Тема 1. основы теории и методики физической культуры и спорта
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Источники возникновения и развития дисциплины «Теория и методика физической культуры». Физическая активность человека на основе двигательной деятельности как результат формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Основные понятия теории и методики физической культуры и спорта: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физические качества, физическое образование, физическая активность, физическое совершенство.
1.2. ПРАВОВЫЕ И ПРОГРАМНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни. Связь физического воспитания и спорта с образованием и воспитанием. Структура системы физического воспитания, ее составные части или подсистемы.
Характеристика правовых основ системы физического воспитания в РФ: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуре и спорта в Российской Федерации», Закон «О физической культуре и спорте в Нижегородской области», другие федеральные и региональные законодательные акты в области физической культуры и спорта.
Характеристика программно-нормативных документов системы физического воспитания в РФ: программы физического воспитания дошкольников, школьников, студентов, стандарты спортивной тренировки, единая всероссийская спортивная классификация, нормативы физической подготовленности, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО».
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственные органы управления системой физического воспитания и спорта: федеральные, региональные, муниципальные.
Характеристика организаций физкультурно-спортивной направленности: физкультурно-спортивный клуб, ДЮСШ, СДЮСШОР, Центр олимпийской подготовки.
Общественные организации физкультурно-спортивной направленности: физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, национальный олимпийский комитет.
Коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности (физкультурно-оздоровительные центры, тренажерные залы, др.).
Управление физическим воспитанием в системе Министерства образования и науки РФ.
Характеристика научно-методических основ системы физического воспитания: физкультурные ВУЗы, факультеты (институты) физической культуры и спорта, центры спортивной подготовки, НИИ физической культуры и спорта.
1.4. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физические упражнения, двигательные действия, движения как главные компоненты физической активности, как основа достижения цели и решения задач физического воспитания всех слоев населения, каждого отдельного человека.
Характеристика средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.
Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.
Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Идеальная (эталонная) техника, индивидуальная техника, фазы техники: подготовительная, основная (ведущая), заключительная (завершающая).
Использование биомеханических характеристик двигательного действия в физическом воспитании. Критерии оценки эффективности техники. Эволюция развития техники.
Классификация физических упражнений. Использование «искусственной» управляющей среды (специальные сооружения) для повышения эффективности физических упражнений.
Единство средств физического воспитания как необходимое условий успешного решения задач физического воспитания.
Характеристика форм физического воспитания, разнообразие форм. Формы физического воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в учреждениях дошкольного образования. Взаимосвязь формы и содержания занятий.
Динамика работоспособности на занятиях, характеристика структур занятий.
Урочные и неурочные формы. Урок - основная форма организации занятий, характеристика, требования к методике проведения урока. Виды уроков. Структура урока. Неурочные формы: индивидуальные и групповые самостоятельные занятия, игры и состязания.
Значение и задачи внеклассной работы (ВР) в школе. Педагогическое руководство ВР. Формы организации ВР в школе. Задачи, организация, содержание и методика проведения занятий в кружках физической культуры, спортивных секциях. Задачи, организация и основы методики проведения занятий в группах ОФП. Значение и формы пропаганды физической культуры в школе. Проведение общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Планирование работы по внеклассным формам занятий.
1.5. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТНИЯ
Понятия: метод, методический прием, методика, классификация методов.
Характеристика методов обучения в физическом воспитании и спорте. Общепедагогические методы: метод словесного воздействия, методы наглядного воздействия. Специфические методы физического воспитания: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. Требования к методам. Подгруппы методов.
Методы организации занимающихся во время занятий физической культурой и спортом: фронтальный, поточный, группой, круговой, игровой, соревновательный.
Характеристика методов развития физических качеств: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой.
1.6. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ КАК КОМПОНЕНТА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Понятие «нагрузка». Нагрузка и отдых – взаимосвязанные компоненты процесса упражнения, регламентация нагрузки и отдыха. Классификация нагрузок, типы отдыха.
