия коллективного решения, примените тактику отражения чувств: «Кажется, Вы не удовлетворены ходом дискуссии. Почему?»

Незаинтересованный — тема собрания его вообще не ин­тересует. Если необходимо привлечь его к обсуждению, попросите его высказать мнение по вопросу, в котором он наиболее компе­тентен.

Важная птица — считает себя выше остальных, выражает скептическое отношение ко всему сказанному. До определенного времени соглашайтесь с ним, чтобы уменьшить его желание проти­воречить, а затем задайте уточняющий вопрос: «Вы совершенно правы. Учли ли Вы то, что...?»

Почемучка — любит задавать вопросы по любому поводу. Переадресуйте вопрос ему самому: «А что Вы сами думаете по этому поводу?» На вопросы информационного характера отвечайте сразу. Если не можете дать нужный ему ответ, признайте его правоту.

Чтобы собрание не приняло хаотичный характер, необходимо его контролировать в зависимости от стратегической задачи — нужно либо привести группу к заранее продуманному решению, либо найти коллективное решение проблемы. Рассмотрим второй случай. Председатель собрания должен придерживаться такти­ки нейтралитета, т.е. не высказывать первым свою точку зре­ния, не принимать чью-либо сторону до подведения итогов. Для ак­тивизации работы всех участников собрания ведущий должен ис­пользовать тактику поддержания равноправия, т.е. должен дать возможность высказаться всем желающим, не остав­лять без внимания даже самые незначительные предложения. Для фокусирования внимания на предмете обсуждения ведущий прибе­гает к тактикам соблюдения корректности, которая сводится к конструктивности критики, т.е. не только отрицание предложения, но и внесение своего; недопущению негативных эмо­циональных выступлений, резких выпадов в чей-либо адрес; приве­дению доказательств своей точки зрения. По ходу собрания веду­щий должен отмечать конструктивные выступления, пресекать от­клонение от темы обсуждения, задавать уточняющие вопросы вы­ступающим, вносящим конструктивные предложения, выделять то


36 - 7621


Глава 14. Публичная коммуникация


14.4. Устная деловая публичная коммуникация




общее, что есть в высказываниях собравшихся, т.е. использовать ' < тактику приведения к согласию.

В заключительной части собрания ведущий подводит итоги об­суждения и в зависимости от результатов обсуждения ставит во­прос о принятии решения по обсуждаемым вопросам на голосова­ние. Если проект решения требует более тщательной подготовки, то его голосование переносится на другой час или день; для подго­товки проекта решения выделяется специальная комиссия из участ­ников собрания, внесших конструктивные предложения. В случае собрания, проводящегося с целью подведения коллектива к зара­нее известному решению, проект решения готовится заранее и раз­дается всем участникам в конце собрания, для того чтобы они могли внести свои предложения в проект решения. Затем проект решения ставится на голосование. Приведем образец оформления решения.

Решение

По первому вопросу:

1. Одобрить доклад заместителя председателя Совета, академика-секретаря Отделе­
ния литературы и языка Российской академии наук Е.П.Челышева и выступления
содокладчиков. ;

2. Провести научно-практическую конференцию «Роль русского языка в укрепле­нии российской государственности» в январе 2001 г. (ответственные за проведе­ние: Министерство образования Российской Федерации, РАН, РАО). Подгото­вить на данную тему парламентские слушания. Провести заседание Совета по': итогам конференции.

По второму вопросу:

1. Утвердить состав комиссии Совета по русскому языку при Правительстве Рос­сийской Федерации и считать работу, выполненную членами комиссий Совета, удовлетворительной.

Собрание выполняет важную функцию поддержания жизни кол-1 лектива как единого целого. По тому, как проходят и проводятся : собрания в организации, можно судить о жизнеспособности кол-1 лектива.

Этикетные речиотносятся к публичному деловому ритуальному щению, цели которого сводятся к закреплению и поддержанию конвенцио-М палъпых отношений в социальной группе или между социальными группа-^ ми, обеспечению регуляции социальной психики в больших и малых группах', людей, созданию и сохранению ритуальных традиций организации.

