Тема 1. Коммуникация и массовая коммуникация: понятие и теоретические аспекты изучения

Понятие коммуникации, его этимология и эволюция значения. Сущность и специфика массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Объект и предмет теории коммуникации. Разделы исследований массовой коммуникации.

Тема 2. Теория массовой коммуникации: становление и эволюция

Социально-исторические и социокультурные обстоятельства возникновения теории массовой коммуникации. Отравные точки и логика эволюции теоретических представлений о массовой коммуникации. Три фазы развития коммуникативистики. Теории неограниченного влияния. Критика идей всемогущества массовых коммуникаций и противоположности массового и культурного (элитарного) сознания. Теории ограниченного влияния. Система факторов и явлений, опосредующих воздействие средств массовой коммуникации. Теории активной аудитории. Современные теоретические подходы к массовым коммуникациям.

Тема 3. Теория массовой коммуникации Г. Лассуэла: структура и социальные функции коммуникационного процесса

Гарольд Дуайт Лассуэл как основоположник теории массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации в работах ученого. Структурный и функциональный анализ политической коммуникации и пропаганды. Линейная модель массовой коммуникации.

Тема 4. Концепция массовой культуры и массовой коммуникации в «Диалектике просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно

Критика разума Нового времени в концепции Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно. Технологическая рациональность как тип мышления современного общества. Индустриализация духовной сферы. Масс-медиа как средство производства безличного, стандартизованного массового сознания. Неомарксистская трактовка всемогущества индустриально продуцируемой массовой культуры, ее тотального господства над сознанием масс.

Тема 5. Концепция общественного мнения У. Липпмана

Сущность общественного мнения в представлении Уолтера Липпмана. Механизмы восприятия информации. Способы формирования и функционирования общественного мнения. Влияние СМИ на формирование общественного мнения. Критика традиционной теории демократии. Проблема информационного обеспечения процессов управления в демократическом обществе.

Тема 6. Теория медиа М. Маклюэна

Некритическая апологетика массовых коммуникаций в работах Герберта Маршалла Маклюэна «Галактика Гуттенберга: становление человека читающего». «Понимание медиа: внешние расширения человека», «Медиа – это сообщение: перечень последствий». Феномен «общинного» сознания. Изменение типов мышления человека в связи с эволюцией технических средств коммуникации.

Тема 7. Теория лидеров мнений П. Лазарсфельда

Концепция ограниченных эффектов СМИ Пауля Феликса Лазарсфельда. Роль эмпирических исследований. Модель двухступенчатой коммуникации. Лидеры общественного мнения как посредники при передачи коммуникативного воздействия; межличностная и внутригрупповая коммуникация как фактор, опосредующий влияние СМИ.

Тема 8. Нормативные теории массовой коммуникации в зарубежной традиции

Предмет нормативных теорий массовой коммуникации. «Четыре теории прессы» Фреда Зиберта, Теодора Петерсона и Уилбура Шрамма: авторитарная теория, либертарианская теория, теория социальной ответственности, теория советских медиа. Нормативные теории Дениса Маккуэйла: теории медиа для развития и демократического участия (партиципаторная теория). Современные представления о социальной ответственности журналиста в зарубежной традиции. Этические принципы журналистики в отечественной теории и практике

Тема 9. Феномен медиакоммуникаций в системной теории общества Н. Лумана

Никлас Луман как представитель системного и функционального подхода в социологии. Общество как система. Коммуникации как системообразующий фактор социального бытия. Структура, функции и механизмы медиакоммуникации.

Тема 10. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Цели инструментального и коммуникативного действия по Юргену Хабермасу. Коммуникативное действие как механизм сохранения и обновления социального консенсуса. Коммуникативная рациональность. Диалогическая природа разума. Его отношения к миру и к другим людям. Понятие «жизненного мира». Коммуникация как истинная, личностно освоенная социальность и средство осмысливания социальной системы. Типы коммуникативного действия. Коммуникация и мораль. Теория демократии.

Тема 11. Концепции информационного (постиндустриального) общества

Понятие информационного (постиндустриального) общества. Теории эволюции человечества. Роль информации в современном мире. Становление глобального информационно-коммуникационного пространства. Технологическая и гуманитарная составляющие информационных технологий. Д. Белл о постиндустриальной эре. У. Эко о гуманистическом потенциале глобального информационного пространства.

Наши рекомендации