Человек, индивид, личность: определение понятий

Человек— субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо,генетически связанное с другими формами жизни, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-этическими качествами.

Надо иметь в виду, что кроме понятия «человек» используется еще ряд близких понятий: индивид, личность, индивидуальность. В обыденной речи, а порой и в литературе, эти понятия часто употребляются в одном и том же значении. Но в науках о человеке они обозначают разные явления.

Индивидобозначает человека как единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят.

Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта жизнедеятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичного) и его социальных ролей (общего). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще­нии.

Индивидуальность— термин многозначный. Он обозначает то особенное, специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех других, включая как природо-телесные, так и психические и социальные свойства; как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процесе его развития.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и ил шачении, месте человека в мире и в обществе — один из основ­ных и истории философской мысли с древности до наших дней.

Европейский рационализм Нового времени усматривал сущность человека в наличии у него разума. Р.Декарт считал мышле­ние единственно достоверным свидетельством человеческого су­щее! кования («мыслю, следовательно, существую»).

В различных концепциях человека XIX—XX вв. доминирующи­ми становятся его внемыслительные способности и силы (чув­ство, воля и т.п.). Согласно Ф.Ницше, сущность человека опре­деляется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и ра­зумом. Экзистенциализм и персонализм разграничивают в челове­ке индивидуальность как часть природного и социального целого и личность как неповторимое духовное самоопределение (экзи­стенцию).

З.Фрейд развивал представление о структуре и мотивах пове­дения человека как об извечной тайной войне между скрытыми в его глубине бессознательными психическими силами — энергия­ми (главной из которых является сексуальное влечение — либи­до) и необходимостью выжить во враждебной человеку социаль­ной среде.

Бихевиоризм сводил психику человека к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, и исключал сознание из сферы научно­го исследования.

Оригинальный подход к пониманию человека разработал вы­дающийся философ и католический теолог XX в. П.Тейяр де Шар­лей. Он считал, что человек — наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органического мира, в свою оче­редь, развившегося на основе эволюции неорганического мира. Выделяются три последовательные, качественно различные ста­дии эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера).

Гуманистическая философия, а за ней и психология, противо­поставив себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрей­дизму в трактовке человека, сделала своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представ­ляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Главное в лично­сти — не зависимость от ее прошлого, а устремленность к буду­щему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих задатков и способностей, к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я». Центральное место при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я.

Все эти подходы к рассмотрению сущности человека отража­ют, с одной стороны, определенные реалии, а с другой — влия­ют на формирование тех или иных подходов к человеку, к опре­делению его позиции в процессе социализации.

В общем виде процесс социализации конкретного человека выглядит следующим образом. Новорожденный обладает опреде­ленным генотипом, который включает в себя его соматические характеристики, половую конституцию, психические задатки, темперамент, ряд симптомокомплексов (например, интро- или и екстравертность), некие социальные предрасположенности.

На протяжении жизни генотип определяет социализацию че-шпека в следующих направлениях: физическом, эмоциональном, апперцептивном, экспрессивном, сексуальном, интеллектуаль­ном, поведенческом, социальном. Характер и уровень социали-шрованности обусловлены и ограничены рядом характеристик и ювека: полом, возрастом, конституцией (соматической и сексуальной), здоровьем, интеллектом, индивидуальной социаль­ном средой.

О развитии человека в процессе социализации можно сказать словами В.Г.Белинского о Гамлете — это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии».

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и как социализация человека стала междисциплинарной проблемой?

2. В каких аспектах изучают социализацию различные науки?

3. В чем суть подходов к социализации Э. Дюркгейма и Т. Парсонса?

4. Какие концепции легли в основу субъект-субъектного подхода?

5.Как можно определить социализацию в русле субъект-субъектного подхода?

6. В чем сущность процесса социализации?

7. Какие факторы влияют на социализацию человека?

8. Кто понимается под агентами социализации?

9. Каковы универсальные средства социализации?

10. Благодаря каким механизмам происходит социализация?

11. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализа­ции'.'

12. В каких направлениях может идти самоизменение человека?

13. Как можно определить понятия человек, индивид, личность?

Вопросы для обсуждения

1.В чем различия субъект-объектного и субъект-субъектного подходов?

2. К какому из подходов можно отнести концепции Дж. К. Коулмена, И. Таллмена и У. Бронфенбреннера? Обоснуйте свою точку зрения.

3. В чем различия концепций Г. М.Андреевой, В. С. Мухиной и А. В. Петровского?

4. Как проявился междисциплинарный подход к проблеме социализа­ции в концепции И. С. Кона?

5. В чем основное различие в трактовке сущности социализации представителей субъект-объектного и субъект-субъектного подходов?

6. Каковы различия в социализации растущего и взрослого человека?

7. Какие обстоятельства жизни на том или ином возрастном этапе способствуют или препятствуют самоизменению человека в позитивном направлении?

Наши рекомендации