Ритуальное общение характерно для проведения в организации ' праздников (например, коллективное празднование национальных! праздников — Нового года, 8 марта, 23 февраля, а также профессио-а

нальных праздников, например, Дня филолога), посвящений (на­пример, посвящение в профессию, как у подводников), чествова­ний (юбилеев сотрудников) или панихид (в случае смерти сотруд­ника), торжественных собраний, связанных с юбилеями организа­ции.

Ритуальное общение осуществляется в форме этикетных речей, среди которых выделяют протокольные (рамочные) речи, траур­ные речи, торжественные речи, речи в дружеском кругу. Человек, обладающий высоким социальным статусом, должен владеть всеми этими жанрами ритуального общения.

К протокольным (рамочным) речам относят те, которые не являют­ся центром мероприятия, но обрамляют событие, берут его в рамку (речи по поводу открытия и закрытия торжественного мероприя­тия, приветственные и благодарственные речи).

Приветственная речь должна содержать следующие ком­позиционные части:

•ф- обращение («Уважаемые/дорогие коллеги! Уважаемые дамы и госпо-да!»);

•ф- сообщение о поводе, по которому собрались («Сегоднямы отмеча­ем ...»; «Мы собрались здесь, чтобы поздравить...»), а в особо торже­ственных случаях объявление об открытии торжественного со­брания, заседания, съезда и т.д. («Позвольтемне открыть собрание, посвященное...»)',

•ф- сообщение о чувствах, которые испытывает говорящий («Мне очень приятно снова находиться в этих родных стенах»);

•ф- пожелания участникам собрания, съезда, конференции.

Поздравительная речь по случаю юбилея содержит сле­дующие компоненты:

•ф- обращение;

•ф- сообщение о поводе для произнесения речи;

•ф- сообщение о чувствах, которые говорящий испытывает к юби­ляру;

•ф- краткая характеристика юбиляра с акцентом на его положитель­ных качествах, подтвержденных примерами из его жизни;

•ф- оценка того вклада, который внес юбиляр в общее дело;

•ф- высказывание добрых пожеланий на будущее.

К речам в дружеском кругу (или развлекательным речам) относят тосты на банкетах, рассказ анекдота, смешного случая из жизни.

Отсутствие чувства юмора, умения дружески общаться отрица­тельно оценивается деловыми людьми в России.

Приведем в качестве примера мнение Марины Литвинович, руководителя ин-тернет-департамента Фонда эффективной политики: «У меня в голове ужасно нега-


36'


Глава 14. Публичная коммуникация


14.4. Устная деловая публичная коммуникация




тивный образ западных менеджеров, которые появляются в России. Мне кажется, что это бездушные твари, очень похожие на роботов. Они все как один, одеты оди­наково, и мозги у них даже одинаковые. Они функциональны, но абсолютно не творческие люди. Я боюсь таких людей. Хотя они могут оказаться хорошими. У меня был друг, который пошел работать в западную компанию, несколько лет я наблюдала, как он изменялся. И из веселого, разносторонне развитого человека, который любил пошутить, подколоть, посмеяться, был очень свободным, он превра­тился в какого-то техно-сейлса» (Тор-тапа^ег. 2001. № 2 (7)).

Публичный тост — это застольное пожелание, т.е. неболь­шое выступление, которое завершается предложением выпить вина в честь кого-либо или чего-либо. Тост должен быть:

-Ф- коротким, не более одной минуты;

-ф- содержать в себе предложение («Я предлагаю поднять бокалы за...», «Я хочу предложить выпить за... »);

-ф- связан с предыдущими тостами («Здесь у же поднимали тост за...», «Я хотел бы добавить к предыдущему тосту...»);

-ф- содержать в себе какой-то драматический элемент (короткую ис­торию, анекдот, афоризм) с неожиданной развязкой;

-Ф- возбуждать чувство единения.

