Глава 7. публичная коммуникация

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы.

Р. Эмерсон

Особенности публичной коммуникации

Красноречие есть искусство выражать мысли других.

Э. Эррио

Указую господам сенаторам, чтобы речь

держать не по писаному, а своими словами,

чтобы дурь видна была каждого

Петр I

Публичная коммуникация – вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы[257].

Питер Уилби пишет, что публичная коммуникация – это не просто оглашение фактов, это передача общественности информации, которая имеет публичный статус. Но сущность публичного статуса он оценивает несколько по-другому, указывая, что информация имеет публичный статус, когда она затрагивает многообразные подходы и точки зрения. Эта информация не только представляет своеобразный консенсус, но и характеризуется определенным «здравым смыслом», например, имеет отношение к интересам широкой, а не узкой группы людей. Публичным статусом обладает та информация, которую полезно знать любому члену общества[258].

К особенностям публичной коммуникации относятся:

ü ярко выраженная социальная ориентированность коммуникации;

ü количественный состав реципиентов (аудитория, публика);

ü однонаправленность потока информации (преимущественно монологическая речь).

Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с потребностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать синкретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации. Они были описаны Аристотелем в трактате «Риторика» и получили название речей: речь показательная (на торжественном собрании), речь судебная (в народном суде), речь совещательная (в народном собрании). В настоящее время основой для выделения форм публичной коммуникации являются различные типы аудитории: учебная, научная, религиозная, избирательная, политическая, судебная и др. В зависимости от формы публичной коммуникации определяются и ее жанры. Так, в учебной аудитории это лекция, семинар, защита дипломной работы и др.; в научной – научный доклад, научное сообщение, защита кандидатских и докторских работ и др.; в религиозной – проповедь; в политической – митинг, дискуссия (при наличии зрителей) и др.; в избирательной – агитация; в судебной – обвинение, защита.

Рассуждая о сущности публичной речи, Г.В. Бороздина пишет: «Публичная речь – это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой»[259].

7.2. Подготовка публичного выступления (психологические и иные аспекты)[260]

Речь нуждается в захватывающем начале

и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора

является максимальное сближение этих двух частей

Г.К. Честертон

Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Эффективный план выступления – это результат последовательных действий (этапов). Рассмотрим их.

Определить цель речи

Традиционно выделяются три цели публичной речи: информировать; убедить, призвать к действию; приветствовать; но отдельные авторы подходят к вопросу определения цели речи по-иному.

Р. Вердербер предлагает выделять сначала общую, а затем конкретную цель. Общая цель – это цель вашей речи. Она может состоять в том, чтобы развлечь, информировать или убедить в чем-либо аудиторию (в любой публичной речи преобладает какая-то одна цель). Конкретная цель – это утверждение, определяющее, чего докладчик хочет добиться от аудитории[261]. Например, в речи «Мотивационная сторона рекламной коммуникации» цель можно сформулировать так: «Я бы хотел, чтобы слушатели усвоили десять мотивов покупательского поведения».

Интересный подход к данной проблеме высказывает Р. Гандапас. Он пишет: «Цель любой деятельности лежит за пределами этой деятельности. Какова ваша истинная цель? «Создать впечатление! Донести информацию! Запомниться! Понравиться!» – отвечают обычно участники моих тренингов. «А зачем? – спрашиваю я. – Ради какой цели?» И тут-то приходит прозрение! Для того чтобы ускорить этот процесс, задам главный вопрос: «Что должны СДЕЛАТЬ ваши слушатели после выступления?». Не «сходить в буфет», а имеется в виду вот что: проголосовать за вашу партию; приобрести вашу продукцию; утвердить ваш проект рекламной кампании; ...(ваш вариант). Ответьте себе честно-пречестно на этот вопрос. Запишите ответ. Поразмышляйте над тем, что вам дает достижение этой цели»[262].

Наши рекомендации