Внешняя и внутренняя стороны нагрузки. Объем и интенсивность нагрузки, их соотношение при выполнении физических упражнений. Параметры суммарной нагрузки в совокупности упражнений. Определение суммарного объема нагрузки при выполнении ряда однотипных упражнений, нескольких или многих разнохарактерных упражнений.
Определение оптимальной нагрузки при развитии различных физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы).
1.7. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Понятие и характеристика состояний: утомление, переутомление, перетренированность, хроническое физическое перенапряжение. Профилактика переутомления и перетренированности.
Восстановление спортивной работоспособности: понятие, фазы, классификация средств восстановления. Педагогические и психолого-педагогические средства восстановления, классификация и краткая характеристика.
Основные принципы использования средств восстановления. Физические факторы восстановления спортивной работоспособности (массаж, бальнеотерапия, гидрокинезотерапия, криотерапия и др.).
1.8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ И ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
Формирование двигательных умений, навыков, и специальных знаний обучения в физическом воспитании. Реализация принципов обучения в физическом воспитании.
Уровни овладения двигательным действием в процессе обучения двигательные умение, двигательное навык, двигательное умение высшего порядка (суперумение).
Структура обучения как этапы обучения отдельному двигательному действию. Характеристика связи формирования двигательного навыка и этапы обучения:
I этап: ознакомление, создание представления: задачи, средства, методы.
II этап: начальное разучивание: задачи, средства, методы. Ошибки, причины их возникновения, меры предупреждения и приемы исправления. Освоение двигательного действия на уровне умения.
III этап: закрепление: и совершенствование: задачи средства, методы освоение двигательного действия на уровне навыка.
IV этап: интегральное совершенствование навыков и качеств; задачи, средства, методы.
Умение применять комплекс двигательных действий в вариантных условиях на основе высокого уровня физических качеств и специальных знаний на уровне умений высокого порядка (суперумения).
Формирование специальных знаний в процессе обучения в физическом воспитании. Содержание знаний сведения о физическом воспитании в целом, о закономерностях движения человеческого тела, о правилах разучивания двигательных действий и способах их выполнения, о влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека.
1.9. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Принципы сознательности и активности: осмысление сущности двигательной активности; психофизиологический механизм принципа; значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитания; особенность реализации при обучении детей. Принцип наглядности: анатомико-синтетическая деятельность коры головного мозга как объективное условие реализации принципа; значение обратной связи; комплексный подход в использовании разработанных форм наглядности.
Принцип систематичности: использование эффекта сверхвосстановления для развития функциональных возможностей; непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузки и отдыха.
Принцип последовательности и его связь с проблемой доступности методические правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», реализация путем усложнения и расширения объема двигательных и тактических умений.
Принцип постепенности постепенность повышения требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, определение меры доступного, увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Значение принципа прочности приобретаемых специальных знаний, умений и навыков.
Принцип индивидуализации: учет возрастных и индивидуальных особенностей при обучении, индивидуализация как необходимое условие для развития способностей личности.
1.10. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие координационных способностей (ловкости), их комплексный характер. Формы проявления ловкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития ловкости. Средства и методы, применяемые для развития координационных способностей. Возрастные особенности проявления.
Общие и частные задачи, реализуемые в процессе развития координационных способностей. Благоприятные (сенситивные) периоды для развития координационных способностей. Основные направления в воспитании координационных способностей.
Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие координационных способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.
Контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости.
1.11. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие «силы», формы проявления силовых способностей. Методика развития силовых способностей. Виды упражнений, используемые для развития силы мышц (упражнения с внешним сопротивлением; упражнения с преодолением веса собственного тела; изометрические упражнения, упражнения с отягощениями, упражнения на тренажерах, упражнения с амортизаторами и др.).
Характеристика методов тренировки по развитию силовых способностей (метод повторных усилий, метод динамических усилий, метод максимальных усилий, метод круговой тренировки). Критерии и параметры нагрузки при использовании различных средств развития силовых способностей.
