Глава 2. Проект концепции развития туризма

2.1. Проблемы, тормозящие развитие туризма

На современном этапе развития общества Правительство Республики Беларусь позитивно и с пониманием относится к развитию туризма, что находит своё выражение в законодательных актах, признающих туризм одним из перспективных направлений развития. Соответствующие положения нашли своё отражение в ряде государственных программ:

· Государственной программе развития туризма в Республике Беларусь;

· Программе социально-экономического развития Республики Беларусь;

· Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь;

· и других.

В настоящее время выделяют ряд проблем общереспубликанского и регионального масштабов, в числе которых имеются следующие:

1. продвижение туристского продукта страны на внешнем и внутреннем рынках осуществляется недостаточно эффективно.

2. Остается нерешённым вопрос о функционировании туристских информационных центров как внутри страны, так и за рубежом.

3. Развлекательные и событийные мероприятия проводятся в основном в столице страны и (или) областных городах и имеют сезонную периодичность. Сроки их проведения часто корректируются.

4. Дома ремёсел и музеи, расположенные в регионах, как правило, имеют одинаковую направленность, отсутствует их индивидуальность.

5. На улицах населённых пунктов практически отсутствуют знаки туристской навигации.

6. В местах нахождения основных туристских объектов создано недостаточное количество автомобильных парковок, санитарных зон и пунктов по реализации сувенирной продукции.

7. Невладение иностранным (иностранными) языками обслуживающего персонала, работающего на объектах туризма, также затрудняет нахождение в Республике Беларусь иностранных туристов, особенно в регионах.

8. Небольшое число сохранившихся историко-культурных объектов и их слабая вовлечённость в туристскую программу страны.

Кроме перечисленных, следует отметить последствия аварии на ЧАЭС как негативный элемент в восприятии региона.

2.2. Неиспользованные возможности развития туризма

Могилёвская область обладает наибольшим числом памятников археологии, на её территории имеются историко-культурные объекты, не включённые или слабо включённые в общую туристско-экскурсионную программу региона и страны.

Отсутствует эффективная информационная база о туристских объектах, возможных туристских маршрутах, открытии новых туристских направлений, отсутствие интереса и знаний населения о достижениях специалистов в смежных с туризмом областях.

Недостаточное финансирование, недостаточное освещение проблем объектов, представляющих туристский интерес, слабая спонсорская и волонтёрская помощь.

2.3. Концептуальные предложения по дальнейшему развитию туризма

Структура управления должна быть представлена государственными и негосударственными структурами. При этом:

1. государственный сектор должен отвечать за формирование политики и нормативно-правовой базы, развитие инфраструктуры, туристские информационные услуги и в некоторой степени – за разработку турпродуктов (создание базы для их разработки) и образование (в большей степени это подготовка кадров с высшим, средним специальным образованием, а также переподготовка кадров в сфере туризма);

2. негосударственные организации должны отвечать или возглавлять маркетинг, стратегическое руководство, разработку турпродуктов (практическую), а также вносить предложения государственным структурам по вопросам формирования политики в сфере туризма. Свою образовательную миссию НГО могут реализовывать в различных формах, таких, как конференции, семинары, мастер-классы, обмен опытом и т.п.

Успешная реализация программы обусловлена:

1) эффективным взаимодействием и координацией усилий представителей местной власти, промышленного комплекса, бизнеса, учреждений образования и культуры, общественных институций, которые будут направлять общие усилия на формирование и реализацию услуг туризма, поддержку его развития в регионах и области в целом;

2) соблюдением принципов управления, основанных на:

a) добровольном участии субъектов туризма в управлении (составление прогнозов и планов);

b) выполнении обязательств исполнителями программ;

c) мониторинге и оценке эффективности социально-экономических последствий от реализации мероприятий программы;

d) отчётности исполнителей программ (планов) перед местными органами власти.

Перспективы. Туризм в Могилёвской области объединяет современную инфраструктуру с уникальными историческими и культурными ценностями. Возможности для развития туризма здесь весьма разнообразны и привлекательны. Кроме того, Могилёвская область характеризуется высоким потенциалом в области исторического туризма (наибольшее число памятников археологии), что является благоприятным фактором для развития туризма.

На территории области имеются древние поселения и города (например, г. Мстиславль), представляющие особый интерес, сохранились и восстанавливаются памятники истории и культуры.

Существующая система маркетинга туристской деятельности работает на основе информационной инфраструктуры туризма и информационных (рекламных) отделов турпредприятий. Во многих вопросах их деятельность курируется областным управлением физической культуры, спорта и туризма Могилёвской области, районными (городскими) отделами физической культуры, спорта и туризма, туристическими предприятиями.

Основными коммуникативными средствами системы являются сайты глобальной сети Интернет.

Маркетинговые программы, направленные на продвижения туризма на республиканский и мировой рынки, должны включать:

− проведение активных, рекламных кампаний на перспективных рынках, в том числе организацию участия в международных и республиканских выставках и ярмарках;

− издание рекламной литературы и презентационных материалов для районов, микрорегионов;

− организацию ознакомительных туров по Могилёвской области для прессы и туристических предприятий из других регионов;

− организацию крупных культурно-развлекательных мероприятий, рассчитанных на привлечение туристов в районы Могилёвской области.

Таким образом, развитие собственной системы маркетинга в сфере туризма преследует цель: создание условий для продвижения и реализации туристских услуг Могилёвской области, развитие туристской деятельности в районах, развитие партнёрских связей с регионами Беларуси и зарубежными странами, вовлечение в туристский бизнес незанятого населения, создание условий для самоорганизации в сфере туризма, повышение оперативности сделок, гарантий и качества услуг, широкое привлечение инвестиций в сферу туризма с использованием современных организационных решений и информационных технологий.

На этой основе имеется возможность привлечь внимание различных слоёв населения и организаций для решения проблем с восстановлением историко-культурных ценностей и включением их в глобальную туристскую программу республики.


Наши рекомендации