Различают тосты конкретные — в честь определенного человека или события, и абстрактные — за общечеловеческие ценности (лю­бовь, дружбу, мирное небо, хорошее настроение, детей и т.д.). Кон­кретные тосты обычно предшествуют абстрактным. В конце меро­приятия обычно пьют за всех присутствующих, что означает окон­чание банкета. Этот тост произносит обычно хозяин застолья — ру­ководитель организации. В русской культуре не принято пить без тоста, тост объединяет сидящих за столом. Обязательным элемен­том является и чоканье бокалами. Обычно кто-то из уважаемых лиц берет на себя роль тамады, т.е. функцию распорядителя, который предоставляет слово для тоста гостям, представляет гостя в случае необходимости, а также заполняет паузы.

РК-жанры.Пресс-конференция— встреча официальных лиц (руково­дителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.д.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информиро­вания общественности по актуальным вопросам.

Пресс-конференции обычно проводятся по итогам какой-то важ­ной встречи в стратегических целях, т.е. в целях продвижения какой-то идеи, создания вокруг нее положительного общественно­го мнения.

Инициатором пресс-конференции, как правило, выступают сами руководящие лица, хотя известны случаи, когда инициатора-

ми были представители СМИ, которых интересовала информация из первых рук. Но время и место проведения пресс-конференции выбирает официальное лицо.

Пресс-конференция требует серьезной предварительной подго­товки. Необходимо заранее (не менее чем за 10 дней) разослать из­вещения о пресс-конференции с обозначением времени, места, продолжительности, темы, основного докладчика.

Важным элементом пресс-конференции является подготовка со­путствующих материалов, к которым в первую очередь относится пресс-кит — пакет информационных материалов для прессы, состо­ящий из разножанровых текстов. В пресс-кит могут входить пресс-релиз (актуальная оперативная информация для прессы о собы­тии), бэкграундер (расширенная информация текущего характера об организации), имиджевые фотографии, факт-лист (краткая справка об организации и ее первых лицах), лист вопросов — отве­тов (ответы на наиболее типичные вопросы). Пресс-кит обычно представляет собой папку с двумя отделениями. На титульном листе размещается логотип организации, в правом отделении поме­щается вся наиболее важная информация, в левом — материалы справочного, рекламного характера.

Длительность пресс-конференции — не более 60 мин.

Пресс-конференция состоит из вводной части (3—4 мин, выступ­ления официального лица или лиц (по 10 мин) и его ответов на во­просы журналистов (30 мин).

Во вводной части журналистов приветствуют, объясняют причи­ны проведения пресс-конференции, объявляют программу, пред­ставляют выступающих, информируют о содержании пресс-кита.

Докладчик обычно зачитывает текст краткого заявления, затем журналистам предлагают задавать вопросы. Журналисты, желаю­щие задать вопрос, поднимают руку. Официальное лицо (или веду­щий) устанавливает очередность между журналистами.

Итоги пресс-конференции комментируются в прессе и ТВ-но­востях. Все ответы на вопросы должны быть достаточно коррект­ны. Нередко журналисты умело выдергивают отдельные высказы­вания официального лица из контекста.

Например, на вопрос корреспондента «Как вы относитесь к вопросу захороне­ния тела Ленина?» В.В. Путин дал достаточно пространный ответ, сводящийся к тому, что с захоронением нужно подождать, пока живо поколение, остро реагирую­щее на эту ситуацию. В ТВ-новостях прозвучала только одна категоричная фраза: «Отрицательно» (пресс-конференция для представителей СМИ в июле 2001 г.).

Официальное лицо должно быть заранее готово к острым во­просам и ни в коем случае не уклоняться от ответа на них. Острые



14.4. Устная деловая публичная коммуникация


Глава 14. Публичная коммуникация



вопросы можно заранее предугадать, пресс-конференция прово­дится именно для того, чтобы уменьшить количество слухов вокруг сложных вопросов.

Пресс-конференция — важный шаг организации к открытости ее деятельности. При этом информации будет открыто ровно столько, сколько захочет официальный представитель органи­зации.

Наши рекомендации