Благоприятные (сенситивные) возрастные периоды развития силы. Особенности использования силовых упражнений в различные возрастные периоды жизни человека.
Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие силовых способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей для различных возрастных групп занимающихся.
1.12. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Определение скоростных способностей (быстроты), формы их проявления. Физиологический механизм проявления быстроты.
Наиболее благоприятные (сенситивные) периоды развития скоростных способностей. Методика развития быстроты. Методы и средства развития скоростных способностей: метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью; игровой и соревновательный метод, метод динамических усилий, облегчённых внешних усилий. Дозировка нагрузки при использовании различных средств развития скоростных способностей.
Возрастные особенности применения средств для развития скоростных способностей.
Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие выносливости с упражнениями на развитие других физических качеств.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты.
1.13.РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие выносливости, виды (общая и специальная: силовая, скоростная, координационная, специальная). Работоспособность, утомление и выносливость. Факторы, влияющие на проявление и развитие выносливости. Методика развития выносливости. Средства развития общей и специальной выносливости. Методы развития выносливости (равномерный, непрерывный, повторный, переменный) и этапы развития выносливости. Дозировка нагрузки при использовании различных средств развития выносливости.
Особенности применения упражнений на выносливость в различные возрастные периоды жизни человека.
Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие выносливости с упражнениями на развитие других физических качеств.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.
1.14. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Определение понятия гибкости, формы проявления гибкости и факторы, влияющие на ее проявления. Общая и специальная, активная и пассивная гибкость. Физиологический механизм проявления гибкости.
Методика развития гибкости: средства, методы. Физические упражнения, применяемые для развития гибкости. Влияние температуры окружающей среды, времени суток на проявление гибкости. Возрастные периоды развития гибкости. Особенности применения упражнений на гибкость (подвижность в суставах) в различные возрастные периоды жизни человека.
Место упражнений на гибкость в учебно-тренировочном занятии. Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие гибкости с упражнениями на развитие других физических качеств.
Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости
1.15. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Особенности развития движений у детей в дошкольном возрасте. Средства физического воспитания дошкольного возраста. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми в дошкольном возрасте.
Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях. Содержание программы по физическому воспитанию в ДОУ. Особенности построения учебных занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.16. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. Средства физического воспитания детей школьного возраста. Основное содержание предмета «Физическая культура» в школе: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры.
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.
Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте. Средства физического воспитания. Особенности методики физического воспитания детей в среднем школьном возрасте.
Физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте. Характеристика средств физического воспитания. Особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста.
Урок физической культуры как основная форма физического воспитания в школе. Требования к уроку. Структура урока и характеристика его частей. Постановка задач урока. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. Организация и методические основы проведения урока физической культуры. Дозирование физических нагрузок на уроке. Общая и моторная плотность урока. Формирования навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Внеклассные формы организации занятий. Школьный спортивный клуб.
Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений. Формы физического воспитания в семье.
1.17. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цели и задачи физического воспитания студентов ВУЗа. Основные разделы программы физического воспитания. Обязательный и факультативный курс физического воспитания в ВУЗе.
Дисциплина «Физическая культура» в ФГОС высшего образования. Особенности содержания и построения вузовского курса физического воспитания. Типовое содержание программы по физическому воспитанию студентов, ее нормативные основы. Разделение студентов на занятия по физической культуре: основная, подготовительная и специальная медицинская группы. Особенности методики и общего построения занятий в подготовительном и специальном отделениях, отделении спортивного совершенствования. Профессионально-прикладная подготовка в вузе.
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в ВУЗе. Спортивные соревнования среди студентов. Организация физического воспитания как формы досуга студенческой молодежи. Студенческий спортивный клуб. Характеристика основных документов планирования физического воспитания в ВУЗе.
1.18. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Планирование физического воспитания (перспективное, текущее, оперативное). Требования и к планированию, методическая последовательность. Характеристика основных документов планирования физического воспитания: учебный план, учебная программа, учебный план-график, календарно-тематическое планирование занятий, расписание занятий, план-конспект урока.
Планирование дополнительных форм физического воспитания (спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, соревнования, спортивные праздники и т.д.).
Планирование занятий по физическому воспитанию для людей различных возрастных групп. Учет деятельности по физическому воспитанию в различных учреждениях и его влияние на планирование.
1.19. СПОРТ, ЕГО ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Спорт как исторически сложившаяся специфическая человеческая деятельность. Спорт в структуре современного общества, спортивные, объединения в мировой социально-политической системе. Основные понятия, относящиеся к спорту.
Классификация видов спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности.
Система отбора и спортивной организации. Система соревнований. Система спортивной тренировки. Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки. Спортивные достижения и тенденции их развития. Разнообразие видов спорта в мире, в нашей стране.
Функции современного спорта. Специфические и общие функции спорта. Гуманистическая направленность функции спорта.
Типы спорта, сложившиеся в мире.
Массовый спорт (спорт для всех). Критерии эффективности по факту регулярных занятий и участия в соревнованиях, личных достижений. Главная черта- доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора.
Детско-юношеский спорт. Два направления: первое - подготовка спортивных резервов, связь со спортом высших достижений; второе - использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подрастающего поколения, связь с массовым спортом. Критерии эффективности - массовость охвата занимающихся, подготовка резерва высококвалифицированным спортсменам.
Спорт высших достижений. Установка на победу, рекорд, призовое место. Критерии эффективности - по итогам крупнейших соревнований. Наличие специального отбора лиц для занятий и участия в соревнованиях.
Профессиональный спорт (Олимпийский спорт). В его основе лежит стремление спортсменов победить и получить вознаграждение. Источники существования - самоокупаемость, прибыль, реклама и пр. Характеристика спортсменов-профессионалов и профессиональных клубов.
1.20. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Требования к спортсмену в современном спорте и необходимость совершенствования подготовки спортсменов на основе системного подхода. Понятие «спортивная подготовка».
Многолетний характер подготовки спортсменов от начала специализированных занятий спортом в детском возрасте до прекращения активных выступлений в спорте высших достижений.
Структура системы подготовки спортсменов: подсистема целей и модельных показателей на весь многолетний период: подсистема обеспечения (отбор спортсменов, тренерские и др. кадры, материально-техническая оснащенность, формы организации, управление); подсистема реализации целей и достижения модельных уровней (тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена).
Определение «спортивная тренировка», «спортивная форма». Цели и задачи, методы, принципы спортивной тренировки. Характеристика основных сторон спортивной тренировки:
- спортивно-техническая подготовка.
- спортивно-тактическая подготовка.
- физическая подготовка (общая и специальная физическая подготовка).
- психическая подготовка.
- теоретическая подготовка.
1.21. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МНОГОЛЕТНИЙ ПРОЦЕСС
Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Характеристика этапов спортивной тренировки: этап предварительной подготовки, этап начальной спортивной специализации, этап углубленной специализации в избранном виде спорта, этап спортивного совершенствования, этап высшего спортивного мастерства. Отбор, этапы отбора, спортивная ориентация.
Понятие «спортивная ориентация». Понятие «спортивный отбор». Место отбора в многолетней системе подготовки спортсменов. Связь со спортом высших достижений, массовым и детско-юношеским спортом. Организация отбора на всех уровнях. Методика отбора на всех уровнях.
Суть планирования в спорте. Перспективные, годичные планы. Цикличность планирования спортивной тренировки. Построение тренировки в микроциклах, мезоциклах, макроциклах. Комплекс показателей, на основе которых разрабатываются планы. Разработка планов подготовки в избранном виде спорта. Документы планирования и контроля за развитием спортивной формы.
Основные виды контроля - этапный, текущий и оперативный. Основные формы контроля - педагогический, медико-биологический, психологический. Методы контроля. Учет в процессе спортивной тренировки. Принятие решений об уровне подготовленности спортсмена и внесение коррекций в тренировочные программы.